Автоматические коробки автомобилей имеют режим паркинга P, который, как кажется многим водителям, может дублировать стояночный тормоз. Так ли это на самом деле?
Как «автомат» удерживает машину на паркинге?
Парковочный режим многих автоматических коробок имеет прямую механическую связь с автоматической коробкой. Привод перемещает специальный кронштейн с коромыслом, на конце которого стоит фиксатор. Этот механизм запирает вал коробки, где имеется колесо с прорезями, похожее на шестерню. При попадании фиксатора в паз происходит жесткое его зацепление — вал не может вращаться.
Эти запирающие зубья могут держать относительно невысокие нагрузки. Если превысить усилие, то запирающий механизм может проскакивать и срезать края запирающей фиксатора и зубья шестерни.
К примеру, если водитель передвинет селектор «автомата» в парковочный режим на скорости, то, помимо резкого торможения, будет раздаваться громкий скрежет. Это коромысло перескакивает по зубьям и хрустит, теряя часть металла. В коробке остается мелкая стружка, которая представляет опасность для трущихся механизмов. В худшем случае зуб фиксатора может обломиться и остаться внутри трансмиссии.
Примерно такая же ситуация, но в гораздо меньшем масштабе происходит и при ежедневной парковке. После 10−15 лет эксплуатации, когда усталостные деформации достигают критической величины, зуб фиксатора может отвалиться даже при небольшой нагрузке.
Если забыть затянуть «ручник», то масса стоящей под уклон машины напирает на зубья вала и вызывает в них внутренние напряжения, которые действуют в течение многих часов стоянки. Особенно опасно, когда машина висит на зубьях неделями или месяцами во время стоянки на склоне. Для новой машины это не страшно, а вот для автомобилей с большими пробегами подобные испытания не всегда заканчиваются хорошо. Фиксатор ломается в самый неожиданный момент, и машина рискует покатиться вниз.
Как правильно парковать автомобиль с «автоматом»?
Во время постановки автоматической коробки на «паркинг» важно убрать избыточную нагрузку с автоматической трансмиссии. Для этого перед включением режима «P» необходимо затягивать ручной тормоз. Алгоритм выглядит следующим образом.
Сначала водитель останавливает машину и, не отпуская педали тормоза, дергает ручник на себя. В этом случае автомобиль распределяет нагрузку на тормозные механизмы и диски. Затем, когда транспортное средство надежно зафиксировано, можно отпускать педаль тормоза и устанавливать селектор автомата в режим «P».