Кто из вас не сталкивался с тем, что при постановке звуков губы вечно мешаются. То нижняя оттопыривается, то верхняя - к носу тянется. Было?
А между тем подвижность губ играет большую роль в звукопроизводстве – в образовании звуков.
Немножко сухих фактов:
1. Губы вытягиваются в трубочку при произнесении любого согласного, сели после него стоит звук [У] и округляться при звуке [О]. Звуки [О], [У]. Их так и называют огубленные (лабиализованные)
2. Губы могут обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках [и], [с], [з], [ц], [л] и др.)
3. Губы будут слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш], [ж]).
4. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа:
* Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'])
* образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф], [ф'], [в], [в']).
Вы обратили внимание❗️(см выше) - принципиальное участие губ наблюдается при произнесении гласных [О], [У] и при произнесении согласных с этими же гласными [О], [У]. Вернемся к этому позднее.
Сегодня поговорим про подвижность губ, а в следующих постах про нюансы в постановке разных звуков.
Выработке подвижности губ способствуют упражнения (рекомендации, конечно, М.Ф. Фомичевой):
1️⃣ «Заборчик» показывала в предыдущем рилс, но будет ещё уточнение в следующем видео.
2️⃣ «Трубочка» (для подгруппы – «Кто лучше сделает дудочку?»
Цель: выработать движение губ вперёд
Описание упражнения: Вытянутые сомкнутые губы вперед трубочкой удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.
Для подгруппы: Показать детям дудочку и предложить сделать дудочку из губ, вытянув их вперёд: «Я сделаю дудочку. Сделайте, как я» (вытянуть губы вперёд).
Удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.
Приём – потянуться губами к зеркалу, как будто хочешь сделать поцелуй.
3️⃣ «Улыбка-трубочка»
Цель: научить ребёнка легко переключаться с одного движения губ на другое.
Описание упражнения:
1 вариант: улыбнуться, показать зубы, удерживая губы под счёт от 3 до 5. Вытянуть губы трубочкой под счёт от 3 до 5.
2 вариант:
На счёт 1 – улыбнуться,
2 – вытянуть губы вперед.
Методические указания: следить, чтобы при выполнении упражнения зубы были сомкнуты, нижняя челюсть не выдвигалась, а упражнение выполнялось без напряжения.
4️⃣ «Губы круглые, как бублик»,
Цель: Активизация мышц губ.
Описание упражнения: Показать детям картинку, на которой нарисован круглый бублик, и сделать губы такими же круглыми, как бублик.
Методическое указание: Необходимо, чтобы ребенок делал упражнение без напряжения.
В движениях участвуют лишь губы, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.
При диспраксии можно использовать тейп. Не по прямому назначению, а для того, чтобы «почувствовать» губы. На видео покажу, что ещё можно использовать.
5️⃣ «Спрячем зубы».
Цель. Активизация мышц губ.
Описание упражнения: упражнение выполняется по показу действия, логопед просит: «Смотри, как я показываю зубы» Показать.
Вторая инструкция: «Спрячем зубы, закроем их, чтобы не было видно».
Методические указания: Ребенок сидит без напряжения. Движения верхней губой выполняются спокойно, без напряжения, зубы не нужно сжимать.
Удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.
Помните, как в предыдущих постах говорили об умении открывать рот. Использовали упражнение «Окошко». Сегодня ещё одно «секретное» упражнение
Оно особенно важно при образовании гласных звуков
6️⃣ «Кормление птенцов». Выполняется с подгруппой (так у М.Ф. Фомичевой), но вы можете выполнять и индивидуально.
Цель. Активизация мышц нижней челюсти.
Описание упражнение. Дети сидят на стульях лицом к. педагогу, который показывает картинку. На ней изображена птичка, кормящая птенцов.
Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем. Вы будете птенчиками, а я — мамой-птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы. Съели зернышки и закрыли клювы».
Дети выполняют эти движения. Игру можно проводить несколько раз.
Методические указания: Дети должны сидеть прямо, спокойно. Голову держать прямо, не кивать ею во время открывания и закрывания рта. Движение выполняет только нижняя челюсть, язык и тубы спокойны. Рот открывается спокойно, без напряжения.
Снять ролик?
Также есть доп.упражнения «Эхо», «Слоники» и др. Нужно?
#logomed_olga_azova_звукопостановка
#звукопостановка
#logomed_olga_azova_постановказвуков
#заборчик
#logomed_olga_azova_хорошийлогопед
#logomed_olga_azova_скоростькоррекциизвуков
#постановказвуков
#logomed_olga_azova_звукр
#звукр
#открываниерта
#logomed_olga_azova_открываниерта