Найти тему
Пригодится

Сториборд, мудборд и прочие м..., извиняюсь, -борды

Оглавление

Давайте поговорим про сториборды, мудборды, и прочие мудборды.

Про "м..." в заголовке я написал, потому что для меня лично звучание неологизма "мудборд" не благозвучно. Может, потому что я никак не могу выкинуть из головы другую ассоциацию? У нас есть зарубежный партнёр, название компании использует фамилию её создателя, которая по-русски читается как "скотина"... В бизнесе - отличные партнеры, кстати.
Титульный коллаж к статье Олега Лубского про сториборд, мудборд и их синонимы | © автор иллюстрации Олег Лубски 2024
Титульный коллаж к статье Олега Лубского про сториборд, мудборд и их синонимы | © автор иллюстрации Олег Лубски 2024

Но начну с термина "сториборд". Он появился в русском языке раньше.

Сториборд

"Сториборд" как термин имеет русский аналог (синоним) — "раскадровка". Использование определяется личными предпочтениями.

На мой взгляд, слово "сториборд" употребляют те представители медиаиндустрии, кому надо обратить на себя внимание. Но внимание на себя обращают не слова, а дела. Так что следите за результатами своих раскадровок (сторибордов), какие они производят впечатления на ваших партнёров и заказчиков, а не за своими словами (употребляемыми терминами).

Далее по разделу СТОРИБОРД я буду использовать его как слово, раз уж раздел посвящен этому термину.

ЭТИМОЛОГИЯ

Слово "сториборд" — линейная (буква-в-букву) транскрипция с латиницы в кириллицу английского составного термина, который пишется слитно: "storyboard" ("story", в переводе "история" + "board", в переводе "доска"), по смыслу — "история на доске"; по смыслу в применении — набор зарисовок истории, в которых она изображается с участием персонажей и иногда фонов. Специалиста, выполняющего работу по созданию сториборда называют "сторибордистом". Равный ему синоним — "раскадровщик". Я лично предпочитаю использовать второй вариант.

Виды сторибордов:

  • клиентская (для внешнего использования);
  • режиссёрская (для внутреннего использования).
Под внешним понимаем сдачу работы заказчику, под внутренним — сдачу работы внутри кино-, ТВ- или видеогруппы, куда нанят и сторибордист. Как правило работу во втором случае у сторибордиста принимают режиссёр и оператор-постановщик, могут ещё присоединиться художник-постановщик и креативный продюсер.

Как вы уже заметили в предыдущем абзаце, в сториборде фоны — не "всегдашнее" явление. Иногда режиссёру достаточно расстановок персонажей по мизансценам, по их крупностям и оптическим осям, а фоны он додумывает он сам или в группе с художником-постановщиком, когда занимается режиссерским сценарием. Но в любом случае набор отдельных изображений, назовём их слайдами, — это зарисовки вашей истории по уже написанному сценарию или хотя бы синопсису, в которых вы изображаете будущий фильм, серию сериала, анимацию или ролик (если ролик простой, то сториборд конечно не нужен) и он, этот набор помогает увидеть общую картину будущего аудиовизуального произведения.

Утилитарное значение сториборда: он даёт возможность полноценно подготовиться всем участникам съёмочной группы.

Чтобы ускорить понимание сториборда всеми (а это экономит время и деньги), и опытными и новичками, и эстетами, и простаками, придумали неформальные стандарты для сторибордов. И назвали этот вид унификации "широко используемыми шаблонами".
Стандартов типа ГОСТ тут нет.
Поэтому в качестве примера я приведу самый простой шаблон.
Мне он, между прочим, тоже нравится.

Один из вариантов шаблона для сториборда (раскадровки)
Один из вариантов шаблона для сториборда (раскадровки)

Преимуществ от сториборда много и профессионалы их знают. Поэтому нижеследующее перечисление, оно больше для новичков в индустрии:

  • исполнительный продюсер — просчитает стоимость проекта более детально;
  • второй реж — составит КПП эффективно и поможет поменять некоторые ходы и сцены (часто на пользу финальному результату или для минимизации бюджета или закрытия дырок по форс-мажору);
  • супервайзер по графике — сможет сделать планирование по спецэффектам;
  • режиссёр — получит инструмент всю команду на площадке включить в сюжет на предметном уровне (мизансцена, ракурсы, реплики и т. д.), т. е. без воды в киселе;
  • оператор — поймёт какие кадры нужно создать и что/как понадобится для реализации видения режиссера.;
  • гафер — во главе команды осветителей предложит свои световые схемы и решения и эффективно их реализует;
  • и так можно продолжить по каждому члену киногруппы, ну разве что водителям и рабочим на площадке она не нужна.

Квинтэссенция преимуществ сторибордов:

  1. экономия времени при производстве;
  2. экономия производственного бюджета;
  3. своеобразный бэкап художественного производства.


Требуется дальнейшее погружение в тему сторибордов (они же раскадровки)обращайтесь к профессионалам. Практикующих много. Правда не все готовы делиться секретами бесплатно.

Мудборд

Мудборд — это второй и последний "-борд" в статье.

ЭТИМОЛОГИЯ

Слово "мудборд" — тоже линейная (буква-в-букву) транскрипция с латиницы в кириллицу, родственного сториборду английского составного термина, но в отличие от него пишущегося раздельно: "mood board" ("mood", в переводе — "настроение", "состояние" + "board", в переводе "доска"), по смыслу — "доска настроения"; по смыслу в применении — набор фотографий, иллюстраций, паттернов, слоганов, шрифтов и цветовых схем проекта, где надо передать его (проекта) художественно-дизайнерский образ. Мудборд, если обобщённо — это визуальное представление будущего дизайна.

Мудборд изготавливают для будущего дизайн-проекта, чтобы понять, каким видится визуальное решение, какие образы предлагается взять за основу, как будут сочетаться цвета и какой будет типографика.

Мудборды, как и сториборды, бывают двух типов:

  • клиентские;
  • для внутреннего использования.

Мудборды, как и сториборды, работают только со статическим изображением и тестовым сопровождением (больше на уровне брендинга и слоганов конечно же).

И в отличие от сториборда, мудборд может быть выполнен уже после завершения проекта, когда его надо продать или прорекламировать. Иными словами, мудборд выступает тогда в качестве превью готового дизайна.

При этом считается, что мудборд отличается от референса (другое заимствованное слово в русском языке).
Референсы — это отдельные образцы, как бы примеры.
А мудборд — это способ представления референсов,
объединённых общей идеей, настроением, цветовой гаммой
или другим признаком.

Выглядит мудборд в основном как подборка фото, коллаж, или как цветовая схема.

Стандартов тоже нет. Но, опять же, если сравнивать со сторибордами, тут даже шаблонов нет. Мудборд может выглядеть как угодно — и как красивый коллаж, и как простой набор картинок. Это зависит от задачи.


Использовать мудборды в проектной работе необязательно, но считается, что они облегчают поиск визуального решения.

Плюсы от мудбординга:

  • дизайнеру — мудборд помогает придерживаться утверждённой цветовой гаммы, шрифтового решения, общего настроения;
  • технологу — соблюсти заданные рамки, что упрощает работу и делают результат предсказуемым для клиента;
  • бизнесу в целом — уменьшить/сократить трения с клиентов на разрыве спроектированное/полученное; ибо заказчик не обязан разбираться в сетках, шрифтах и цветах.

Простой совет.
Избегайте пожалуйста ситуаций, обратных с действиями заказчиков, которые, зная слово "шрифт", любят при объяснении чего хочется бросаться фразой типа "поиграйте шрифтами". Профессиональна фраза "давайте добавим паттерн" в адрес клиента не должна звучать вашей местью. :)


Мудборд сегодня — эффективный инструмент для абсолютно любой креативной задачи.

Их используют уже не только веб-дизайнеры, дизайнеры рекламы, интерьера, одежды, художники и фотографы. Режиссёры, режиссёры монтажа, саунд-дизайнеры и прочие спецы по созданию единиц аудиовизуального контента тоже стали составлять сами или предоставлять им мудборды.

Ещё раз.
Специальных правил по размещению фотографий и иллюстраций нет, всё располагается произвольно. Дизайнеры, оформляющие мудборды, ориентируются в подавляющем предпочтении на эстетику того или иного проекта.

Как составить мудборд: изучайте сервисы, приложения, программы;
работайте с качественными фотографиями, графикой, шрифтами и рисунками, этими универсальными элементами мудборда для любого проекта.

Хотите проконсультироваться по части медиаиндустрии и гейминга?
Тогда пишите на
filmsindevelopment@gmail.com
или в Инстаграм, жмите
СЮДА.
Консультация платная.

---***---

#мудборд #сториборд #раскадровка #дизайн #эксперт #экспертиза #статья #консультация #консалтинг #олеглубски #oleglubske #нуженавтор #фильм #кино #анимация #подкаст #сценарий #гейминг #медиаиндустрия #продюсирование