Найти тему
Minsknews.by

На главную роль в фильме «Пароль не нужен» претендовали Лановой и Высоцкий, но выбрали Нахапетова. Как снималась картина

Оглавление

На главную роль в фильме «Пароль не нужен» пробы прошли Василий Лановой и Владимир Высоцкий, но постановщик предпочитал работать с Родионом Нахапетовым. В этой ленте 1967 года впервые появился персонаж Всеволод Владимиров (он же Максим Максимович Исаев, он же будущий Отто фон Штирлиц), ставший потом главным советским киноразведчиком. Как снимали картину, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

В 1921-м во Владивостоке белогвардейцы не без помощи японцев устраивают антибольшевистский переворот. Дзержинский лично отправляет на Дальний Восток молодого, но проверенного чекиста Всеволода Владимирова для сбора стратегической информации.

Судьбоносная записка

-2

Юлиан Семёнов

Юлиан Семёнов, сын уроженца Минской губернии, писатель, после 1959-го обрел популярность в СССР. Тогда в книжных магазинах появился его первый политический детектив «Дипломатический агент», повествующий о востоковеде и тайном агенте Иване Виткевиче. Книга стала бестселлером. В 1961 году вышел дебютный фильм по другому произведению литератора — «Будни и праздники».

В Союзе привыкли готовиться к юбилеям заранее. Потому за пять лет до 50-летия Октябрьской революции на Киностудии имени М. Горького начали планировать постановки к празднику. Руководство решило, что революционные события в Петрограде, Москве и даже в республиках Средней Азии многократно отражены в литературе и кино.

А вот о том, как советскую власть устанавливали на Дальнем Востоке, в Приморском крае, рассказано мало. Обратились к Семёнову с предложением создать сценарий на эту тему. В 1962-м заключили с ним договор. Литературную основу картины сперва назвали «Передайте товарищу Ленину».

Писатель никогда не придумывал сюжеты. Он брал реальные истории, складывал их в одну линию, наполнял диалогами, перипетиями, характерами. Вот и тогда Юлиан Семёнович получил разрешение на доступ в архивы Управления КГБ СССР по Хабаровскому краю и отправился работать с документами в поисках основы для будущего сценария. Семёнов не подозревал, что найдет больше, чем хотел. Среди множества бумаг чудом обнаружил маленькую записку. В ней комиссар Восточного фронта Павел Постышев сообщал военному министру Дальневосточной республики Василию Блюхеру, что по поручению Феликса Дзержинского в оккупированный белогвардейцами Владивосток через нейтральную зону прибыл агент ВЧК Владимиров. Он будет трудиться, по легенде, журналистом, устроился в одну из центральных газет города. Семёнов выяснил: псевдоним Владимирова — Максим Максимович Исаев. Позже, оттолкнувшись от этой реально существовавшей личности, писатель сформировал собирательный образ Отто фон Штирлица. Додумать персонажа помог Роман Ким, в 1920–1940-е сотрудник японского отдела советской разведки, который являлся связным Исаева и знал его лично.

-3

Борис Григорьев

Когда сценарий был готов, на студии в качестве режиссера предложили Бориса Григорьева. В то время он снял всего одну ленту — «Первый снег», но оказался дотошным.

В 1965 году режиссер вместе с Юлианом Семёновичем поехал к нему на дачу на Николиной Горе для доработки сценария «Пароль не нужен». Чиновники отнеслись к готовому материалу неоднозначно. Они хотели увидеть классический фильм о Гражданской войне, а получили шпионскую двухсерийную сагу. К тому же их смущало, что действующие лица — Постышев и Блюхер, портреты которых сравнительно недавно дети зарисовывали карандашами в учебниках истории. Однако к моменту съемок этих расстрелянных в конце 1930-х полководцев реабилитировали. Времени на раздумья не оставалось, ленту запустили в производство.

Кореец Лановой

На роль Исаева — Владимирова пробы прошли Василий Лановой, Владимир Высоцкий, но постановщик предпочитал работать с теми, с кем давно знаком. Родион Нахапетов снялся в его первой картине, потому эта роль была доверена ему. Своей сдержанностью артист приглянулся и Семёнову. Позже Нахапетов не сыграл Штирлица в известном фильме Татьяны Лиозновой из-за того, что в «Семнадцати мгновениях весны» главному герою за 40 лет, а Родиону в начале 1970-х еще не исполнилось и 30. В ленте «Пароль не нужен» он вошел в кадр в 22 года, в 1966-м.

Утвердить его помогло то, что ранее он исполнил роль молодого Ленина в картине «Сердце матери» (1965).

Михаил Глузский тоже известен режиссеру по своему первому фильму. Правда, здесь ему предложили сыграть японца Мацумото. Актер обладал чувством юмора, посмеялся и согласился. А вот Василий Лановой, известный на тот момент на весь СССР герой-красавец, долго отказывался от образа корейца Романа Чена. Григорьев смог увлечь артиста тем, что этот персонаж тоже разведчик, участвующий в шпионских многоходовках. К слову, загримировали Ланового неудачно. В ленте он скорее похож на капитана Артура Грея из «Алых парусов», сильно покусанного пчелами!

Блюхером на экране стал однокурсник Григорьева Николай Губенко. По институту он знал о внутренней силе актера — сироты, выпускника суворовского училища с углубленным изучением английского языка. Да и для изменения внешности всего-то потребовалось побриться наголо, как делал Блюхер!

На роль Сашеньки, возлюбленной Исаева, утвердили красавицу Ариадну Шенгелаю. Потом это назначение доставило постановщику много хлопот.

-4

Не ждали, не гадали

Авторы настаивали: натурные съемки нужно осуществить в месте событий, во Владивостоке. Таких дальних экспедиций в советском кинематографе еще не было. Тем не менее группа выехала работать, провела там полгода. Сейчас прозвучит забавно, но в ту пору, в отличие от 1920-х и нынешних дней, в городе не нашли ни одного китайца или японца. Они требовались для массовки. В итоге пришли на помощь солдаты-срочники из Киргизии и Казахстана!

Когда настал период съемок интерьеров в павильонах студии в Москве, вдруг все увидели, что у Шенгелаи заметно выделяется живот. Артистка оказалась беременной. Ее заменили на Анастасию Вознесенскую, которую заново запечатлели в основных сценах персонажа Сашеньки. От Ариадны в картине остались только кадры из Владивостока, снятые со спины или с дальнего расстояния. Жители города, которые были свидетелями съемок, писали режиссеру гневные письма с вопросом о том, почему он загримировал актрису-красавицу до неузнаваемости!

В ноябре 1967-го состоялась премьера. Фильм в течение года посмотрели 22 млн зрителей. Образ Исаева заинтересовал всех. Посыпались телеграммы с просьбой о продолжении истории Максима Максимовича. Так Штирлиц стал главным разведчиком советского кинематографа.

Еще материалы рубрики:

Съемки в 40-градусный мороз и тайный показ в Минске. Как создавали фильм «Восхождение»

«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»

«Десять негритят» в первый год показа посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек. Как снимался фильм

Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»

Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»