Задолго до Санта-Клауса, рождественских песен и елок, украшенных гирляндами, люди в средневековой Европе отмечали Рождество двенадцатью днями пиршеств и веселья, кульминацией которых была Крещенская ночь с шумным коронованием «Короля Безумства».
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
В те времена Рождество завершало пост Адвента. Лорды снабжали своих крепостных дровами, хлебом и элем. Это был период праздников, и для тех крестьян, кто мог себе позволить, пирог с фаршем или олениной был вполне уместен.
Хотя Рождество в Средние века было временем праздника, оно не подразумевало особого рождественского меню. Ели мясо, пили пиво и глинтвейн — так же, как и в любой другой праздничный день.
Йольское полено и пиво от барона были пережитками дохристианских нордических и германских племен, которые до пятого века отмечали середину зимы пивом, большими кострами, жертвоприношениями животных и обливанием кровью. Литры эля выпивались в честь Одина, бога исцеления, смерти, мудрости и королевской власти, на йольских пирах. К средним векам, примерно с 400-х до 1400-х годов, языческие праздники Йоль (в северной Европе) и Сатурналии (в южных регионах, ближе к Риму) были уже далекими воспоминаниями. Сатурналии были запрещены гражданским кодексом. Рождество оставалось Рождеством, но не было главным праздником года.
«Рождественский пир не был значимым событием в средневековом мире, как сейчас», — рассказал Джеймс Гинтер, декан теологии Университета Святого Михаила и медиевист, в интервью The Catholic Register. «Главным праздником была Пасха, это центр литургического года для средневекового христианства».
Обмен подарками был связан с праздником Святого Николая (6 декабря) или Богоявления (6 января) — традициями, которые до сих пор живут во многих европейских культурах. Спокойное празднование Рождества в средневековой Европе не означает, что христиане того времени не ценили и не понимали богословскую значимость Воплощения.
«Они интересовались Воплощением, но не обязательно в литургическом плане», — объясняет Гинтер. «Для теологов, особенно в Париже, праздник Богоявления становился возможностью поговорить о природе теологической работы и даре Бога человечеству».
Вне средневековых университетов Рождество было естественным временем для пиршеств в аграрных обществах средневековой Европы. Урожай был собран, и до весны не было никаких сельскохозяйственных работ. Домашние животные, однако, с наступлением зимы становились все худее и менее ценными. Поэтому было хорошее время для забоя, и все лишнее мясо, которое нельзя было легко сохранить, шло на столы. Был естественный ритм праздников и постов, который пронизывал культуры и определял год для средневековых христиан.
«В средние века практика христианства имела более покаянный характер, чем в современности. Сейчас мы воспринимаем пост скорее как очищение, а не как покаянное деяние», — сказал Гинтер.
Каждый переход между постом и пиршеством был важным, определяющим моментом. Король Иоанн Английский устроил рождественский пир в 1213 году, на котором было выпито 24 бочки (240-литровых) вина, съедено 200 свиней, 1000 кур, 50 фунтов (22,7 килограмма) перца и 10 000 соленых угрей.
Каждый из дней между Рождеством и Богоявлением отмечался, вспоминая первого мученика, Святого Стефана, 26 декабря, Святого Иоанна Апостола, 27 декабря, и праздник Святых Невинных, убитых царем Иродом, чтобы предотвратить воцарение Иисуса, 28 декабря.
«Реалии мира возвращались очень быстро», — отметил Гинтер.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.