Найти тему
Драга.Лайф

“По сути, издевательство” Контрактник батальона “Алга” о безденежье, покупке медалей на Wildberries и иллюзиях о правах бойца на СВО

Эльс Галеев. Фото: 116.RU
Эльс Галеев. Фото: 116.RU

50-летний Эльс Галеев из татарского села Верхний Услон год отслужил год в зоне СВО в составе республиканского батальона «Алга» с октября 2022 года. Решение об участии в боевых действиях принял самостоятельно, из патриотических убеждений. В том числе и потому, что отслужить в армии ему в свое время не удалось, поскольку был признан негодным к службе из-за плохого зрения. Последствия контузии в ходе СВО усугубили его ситуацию со здоровьем, однако несовершенство правовой базы, не позволяет получить необходимое лечение.

Участник СВО с позывным Инженер в родных краях помогает своим соотечественникам, попавшим в сложную ситуацию после зоны боевых действий. А для более эффективной работы, хотел баллотироваться в состав депутатов местного Госсовета Татарстана, однако там оказалось ограниченное число мест для участников СВО. Самой большой проблемой оказалась невозможность оформления статуса участника СВО и получения всех положенных выплат и льгот членам добровольческого батальона «Алга».

История бойца с позывным Инженер

— Так случилось в жизни, что я не служил в армии, когда должен был. В 18 лет мне дали военный билет из-за плохого зрения, там написали, что я не годен для службы в мирное время, но могу отслужить в военное. И когда наступил момент, пришел к выводу, что нужно отдать долг Родине. Написал заявление на «Госуслугах», а дальше уже по накатанной — повестка, медкомиссия, и поехал, — рассказал в интервью журналисту портала 116.RU, Эльс Галеев.

Сообщается, что зрение у мужчины в вправду, слабое — ранее составляло минус 7, а вследствие полученной контузии на СВО, упало до минус 13. Эльс Галеев носит очки с очень толстыми стеклами и без них очень плохо ориентируется в пространстве.

По словам мужчины, батальон «Алга», где служат жители Татарстана, прошел все направления СВО, кроме Запорожского, поскольку там работает другой национальный батальон РТ, «Тимер». Батальон «Алга» организован летом 2022 года, а собеседник портала ушел на СВО в октябре. С ним и с его сослуживцами тогда заключили контракт на 11 месяцев, вернулся боец домой, летом 2023 года.

Невозможность доказать полученное ранение

— Рядом со мной разворачивался автомобиль, я как раз возвращался с боевого задания, и в 5–6 метрах от меня он подорвался на противотанковой мине. У меня контузия была, вернули без сознания во взвод, командир медвзвода настаивал на эвакуации, но комбат не разрешил. Вроде как не было возможности перевезти меня в медроту. А дней через 20 у меня уже зрение стало резко падать, тогда уже меня вывезли. Слух, слава богу, восстановился, но зрение..., — рассказал Галеев.

Таким образом, бойца с позывным Инженер спустя время направили на медкомиссию, где присвоена категория В по зрению. А учитывая, что вскоре ему исполнилось 50 лет, его уволили, по этой причине, поскольку в связи с правилами батальона «Алга» - служба до 50 лет. Хотя, по словам собеседника портала, сейчас он слышал, что оставляют служить татарстанцев до 55-летнего возраста.

Между тем, полученная травма достаточно тяжелая и до сих пор мужчина не может справиться с её последствиями. Более того, Эльс теперь вынужден доказывать, что получил ранение, поскольку официальной записи об этом, нет.

— Комбат меня не отпустил, и ранение не зафиксировали. Ранение есть, меня из-за него уволили, а без фиксации, как будто нет. Мне казалось, что с точки зрения логики, доказать военную травму легко — трое сослуживцев были свидетелями, написали объяснительные, есть штамп батальона на этих бумагах. Есть пройденная медицинская экспертиза, в заключении которой сказано, что ухудшение моего здоровья является следствием военной травмы. Обращаюсь с вопросами в военную прокуратуру, но они пока ничего вразумительного мне не отвечают, — констатирует боец с позывным Инженер.

Бойцы не могут вернуться домой после истечения контракта

Эльс Галеев рассказал, что из его родного населенного пункта Верхний Услон вместе с ним на службу в «Алга» отправились ещё двое соотечественников. Они служат на СВО до сих пор и уйти по собственному желанию, не могут. Это связано с тем, что после вступления в силу Указа президента о мобилизации в 2022 году, контракты со сроками действия перестали работать.

— Пока указ президента действует, все контракты, заключенные ранее, автоматически продлеваются. Даже не нужно подписи ставить. Когда мы шли, об этом не знали, — проинформировал Галеев.

«Формально всё правильно, а по сути - издевательство»

Серьезная проблема также заключается в том, что как ни странно, бойцы нацбатальона «Алга» и мобилизованные участники СВО получает абсолютно разные суммы жалования при выполнении одних и тех же боевых задач.

— Контрактник лежит в госпитале и мобилизованный, 10 числа каждого месяца первому на карту приходят 20 тысяч рублей, а второму — 200 тысяч. Потому что контрактнику обещанные 200 тысяч платят, хотя когда я служил, было максимум 160–170, только когда он находится в зоне проведения СВО. Выезжая в госпиталь, за ленту, он получает, минимум. А мобилизованный в любом состоянии, где бы он ни находился, даже в отпуске, дома, получает свои деньги в полном объеме. Я думал, может, мы выполняем разные задачи или как-то по-разному рискуем? Но нет. «Алга» — добровольцы, по телевизору говорят, что добровольцы приравнены к мобилизованным, а на деле — права у нас разные, — выразил возмущение Эльс Галеев.

Кроме того мужчина отметил, что его сослуживцы вынуждены самостоятельно приобретать одежду, амуницию, питание. Об этом они просят свои семьи, чтобы высылали деньги. Взаимовыручка в зоне боевых действий также помогает выжить.

«Не про деньги» и равнодушие к участникам СВО в Татарстане

Эльс Галеев также признался, что столкнулся на родине с пренебрежительным отношением к добровольцам. Это выражается по его словам, в сложившемся стереотипном мнении у большинства населения, что контрактники отправились на СВО исключительно за «длинным рублем». Однако это далеко не так. Мужчина привел пример, как некоторые надеялись на то, что выплаты СВО помогут им закрыть пораньше кредиты, однако на деле, это не получается.

— Даже те ребята, кто на гражданке имел какие-то кредиты и изначально думали, что таким образом поправят свое финансовое положение, уже за 2–3 недели там поняли, что это история «не про деньги», — констатирует Галеев.

Когда Эльс оказался на гражданке, сослуживцы настаивали, чтобы он, будучи активным человеком, баллотировался в депутаты республиканского госсовета. Это связано с необходимостью организации помощи как действующим участникам СВО, так и уволенным, семьям погибших.

— Я подумал и согласился, начал продумывать работу свою в Верхнем Услоне. Статус депутата Госсовета я не получил — из 9 участников СВО, которые подавали заявки, пропустили только двоих. Но я решил всё равно помогать, просто статус депутата значительно бы помог масштабировать и ускорить какие-то вопросы, — рассказал мужчина.

При этом Эльс отмечает, что его поражает ситуация, в связи с которой, с одной стороны, президент говорит о необходимости продвигать участников СВО, что на этих людей, доказавших преданность стране, можно опереться. А с другой стороны, в Татарстане на 100 депутатских мест пропустили только двоих участников СВО.

«По сути издевательство»

Вопросы по словам Эльса Галеева вызывает и работа Фонда «Защитники Отечества», где совершенно не помогают участникам СВО и даже вводят в заблуждение. По его словам, сотрудники фонда либо плохо знают свою работу, либо безалаберно к ней относятся. В качестве примера, он привел ситуацию, когда хотел оформить льготы по услугам ЖКХ, о которых в СМИ пишут и говорят.

Сотрудники Фонда, которые предоставляют консультации по различным вопросам для участников СВО, рассказали, что доступны только скидка в 50% за подачу газа – один раз в год (составляет, порядка 300 рублей) и 50% за капремонт в многоквартирном доме. Однако Эльс указал на анонсированную в СМИ 50% скидку за коммунальные платежи. На что ему ответили, что это не относится к нему.

Однако сослуживец Галеева сам случайно узнал о возможности оформления льгот через соцзащиту. По словам мужчины, нелепость этой ситуации заключается в том, что в Фонде «Защитники Отечества» при беседе с ним участвовал представитель соцзащиты, которая уверяла в отсутствии этих льгот.

— Вроде цель у его создания (фонд «Защитник Отечества») - благая, и вроде бы всё правильно, но... Ленин в свое время, кажется писал: «Формально всё правильно, а по сути - издевательство». С каким вопросом ни обратись — ничего не решается, — отметил, разводя руками Галеев.

Неприятный осадок остается у участника СВО Эльса Галеева также и потому, что несмотря на отданный им долг Родине, встречу товарищей, с которыми до сих пор поддерживает связь и несмотря на то, что отправился в зону боевых действий ни ради денег и славы, - в регионе даже никому из его сослуживцев не выдали стандартной медали участника СВО. При этом комбату вручены два Ордена мужества и по информации сослуживцев, даже третий он получил. По словам мужчины, если спросить членов батальона, никто не сможет ответить, за что он получил эти награды.

- А у ребят нет даже медалей участников СВО, которые положены всем. Это ведомственная награда, которая ни к чему не обязывает, но даже ее не дали. Нам в штабе предлагали самим купить эту медаль на Wildberries за 550 рублей, принести им, а корочку бы нам выдали. Медалью награждают, купить я могу что угодно и где угодно, я могу обмануть всех вокруг себя, но себя и не буду обманывать, — констатирует боец татарстанского добровольческого подразделения «Алга».