Найти тему
Призма веры

Стена Нигилизма

Оглавление

Современный человек, каким мы его знаем сегодня, появился из колыбели христианской цивилизации. Христианство создало основу для познания мира, проложив путь к развитию науки. На протяжении веков, по мере того как люди стали все больше полагаться на научные достижения и удобства, которые шли следом, они постепенно отошли от веры, забыв о том, что вера была основой науки. Став якобы менее значимой, вера стала казаться анахронизмом тем, кто больше не практиковал ее регулярно.

Такое либеральное отношение к христианству привело к массовому отторжению веры среди широких слоев населения. Но что заменило Христа в этом новом мире? Ответ таков: ничего. Нигилизм, вера ни во что, укоренился как "вера" тех, кто не хочет верить по-старинке. Как духовное явление, нигилизм следует своим четким законам и диалектике. Этот процесс его развития хорошо описан о. Серафим Роузом в книге "Нигилизм: корень революции современной эпохи". Эта диалектика так же ярко проиллюстрирована в фильме Алана Паркера "Стена" (“The Wall”). В данной статье мы рассмотрим концепции из книги, взяв иллюстрации из фильма, чтобы понять нигилизм.

Этапы развития нигилизма

-2

1. Либерализм

Если смотреть хронологически, фильм начинается с детства главного героя, где он сталкивается с консервативными институтами Церкви, школы, семьи, войны (которая, как мы видим из фильма, никогда не кончается). Эти институты формируют его ранние переживания, но он принимает их, не понимая их цели. Этот этап представляет собой либеральную фазу нигилизма, когда традиционные структуры воспринимаются как должное, но их значимость не подвергается глубокому сомнению.

2. Реализм

По мере того как главный герой становится старше, он начинает относиться к миру рационально. Он стремится получать от жизни только то, что ему нужно: устраивается на работу, женится и покупает квартиру. Однако травмы из его прошлого продолжают накапливаться, и он начинает смотреть на мир сквозь прагматичную, хотя и несколько циничную призму. Этот этап характеризуется реалистичным мировоззрением, когда главный герой вступает в "объективные" отношения с миром, но его продолжает преследовать неразрешенная боль.

3. Витализм

Переутомленный и перенапряженный главный герой начинает сомневаться в правильности бесконечных "крысиных бегов". Он идет на сделку с совестью. Он отвергает моральные принципы, которых он когда-то придерживался. Крайний скептицизм охватывает все сферы его бытия, и он ищет все что угодно (кроме веры в Бога конечно же), что поможет ему осмыслить его жизнь. Он обращается к алкоголю и супружеской неверности, экспериментируя с различными стилями жизни. Это виталистическая стадия, на которой он ищет новые формы жизни и самовыражения, но в конечном счете находит их пустыми. Как раз в этот момент и появляется "стена", которая является метафорой барьера между ним и верой.

4. Нигилизм разрушения

В кульминации фильма главный герой переживает психическое расстройство. Он становится тем, что о. Серафим Роуз называет "великим упростителем," который стремится разрушить существующий порядок. Это стадия разрушительного нигилизма. Здесь разочарование главного героя приводит его к отказу от всех форм смысла и структуры.

Конечная цель нигилизма

Нигилизм стремится превратить человека (точнее все человечество) в существо, лишенные Божьего образа, существо лишенное веры и легко поддающиеся манипулированию темных сил.

В конце фильма мы видим намек на новый мир, в котором исчезли старомодные концепции и моральные устои. Люди с открытым сознанием становятся восприимчивыми к контролю со стороны идеологов, названных в фильме "кровоточащими сердцами и художниками" в финальной песне:

В полном одиночестве или вдвоем
Те, кто по-настоящему любит тебя
Ходят взад и вперед за стеной
Некоторые держатся за руки
Некоторые собираются в группы
Кровоточащие сердца и художники
Отстаивают свою позицию
И когда они отдают тебе все, что у них есть
Некоторые спотыкаются и падают, в конце концов, не так-то просто разбить свое сердце о стену какого-то сумасшедшего ублюдка.