Мукарнас или Ахупа (на персидском языке), сложный архитектурный орнамент, занимает значительное место в архитектуре, завораживая глаза и умы поклонников на протяжении столетий.
В нашем мире цифрового производства трудно представить, что эти сложные, идеальные геометрические формы были сделаны вручную сотни лет назад!
Орнаменты мукарнас очень похожи на ульи. Они построены в виде слоев, наложенных друг на друга, чтобы украшать здания, и иногда постепенно меняют свой внешний вид от одной геометрической формы к другой.
Рассматривая естественные сосульки и известняковые конусы в пещерах в Иране, можно узнать, что первые художники Мукарнаса вдохновлялись теми же сталактитами и сталагмитами и создавали похожие формы внутри и снаружи зданий, используя кирпичи, штукатурку или цемент.
Что такое архитектура Мукарнаса?
Мукарнас — это больше, чем просто элемент декора; он служит свидетельством необычайного мастерства и математической точности исламских мастеров.
Он демонстрирует бесшовное слияние художественного выражения, архитектурных инноваций и духовного символизма. От своего исторического происхождения до современных адаптаций мукарнас оставил неизгладимый след в архитектуре исламской эпохи и продолжает вдохновлять архитекторов, художников и ученых.
В этой статье мы углубимся в богатую историю, архитектурные особенности, символические значения и примечательные примеры мукарнаса.
Мукарнас был очень популярен в иранской архитектуре до появления ислама. Конечно, он чем-то отличался от искусства мукарнас после появления ислама.
Происходящий от слова Karniz в старом пехлевийском персидском или арабского слова «qarn», означающего рог, мукарнас относится к декоративной технике, которая создает потрясающие трехмерные геометрические узоры.
Теперь вы узнали происхождение слова "карниз"😉
Характеристики архитектуры Мукарнас
Одной из определяющих характеристик архитектуры Мукарнас является использование сложных геометрических узоров .
Эти узоры тщательно проработаны, часто с симметричными конструкциями, которые создают ощущение гармонии и равновесия. Отдельные ячейки, или мукарны, аккуратно накладываются друг на друга, образуя визуально ошеломляющий каскад форм.
Сложность дизайна увеличивается по мере того, как ярусы поднимаются, в результате чего получается впечатляющее проявление архитектурного мастерства.
Элемент проектирования мукарн:
На этой фотографии вы можете увидеть деревянные леса и цемент, которые использовались для сборки одного из видов мукарнаса:
Замысловатые узоры мукарнас отражают математическую точность и внимание к деталям, которые высоко ценятся в архитектуре исламской эпохи.
Этот стиль орнаментации часто встречается в религиозных сооружениях, таких как мечети, где он служит визуальным представлением божественного порядка и красоты вселенной.
Композиции мукарнас используются в основном для создания плавных визуальных переходов между прямыми стенами и купольными помещениями и выполняют косметические, а не структурные функции. Их можно встретить в куполах, полукуполах, куполах, нишах, арках и свесах (где верхние углы квадратной комнаты заполнены, так что потолок выглядит куполообразным).
Помимо эстетической привлекательности, архитектура мукарнаса также служит практическим целям. Многоуровневая структура мукарнаса помогает распределить вес и обеспечивает структурную поддержку, позволяя архитекторам создавать более крупные и открытые пространства. Кроме того, мукарнас можно использовать для сокрытия перехода между квадратным основанием и куполом, добавляя элегантности общему дизайну.
Мукарнас можно найти в многочисленных архитектурных шедеврах по всему миру. Один из самых известных примеров — дворец Альгамбра в Гранаде, Испания.
Увидеть шедевры можно в Северной Африке, Турции, а также в Самарканде, Бухаре и даже..Санкт-Петербурге:
Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, Россия
Мечеть в Санкт-Петербурге построена по проекту Николая Васильевича Васильева -гражданского инженера и художника-архитектора, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I.
К работе привлекли польского мусульманина гражданского инженера Степана Самуиловича (Самойловича) Кричинского, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I.
Над мозаичным оформлением портала, купола и минаретов трудились мастера в посёлке Кикерино близ Гатчины под Петербургом, здесь находились мастерские Художественно-керамического производства «Гельдвейн ― Ваулин». Работа была заказана Петру Кузьмичу Ваулину.
Эскизы медальонов для фасада здания были выполнены крымским татарином Ильясом мурзой Бораганским, известным издателем и преподавателем факультета восточных языков Императорского Петербургского университета, владельцем «Первой специализированной, артистической и художественной электропечатни».
Божественная геометрия Мукарнаса, изумительные узоры отражены в чудесном искусстве минакари:
Россию и древние Иранские земли связывает многовековая история, о которой нам мало, что известно, предметы ювелирного искусства древности могут кое что рассказать внимательному и вдумчивому человеку: