Народная травма?
В современной историографии часто можно встретить информацию о том, что царь Иван Грозный был жестоким правителем, который казнил людей тысячами. Ему приписывают ужасные деяния и даже геноцид русского народа. Особенно активно эту точку зрения продвигают иностранные источники, которые часто основаны на преувеличениях и слухах.
Когда иностранные путешественники рассказывают о деспоте Иоанне IV, они дают волю своей фантазии. А когда речь заходит о массовых казнях, например, при взятии Новгорода и Полоцка, чувство дозволенного у них, кажется, исчезает вовсе. Европейцы в целом любили приукрашивать то, что видели в других странах. Отчасти это делалось для того, чтобы оправдать жестокости, которые творились в Европе того времени.
Если говорить о русской историографии XVI–XVII веков, то использование иностранных источников при её изучении будет большим заблуждением. Для получения более точной информации современные исследователи обращаются к синодикам. Они содержат сведения о репрессиях со стороны грозного царя, хотя и не являются исчерпывающими. Например, в них не попал митрополит Филипп, убитый опричниками, а также не охвачены некоторые периоды правления Ивана Грозного. Однако даже эти неполные данные позволяют предположить, что за полвека правления Ивана IV было казнено около пяти-шести тысяч человек.
Утверждение, что за одну только Варфоломеевскую ночь народу убили больше, не лишено оснований. Однако почему же правление Грозного произвело столь сильное впечатление на людей и почему о нём обычно вспоминают в негативном свете? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.
Если мы начнём исследовать историю, то увидим, что чем дальше мы уходим в прошлое, тем меньше было казней на Руси. В некоторые периоды времени казнили только конокрадов.
Русская политическая культура никогда не была склонна к политическим репрессиям и террору. Русские не умели и не хотели совершать злодеяния ни над покорёнными народами, ни над своими бунтовщиками.
Ни «азиатчина», ни «татарщина» не смогли привнести в Русь идеологию жестоких расправ над политическими соперниками. Русские элиты многому научились у ордынцев: от дисциплины на поле боя до части государственного устройства. Однако одному они так и не научились — жестокости.
В истории Руси нет признаков целенаправленных государственных репрессий. И в этом кроется загадка всей истории.
Первым репрессии ввёл царь Иван Васильевич в 1568 году, и это произвело сильное впечатление на его современников. Слуги монарха были изумлены, потому что на Руси впервые убили почти сотню человек, в том числе невинных, включая женщин и детей.
Регентша Новгорода Елена Глинская в 1537 году повесила тридцать новгородцев за участие в мятеже князя Андрея Старицкого. Этого было достаточно, чтобы напугать не только правящие элиты, но и местных жителей.
Откуда же у Ивана Грозного взялось такое отношение к своим подданным?
Сейчас исследователи склоняются к тому, что после обретения независимости от вассальной зависимости и победы над врагами на востоке Русь всё больше начала ориентироваться на Запад. В Европе XV-XVII веков политические репрессии были обычным делом. Людей казнили часто и без особой причины. Например, король Англии Генрих VII, пользуясь «Законом о бедных», казнил 72 тысячи человек только за бродяжничество.
Во времена правления Марии Тюдор между Россией и Англией установились тесные дипломатические связи. Именно тогда в Англии начали массово сжигать протестантов. В Европе царила инквизиция, которой активно пользовались светские власти, казня десятки тысяч людей, часто невиновных. Инквизиция — это отдельная тема для разговора, мы ещё вернёмся к ней в других статьях.
Всю Европу сотрясали религиозные войны. Эпоха Просвещения принесла не только культурный подъём, но и породила множество ответвлений в церкви, что привело к войнам. Европейцы массово расправлялись друг с другом. Свирепые войны гугенотов и католиков во Франции, иконоборцы в Нидерландах, жестокие действия герцога Альбы в тех же Нидерландах. Испанцы стремительно покоряли Новый Свет, истребляя местное население.
Ивану Грозному было чему поучиться у европейских коллег, когда он развернулся на запад.
Однако нужно ответить на главный вопрос статьи: был ли Иван IV злодеем, каким его пытаются представить? Действительно, история — это наука, где сложно определить степень злодеяний отдельных исторических личностей. Если говорить о привнесении на Русь тактики политических репрессий, то это, несомненно, плохой поступок, который подлежит осуждению. Но если сравнивать русского царя с западными правителями, то окажется, что он не такой уж и кровавый.
Важно понимать, что Иван Грозный был представителем высшей военной аристократии, человеком, которого с малых лет готовили не только к правлению, но и к войне. И в начале своего правления он воевал неплохо. Все помнят о том, как царь сажал бояр на бочки с порохом, но никто не помнит о взятии Казани. Однако даже после разгрома давнего соперника Руси царь Иоанн не отнёсся к татарам жестоко. Никто не стал выгонять их в леса, а спущенные вниз по Волге трупы сейчас считаются серьёзным преувеличением.
Если сравнивать с европейской политической культурой того времени, то царь обошёлся со своими давними врагами очень милосердно. Если бы Казань брали европейцы той эпохи, то ни Казани, ни татар, скорее всего, сейчас бы не существовало. Остатки населения вспоминали бы об этом так же, как сейчас тюркские народы Сибири вспоминают о геноциде войсками династии Цин джунгар.
Нельзя говорить о том, что Иван Грозный был однозначным злодеем для своей эпохи. Для европейского военного аристократа того периода царь Иоанн вообще был человеком милосердным, да и упрекнуть его в жестокости у современников не повернулся бы язык.
Другое дело, что политические промахи, а также династический кризис привели в итоге к Смутному времени на Руси, но эту уже совсем другая история.