16K подписчиков

С какой попытки можно стать вице-адмиралом?

4,9K прочитали
Вполне отдаю отчет, что данный заголовок имеет несколько провокационный подтекст, но с другой стороны, все кто служил или служит в армии и на флоте понимают, что процесс присвоения и получения очередного (подчеркиваю, очередного) воинского звания дело "вероятностное" (часто). Причем так было всегда, даже при наличии соответствующей должности. Но... Вот тут наступает определенное "но".

Как мы все помним (уверен, что людей которые проходили службу на офицерских должностях на канале много) раньше, где-то до середины 80-х годов процесс присвоения очередного офицерского воинского звания был, более вероятностным, если сказать мягко. Много зависело от непосредственных командиров и начальников, был здесь и вариант злоупотребления, дающие основание для анекдотов типа "ему еще 40, а он уже старший лейтенант". Да, вариант русского царского флота, когда за старшим лейтенантом (лейтенантом) следовал сразу капитан 2 ранга мы рассматривать здесь не будем.

Ситуация несколько изменилась после второй половины 80 годов - ближе к 90-м, когда присвоение очередного воинского звания должно было происходить в соответствии с выслугой определенного количества лет (если должность соответствовала). И только в случае крайне опасных и критических "залетов" офицер рисковал не получить очередную звездочку. Кстати, это в свою очередь требовало определенной воли и характера у командира части, который в случае нерадивого подчиненного намеренно шел (имея основания или хотя бы серьезные доводы) на такое "нарушение" кадровой политики и был готов доказывать свою правоту, а не идти на поводу у разгильдяя, да, было и такое. Мне как-то удалось получать свои звания практически без задержек, но у каждого офицера своя карьерная судьба...

Вот такой индивидуальной судьбой стал карьерный путь и у Виктора Михайловича Храмцова, о котором он рассказал в своих воспоминаниях. Вообще если изучить его военную карьеру, то можно заметить, что обижаться ему на "военную судьбу" не стоит - все офицерские звания, которые он получал после окончания в 1959 года 1-го Балтийского училища (ВВМУ подводного плавания им.Ленинского комсомола), причем с золотой медалью, он получал "срок -в срок". После лейтенанта - через год старшего лейтенант, затем через 3 года, причем досрочно, капитан-лейтенанта, затем капитана 3 ранга (через 3 года), капитана 2 ранга (через три года), капитана 1 ранга (через 4 года) и наконец, через пять лет - звание высшего офицерского состава - "контр-адмирал" Виктор Михайлович Храмцов получил в мае 1978 года. За это время успел окончить и ВСОК ВМФ, и ВМА им.Гречко (с отличием) - офицер всегда показывал незаурядные способности. А вот со следующим званием начались сбои, о которых он сам говорил довольно спокойно, но видно что переживал.

Однако как говорил сам Виктор Михайлович: "Переносил эти срывы только потому, что главное - это безопасность Державы, а все остальное - лишь желательно". И добавить нечего.

Но стало интересно, а в чем же были эти причины? Обратимся к воспоминаниям адмирала.

Итак, первый раз Виктора Михайловича представили к званию "вице-адмирал" по окончании Военной Акаде­мии ГШ ВС СССР им.Ворошилова в 1981 году - он уже тогда находился на вице-адми­ральской должности и имел золотую медаль за окончание Академии. Но 10 сентября 1981 года атомная подводная лодка проекта 659 (модернизованная по 659Т) К-45 (старший на борту коман­дир 26-й ДиПЛ капитан 1 ранга Ю.А.Самойлов) столкнулась с трау­лером «Новочекалинск». Разбирательств было много, пострадала и атомная подводная лодка и траулер, но жертв не было, пострадал Ю.А.Самойлов, командир дивизии - его сняли с должности и отправили в запас, ну а В.М.Храмцова - вы­черкнули из списков представлен­ных к очередному воинскому званию.

Атомная подводная лодка К-45 проекта 659 на испытаниях
Атомная подводная лодка К-45 проекта 659 на испытаниях
Для справки (по материала Интернета): Подводная лодка вышла в море для проведения глубоководного погружения в районе бухты Кит. Во время перехода на мостике находился командир корабля. Ветер и волнение моря при полной ночной видимости не вызывали затруднений в управлении подводной лодкой. По приказу оперативного дежурного ТОФ подводная лодка легла на курс 0° и следовала со скоростью 12,5 узлов. Были обнаружены три скопления рыболовных судов и командир лодки решил перейти на движение под электродвигателями для облегчения маневрирования. Однако Самойлов отменил решение командира и приказал оставить прежний режим движения. Сближаясь с группами надводных целей, подводная лодка совершила несколько изменений курса. Как было отмечено при расследовании, на лодке не были предприняты меры безопасности, соответствующие обстановке подхода к району, стесненному в навигационном отношении. Основной ошибкой командира было то, что он считал, что все обнаруженные цели лежат в дрейфе Тем временем одна из "целей" РТМС "Новокачалинск" быстро сближался с подводной лодкой и на фоне огней других судов этот маневр траулера был не заметен. Только на дистанции около 5 кбт когда траулер внезапно резко повернул влево, командир ПЛ внезапно обнаружил красный бортовой огонь неизвестного судна и приказал выстрелить красную ракету и дать серию проблесков прожектором в сторону этого судна. Но все действия запоздали и подводная лодка К-45 столкнулась с траулером, нанеся ему таранный удар форштевнем. В борту траулера образовалась пробоина размером 3,5х6 м, а ПЛ получила сильное повреждение носовой части легкого корпуса и ГАС. К счастью никто из экипажей на подводной лодке и РТМС не пострадал. Траулер и подводную лодку поставили в ремонт.

