+18 Публикуются материалы, предназначенные для совершеннолетней аудитории.
В период существования Веймарской республики немецким фотографам удалось не только запечатлеть необычные ракурсы предметов, провести собственные авангардистские и конструктивистские эксперименты, но также создать замечательные фотопортреты и передать красоту человеческого тела.
Более того, достижения в области фотографии помогли кинематографу Германии занять достойное место в мире кино. Ведь именно контрастный свет, острые углы съёмки, замена предметов их образами стали визитной карточкой немецкого межвоенного кино.
Веймарское кино ещё называют «демоническим экраном», поскольку представленные в нём образы способны вступить в диалог со зрителем. Его приглашают в мир света и тени, в мир знаков и символов, и зритель оказывается очарован визуальными формами.
В этой статье остановимся на нескольких фотографах Германии, оставивших ряд замечательных работ, интересных портретов и фотографий обнажённой натуры.
Уилл Бургдорф (1905 — 1944)
Бургдорф – фотограф, обучавшийся в студии фотографа Бруно Вира. Как и Вир, Бургдорф специализировался на портретной фотографии. В первую очередь известен портретами деятелей театра, групповыми снимками театральных трупп, а также фотографиями обнажённой натуры.
Его фотопортреты настоящее наслаждение для кинестетика, Бургдорфу удалось создать по-настоящему чувственные образы. Отдельные фотографии Бургдорфа напоминают работы американского фотографа Холланда Дея. Правда фотографии Дея отличаются плавностью тональных переходов, мягкостью моделировки формы наподобие сфумато в живописи, тогда как Бургдорф в своих работах очерчивает форму: она предстаёт перед зрителем в контрастном свете.
Уилл Бургдорф в своей студии фотографировал как знаменитостей, так и обычных людей. Сегодня многие фотографии Бургдорфа находятся в частных коллекциях, часть из них хранится в Немецком архиве танцев в Кёльне, а также в Театральном музее Ганновера.
Лотта Херрлих (1883 — 1956)
Херрлих известна в основном благодаря фотографиям обнажённой натуры в период расцвета натуризма в Германии, так называемого движения Lebensreform - культурного и политического течения, пропагандировавшего и защищавшего публичную наготу.
Херрлих в первую очередь известна детскими портретами и фотографиями обнажённой натуры. На ранних порах Херрлих занималась любительской съёмкой портретов и пейзажей. Позднее она запечатлела взросление собственного сына, посвятив этому серию фотографий. С этого момента её интерес к натуризму лишь усилился.
Работы Херрлих публиковались в нудистском журнале Веймарской Германии «Die Schönheit». Лотта работала в двух комнатах своей студии с довольно простым реквизитом и освещением. Она никогда не требовала позирования, добиваясь этим спокойствия моделей, которые, как правило, были девушками.
Кстати её сын, Рольф, впоследствии также стал фотографом. Однако Херрлих работала не только с обнаженной натурой, она также оставила несколько серий фотографий животных, кукол и одетых людей.
Бруно Вир (1885 — 1935?)
Бруно (Франц Виктор) Вир родился в 1882 году в Бад-Райнерце в Нижней Силезии (ныне Душники-Здруй, Польша). По всей видимости, в своём родном городе Вир получил образование фотографа. Известно, что с 1903 года Бруно Вир занимался фотографией, участвовал в различных конкурсах и писал тексты для дрезденских журналов. С 1908 года совместно с одним или двумя деловыми партнерами Вир начал руководить ателье художественной фотографии и живописи. В студии Вира работали и обучались несколько фотографов, которые впоследствии стали известными, в их числе упомянутый Уилл Бургдорф.
В 1920-х годах Вир принимает участие в съёмке документальных и рекламных фильмов. Многие его фильмы ныне недоступны для просмотра либо считаются утерянными. Им были сняты документальные фильмы: "Filmische Plaudereien. Ein Spaziergang durch Alltäglichkeiten" (1927), "Die Grundsteinlegung des Deutschen Hygiene-Museums Dresden am 7. und 8. Oktober 1927" и "Die Rohrverlegung des Wasserbauamtes" (1929).
Считается, что в 1935 году Бруно Вир бежал из Дрездена из-за обвинений в нарушении печально известного 175 параграфа Уголовного кодекса Германии. Дальнейшая жизнь Вира окутана тайной. Документально известно, что летом 1935 года Вир направился в Белград, где продолжил работать фотографом. В 1936 году он переехал в Нови-Сад, расположенный в 100 километрах к северо-западу от Белграда. На этом следы фотографа теряются.
Герберт Лист
Герберт Лист – известный фотограф, чьи фотографии печатались на страницах журналов «Vogue» и «Harper's Bazaar». Лист родился 7 октября 1903 года в преуспевающей предпринимательской семье в Гамбурге. В 1921-23 годах изучал литературу в Гейдельбергском университете. В 1923 году, после двух лет пребывания в Гейдельберге, Герберт отправился в путешествие по делам семейного бизнеса. В это же время Герберт начинает увлекаться фотографией.
Примерно с 1930 года Лист начинает снимать портреты друзей. В своих работах Лист использовал мужских моделей, драпированную ткань, маски и двойную экспозицию – для передачи состояния сна и фантастических образов. Фотограф утверждал, что его фотографии пытаются запечатлеть магическую сущность, населяющую и оживляющую видимый мир.
В период Третьего Рейха фотографу приходилось прятать фотоснимки из опасений в обвинениях по 175 статье УК Германии. Поэтому он хранил снимки мужской обнаженной натуры в доме своей матери в мешке, который называл "мешком с ядом".
В 1936 году, опасаясь внимания гестапо к своему нетрадиционному образу жизни и еврейскому происхождению, Лист покидает Германию и направляется в Париж.
В конце 30-ых он работает в студии в Лондоне, а также проводит свою первую персональную выставку в Париже. В период Второй мировой войны Лист оказывается на территории Третьего Рейха, ввиду чего он вынужден служить в Вермахте. Не станем останавливаться на послевоенном творчестве и дальнейшей карьере Листа, остановимся на его работах в межвоенный и военный период. Наиболее примечательные фотоработы конца 30-ых Листа представлены в книге «Licht über Hellas» («Свет над Элладой»), не менее интересны фотоснимки Листа, сделанные в оккупированном немцами Киеве.
В этой статье мы вкратце рассказали лишь о некоторых фотографах Германии межвоенных лет. Было бы ошибочным считать, что с концом существования Веймарской республики экспрессивность и эксперимент в фотопортрете полностью исчезли.
Искусство фотопортрета Веймарской Германии с серьёзными ограничениями получило развитие в фотографии Третьего Рейха, а также в послевоенной Германии. Для этого достаточно вспомнить творческий путь Лени Рифеншталь и Герберта Листа. Что касается фотографии обнажённой натуры, то в период Третьего Рейха на смелые эксперименты в изображении обнажённой натуры накладывались серьёзные ограничения, что однако не мешало публиковать фотографии обнажённых женщин «арийского типа» даже в изданиях 40-ых годов. Правда особой художественностью подобные снимки, как правило, не отличались.
Межвоенные годы были наиболее интересным временем в истории немецкой фотографии. В этот период художники решались на самые неожиданные эксперименты. И пожалуй наибольший интерес представляют изображения людей, и они не утратили своей актуальности до сих пор.