Найти тему

ЗВУК НЕ СТАВИТСЯ КАК УЧАСТВУЮТ ГУБЫ?

Кто из вас не сталкивался с тем, что при постановке звуков губы вечно мешаются. То нижняя оттопыривается, то верхняя - к носу тянется. Было?

 

А между тем подвижность губ играет большую роль в звукопроизводстве – в образовании звуков.

Немножко сухих фактов:

 

1. Губы вытягиваются в трубочку при произнесении любого согласного, сели после него стоит звук [У] и округляться при звуке [О]. Звуки [О], [У]. Их так и называют огубленные (лабиализованные)

2. Губы могут обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках [и], [с], [з], [ц], [л] и др.)

3. Губы будут слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш], [ж]). 

4. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа:

* Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'])

* образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф], [ф'], [в], [в']). 

 

Вы обратили внимание❗️(см выше) - принципиальное участие губ наблюдается при произнесении гласных [О], [У] и при произнесении согласных с этими же гласными [О], [У]. Вернемся к этому позднее. 

 

Сегодня поговорим про подвижность губ, а в следующих постах про нюансы в постановке разных звуков.

 

Выработке подвижности губ способствуют упражнения (рекомендации, конечно, М.Ф. Фомичевой):

 

1️⃣ «Заборчик» показывала в предыдущем рилс, но будет ещё уточнение в следующем видео.

2️⃣ «Трубочка» (для подгруппы – «Кто лучше сделает дудочку?»

 

Цель: выработать движение губ вперёд

Описание упражнения: Вытянутые сомкнутые губы вперед трубочкой удерживать под счёт  от 3 до 5, 10, 20.

 

Для подгруппы: Показать детям дудочку и предложить сделать дудочку из губ, вытянув их вперёд: «Я сделаю дудочку. Сделайте, как я» (вытянуть губы вперёд).

Удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.

 

Приём – потянуться губами к зеркалу, как будто хочешь сделать поцелуй.

 

3️⃣ «Улыбка-трубочка»

Цель: научить ребёнка легко переключаться с одного движения губ на другое.

Описание упражнения:

1 вариант: улыбнуться, показать зубы, удерживая губы под счёт от 3 до 5. Вытянуть губы трубочкой под счёт от 3 до 5.

2 вариант: 

На счёт 1 – улыбнуться,

                2 – вытянуть губы вперед.

 

Методические указания: следить, чтобы при выполнении упражнения зубы были сомкнуты, нижняя челюсть не выдвигалась, а упражнение выполнялось без напряжения.

 

4️⃣ «Губы круглые, как бублик», 

 

Цель: Активизация мышц губ. 

Описание упражнения: Показать детям картинку, на которой нарисован круглый бублик, и сделать губы такими же круглыми, как бублик.

 

Методическое указание: Необходимо, чтобы ребенок делал упражнение без напряжения. 

В движениях участвуют лишь губы, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.

 

При диспраксии можно использовать тейп. Не по прямому назначению, а для того, чтобы «почувствовать» губы. На видео покажу, что ещё можно использовать.

 

5️⃣ «Спрячем зубы». 

 

Цель. Активизация мышц губ. 

 

Описание упражнения: упражнение выполняется по показу действия, логопед просит: «Смотри, как я показываю зубы» Показать. 

Вторая инструкция: «Спрячем зубы, закроем их, чтобы не было видно».

 Методические указания: Ребенок сидит без напряжения. Движения верхней губой выполняются спокойно, без напряжения, зубы не нужно сжимать. 

Удерживать под счёт от 3 до 5, 10, 20.

Помните, как в предыдущих постах говорили об умении открывать рот. Использовали упражнение «Окошко». Сегодня ещё одно «секретное» упражнение

Оно особенно важно при образовании гласных звуков

6️⃣ «Кормление птенцов». Выполняется с подгруппой (так у М.Ф. Фомичевой), но вы можете выполнять и индивидуально.

 

Цель. Активизация мышц нижней челюсти. 

Описание упражнение. Дети сидят на стульях лицом к. педагогу, который показывает картинку. На ней изображена птичка, кормящая птенцов. 

Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем. Вы будете птенчиками, а я — мамой-птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы. Съели зернышки и закрыли клювы». 

Дети выполняют эти движения. Игру можно проводить несколько раз.

 

Методические указания: Дети должны сидеть прямо, спокойно. Голову держать прямо, не кивать ею во время открывания и закрывания рта. Движение выполняет только нижняя челюсть, язык и тубы спокойны. Рот открывается спокойно, без напряжения.

Снять ролик?

Также есть доп.упражнения «Эхо», «Слоники» и др. Нужно? 

#logomed_olga_azova_звукопостановка

#звукопостановка

#logomed_olga_azova_постановказвуков 

#заборчик

#logomed_olga_azova_хорошийлогопед

#logomed_olga_azova_скоростькоррекциизвуков

#постановказвуков

#logomed_olga_azova_звукр

#звукр

#открываниерта

#logomed_olga_azova_открываниерта