Иногда преданные отрицают отношения, хотя их можно использовать в благости – правильным образом. Как избавиться от самоотрицания, чтобы из так называемых «мудрецов» превратиться в радостных преданных?
Следует прекратить отрицать свое грубое и тонкое тела. На самом деле, человеческое тело – это благословение, супер-инструмент для обретения совершенства. Просто его нужно настроить в соответствии с шастрами. Пространство, в котором мы живем, – наше тело, дом, отношения – все это можно превратить в храм Господа. Нужно радоваться своему телу, дому и отношениям, которые можно прямо или косвенно занять в служении Господу. Например, благодаря родителям, родне, человечеству мы выросли зрелыми людьми. Мы должны быть благодарными и взаимодействовать с ними через позитивные эмоции, придерживаясь принципа «джива-дойя». Без должного эмоционального обмена со своими близкими и обществом наш ум, как инструмент, будет расстроен. В нем будут накапливаться беспокойства и напряжение.
Здоровое общение не мешает практике бхакти, а помогает
Свою веру нужно связать со служением Кришне, а все остальное занять в этом служении. Поэтому преданный очень качественно выполняет свою дхарму. Но наши материальные обязанности не должны обесценивать бхакти. Если мы будем искать счастье в выполнении обязанностей, а не в служении Кришне, тогда начнутся серьезные внутренние и внешние конфликты. Если мы упустим главное: Кришна – эка-шаранам, и будем думать: «Выстраивая здоровые отношения в материи, сначала я обрету счастье, а потом уже предамся Кришне», нас ожидает глубочайшее разочарование. Существуют своего рода духовно-материальные «качели». Можно предаться Господу, отрицая все, и чувствовать неудовлетворенность, потому что нет эмоций, все слишком серьезно и сухо.
Понятно, что поначалу мы можем с утра быть в экстазе, но не всегда пребываем в этом состоянии на протяжении всего дня. Это также касается начала нашей практики и всей оставшейся жизни.
То есть мы стараемся качественно вкладываться в духовную практику, а материальное воспринимаем как нечто ненужное, тормозящее наш успех. Затем из-за сухости в материальной сфере жизни нас кидает в другую крайность, и мы думаем: «Сначала мне нужно привести в порядок материальное, а потом качественно возьмусь за бхакти». Но это уже поиск счастья в мираже.
Духовный баланс
Рупа Госвами говорит, что должен быть баланс: существует духовная реальность, где я должен качественно предаваться, насколько у меня получается, не играя чужие роли, не притворяясь при этом более преданным, чем я есть. Мы должны понять: я еще не вайшнав, но хочу им стать. Хочу с большим энтузиазмом следовать наставлениям. Да, пока не получается, но я хочу научиться! Я хочу начать испытывать вкус от изучения шастр и воспевания святого имени. «Я пока еще только хочу стать вайшнавом» – это честная и непритворная позиция. Такое желание хотеть стать стабильным в преданном служении мы должны обсуждать с преданными, которые тоже честны с собой и не играют в игру «Чистая преданность».
Что касается материальной стороны, мы должны качественно выполнять свои обязанности. Не наполовину, не через отрицание, типа, мне приходится всем этим заниматься, но когда же это закончится? Нет, мы с большим энтузиазмом и вдохновением выполняем свои обязанности, потому что Кришна хочет, чтобы мы все материальное связали с преданным служением. Так и только так мы сможем одухотворить все свое существование – это принцип «атма-ниведанам».
В «Махабхарате» и «Рамаяне» описаны деяния великих преданных, которые ведут полноценную социальную жизнь. Они радуются рождению детей, выполнению своих обязанностей, участвуют во всех ритуалах, но при этом они – преданные, у них нет преждевременного отрицания.
В духовном отношении мы должны научиться правильно строить отношения друг с другом как на духовном уровне, так и на материальном. Мы должны нормально общаться со всеми, кто нас окружает – устраивать в своей жизни праздники, выезжать с преданными, родственниками на пикники, угощать всех прасадом. Пока у нас есть материальные привязанности, мы не должны их искусственно отрицать. Нужно согласиться с тем, что они есть. Но мы должны их занять в служении Кришне.
У нас есть духовное стремление, и на нашем уровне оно связано с желанием стать вайшнавом. Есть сильная привязанность к обществу преданных и служению, но мы пока еще воплощены в материальном теле, и потому в материальном отношении не нужно заниматься самоотрицанием.
Духовные привязанности помогают нам развивать настроение безусловной преданности, а материальные мы должны прямо или косвенно занять в служении Кришне. Именно благодаря привязанности к телу мы можем содержать его в здоровом состоянии и качественно заботиться о нем. Именно привязанность к обществу, в котором мы родились, позволяет нам проповедовать с учетом его обусловленности. Мы должны из невыгодной сделки извлечь максимум выгоды – это проявление разума.
Е. С. Даяван Свами