В 1983 году, через два года, вновь представляли к званию на майские праздники (приятная традиция), но в марте атомная подводная лодка проекта 671 К-314 столкнулась с авианос­цем «Китти Хок», и снова Храмцова вы­черкнули.

Атомная подводная лодка К-314
Атомная подводная лодка К-314
Для справки (по данным интернета): При слежении за АУГ ВМС США во время учений "Тип Спирит" в подводном положении вблизи Корейского полуострова АПЛ К-314 была таранена американским авианосцем CV-63 "Китти Хок". В результате удара лодка получила повреждения легкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора, винта правого вспомогательного движителя и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность. После осмотра с БПК "Владивосток" была взята на буксир и отведена в бухту Чажма, где была поставлена в док для аварийно-восстановительного ремонта. CV-63 "Китти Хок" пропорол себе днище на протяжении 40 м и по прибытию в базу был поставлен в док.
Судя по подробностям - командира АПЛ и командующего флотилией надо было не наказывать, а награждать - в мирное время вывести из строя американский авианосец не так то просто. Причем без потерь с нашей стороны! Шутка конечно, но ...
Американский авианосец "Китти Хок"
Американский авианосец "Китти Хок"

На следующий, 1984 год, на день Советской Армии (23 февраля 1984 года) - еще одна приятная традиция, Храмцова в очередной раз представили к званию "вице-адмирал", но 1 декабря 1983 года со ним произошел такой «казус».

Как он сам пишет: "...Возвратившись с ракетных стрельб на РПКСН пр.667Б, при пе­ресадке с обледеневшей лодки на буксир, в спешке (чтобы попасть на построение флотилии по случаю начала нового учебного года), я упал за борт между атомоходом и буксиром и уронил «дипломат», в котором лежа­ли 2 секретных документа (моя ра­бочая тетрадь и боевой устав). Снова меня вычеркнули, хотя «дипломат» водолазы достали через 10 дней, и документы почти не по­страдали".
Подводная лодка проекта 667Б
Подводная лодка проекта 667Б

Вот так вот - режим секретности есть режим секретности! Казалось бы уже три раза - пора бы фортуне и "утомиться", но...

В августе 1985 года снова контр-адмирала В.Ю.Храмцова, командующего 4-й Флотилией подводных лодок, представили к званию, но произош­ла катастрофа на К-431 (проект 675). Погибли люди, много участников работ получили радиоактивное заражение, последствия взрыва в реакторном отсеке были очень серьезными.

Аварийная АПЛ К-431 на хранении, 1996 год
Аварийная АПЛ К-431 на хранении, 1996 год

Опять, как говорится - «от­бой», более того его решили снять с должности и назначить с понижени­ем (как главного виновника чрезвычайного происшествия, по мнению адмирала В.Г.Новикова). Однако начальник Генштаба мар­шал С.Ф.Ахромеев не согласился с этим, и Храмцов остался на должности. Любопытно, что ко­мандующий ТОФ адмирал В.В.Сидо­ров предложил ему уйти в ВМА на­чальником 14-й кафедры (тактики подводных лодок), но Виктор Михайлович отказался, заявив, что не ви­новат и докажет это. И в принципе доказал.

Как он сам пишет: "...Еще два года упорного труда, немного везения - и в 1988 году, наконец, получаю вице-адмиральское звание, а еще через два года ухожу в Военно-морскую академию начальником 11-й кафедры (оперативного искус­ства ВМФ)". Вот такая судьба офицера и адмирала.

Кстати, в июле 1991 года с согласия главкома ВМФ адмирала В.Н.Чернавина прямо из ВМА В.М.Храмцов был назначен председателем Комитета по чрезвычайным ситуа­циям мэрии Санкт-Петербурга. И там было не менее "весело", чем на Тихом океане, (((. Вспомним, что август 1991 года - был довольно жарким! Но это другая история.

Вот такие испытания порой подбрасывает офицерам судьба и военная служба. А были у вас друзья подобные осечки, когда на пути вашего карьерного роста вставали ЧП и другие неприятности?

С уважением ко всем коллегам! Берегите себя.

По воспоминаниям командующего 4-й флотилией АПЛ В.М.Храмцова.