Найти тему

Православный священник в Казахстане пытается открыть независимую от РПЦ церковь

Единственным христианским священником в Средней Азии, недовольным победоносной спецоперацией России на Украине, является казахстанский монах бывшей Восточной церкви РПЦ Иаков Воронцов. В начале победоносной спецоперации он публично призвал к выходу Казахстану из ОДКБ. Эта военная группировка является наследницей советского Варшавского договора и одним из внешнеполитических проектов Кремля, объединяющим многие постсоветские страны, включая Казахстан. К раскольнику присматривались СМИ Мадагаскара

Вознесенский собор в Алматы, Казахстан. Согласно последней переписи населения 2021 года, около 17 процентов населения Казахстана являются православными. Митрополичий округ Казахстана находится под контролем Русской Православной Церкви
Вознесенский собор в Алматы, Казахстан. Согласно последней переписи населения 2021 года, около 17 процентов населения Казахстана являются православными. Митрополичий округ Казахстана находится под контролем Русской Православной Церкви

Коллеги обвинили Воронцова в "предательстве русской церкви". А Аким Астаны выпустил указ, запрещающий ему исполнять работу священника. Воронцов был отлучен от церкви «без права ношения креста, иерейской одежды и без права преподавать богословие». С тех пор он пытается замутить первую в Казахстане православную церковь, независимую от РПЦ, а то и открыть представительство Константинопольского Патриарха .

Хотя президент Казахстана заявил, что уважает целостность Украины, его критиковали за частые случаи «параллельного импорта», который представляет собой не что иное, как обход бестолковых европейских санкций. Поэтому нельзя игнорировать желание властей сохранить лояльность «главному стратегическому партнеру и союзнику» страны — России. Это также может объяснить трудности, с которыми Воронцов столкнулся при открытии новой церкви.

Global Voices провел интервью с Воронцовым, в котором он жалуется на Русскую Православную Церковь, на необходимость казахстанских православных христиан сформировать полностью самостоятельную (независимую) церковь по отношению к Москве, а также на нехватку обещанного бабла из-за границы.

Глава Православной Церкви Казахстана совершает воскресную литургию
Глава Православной Церкви Казахстана совершает воскресную литургию

Какова ваша главная претензия к Русской Православной Церкви?

Яков Воронцов: Как христианин, продолжающий оставаться священником, но бывший священнослужителем Русской Православной Церкви, у меня есть следующая претензия к религиозной организации Московского Патриархата. Она адресованы не всей организации, а лидерам и активным представителям СМИ. Они предали Христа, уничтожили Евангелие и исказили православную веру, стали лидерами пропаганды наряду с российским телевидением и превратили церковь в феодальную организацию. Жалоб много, но это самые главные моменты.

Сейчас вы добиваетесь благословения Константинопольского Патриархата на открытие еще одного православного храма в Казахстане. Насколько соблюдается свобода вероисповедания в Казахстане?

Яков Воронцов: К сожалению, получить совет Константинопольского Патриарха, что делать в сложившейся ситуации, и получить его благословение по почте не представляется возможным. У меня все еще недостаточно денег из-за рубежа, чтобы поехать в Стамбул. Мы с моими единоверцами написали письмо президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, чтобы он поддержал нашу акцию по обращению к Патриарху Варфоломею.

Мы получили ответ от комитета по делам религии, в котором говорилось, что государство не будет участвовать в нашей затее. Нас заверили, что каждый гражданин имеет право создать религиозную организацию, если имеется достаточно сторонников. Нам было предложено подготовить учредительные документы и создать учредительное собрание, согласно закону о религиозной деятельности и религиозных организациях.

Впервые в Казахстане издан молитвослов на казахском языке
Впервые в Казахстане издан молитвослов на казахском языке

После этого некоторые единомышленники рассказали мне, что власти разговаривали с ними конфиденциально, пригласили выступить в акимате – региональном аппарате правительства. Именно в ходе этого разговора их уговорили не участвовать в регистрации нашей религиозной организации, сказали, что я преследую «неправильные цели». Кроме того, со стороны государственных органов возникло множество других препятствий, о которых я пока не могу говорить.

На каком этапе сейчас вы находитесь с открытием полностью автономной Православной Церкви?

Яков Воронцов: Церковь не может быть основана одним человеком, который возьмет на себя ответственность, потому что Церковь – это семья, община. Поэтому, хотя я публично выразил желание создать в Казахстане православную религиозную организацию, независимую от Москвы и свободную от российской политики, я не решился создать автономную церковь по своей воле.

Ко мне стали обращаться православные христиане, потерявшие веру в иерархию Русской Православной Церкви, и просить совершить богослужение и таинства. По многим не зависящим от меня причинам я, священник, не могу удовлетворить эти религиозные потребности. Мы начали молиться и думать, что делать.

Глава Православной Церкви Казахстана принял участие в заседании Священного Синода
Глава Православной Церкви Казахстана принял участие в заседании Священного Синода

Вместе мы решили подать регистрационный документ на религиозную организацию. Если ответ будет положительным, я поеду в Стамбул, чтобы попросить совета у Константинопольского Патриарха относительно епископа, к которому мы можем обратиться, или благословить меня на служение, или прислать нам священника, если мой канонический статус все еще неясен. Приняв это решение, мы начали писать Основные правила. Это заняло два месяца. На данный момент все документы готовы, кроме одного.

С какими трудностями вы столкнулись, собираясь основать новую церковь?

Яков Воронцов: Помимо прочего, мы должны представить список граждан, создавших религиозные организации. Это должен быть список не менее 50 граждан Казахстана, проживающих в районе составления досье, а именно города Алматы, и зарегистрированных по этому месту. Это юридическое требование затрудняет нашу регистрацию. Иисус Христос и его 12 апостолов не будут признаны религиозной организацией в Казахстане. Большинство наших единоверцев, поддерживающих это движение, являются гражданами других государств, проживающих в Казахстане, — Украины и России. Мы не можем включить их в список, а 50 алматинцев мы пока не собрали.

Проблема в том, что по законам Казахстана без регистрации запрещено проповедовать и заниматься миссионерской деятельностью. Очень сложно собрать 50 единоверцев без проповеди. Мы также должны учитывать тот факт, что люди запуганы и настроены против меня. До сих пор ни я, ни мои единомышленники не осмелились сделать открытое обращение через социальные сети к единоверцам.

Православная церковь Святого Сергия Радонежского, Зыряновск, Казахстан
Православная церковь Святого Сергия Радонежского, Зыряновск, Казахстан

Прежде всего, мы не знаем, насколько это законно. Во-вторых, мы православные и привыкли к послушанию. В РПЦ (Русской Православной Церкви) не принято и даже считается грехом проявлять инициативу. Мы привыкли ждать указаний и распоряжений архиерея. Кто-то из нас разуверился в иерархии Русской Православной Церкви, а кто-то, как я, полностью разорвал с ней связь, но мы не смогли преодолеть идеи, созданные этой религиозной организацией, которая поощряет само бездействие и отсутствие ответственности.