Сделала несколько снимков на фотовыставке в Национальной галерее искусств Зимбабве в Хараре:
В этом раз мы были в менее попсовом месте чем водопад Виктория - в Хараре, в столице. Сложный город, но цепляет. Прежде всего, своей пронзительной историей. Мало кто знает, что Зимбабве - лишь новое и мало что значащее название страны, которая всего несколько десятилетий назад была настоящим экономическим и социальным чудом. Ее настоящее имя - Родезия. Страна белых и черных в сердце Африки. Экономика Родезии во времена Яна Смита - пример уникального экономического успеха. Это была одна из самых успешных экономических моделей за всю историю современных государств.
Эх, жаль. Яна Смита предали все. Сначала Великобритания, Европа и Штаты, а потом и ближайшие соседи по континенту, присоединившись ко всеобщему эмбарго, не оставляя шансов на выживание. Кстати, Ян Смит, белый президент Родезии, отдавший ей больше чем полжизни без остатка, до конца своих дней жил в Родезии, несмотря на угрозы со стороны черных, включая самого Мугабе. Последний, впрочем, не посмел не пощадить Яна Смита. Харизма и уникальность личности этого человека позволили ему быть неприкасаемым до конца своих дней. Он был уникальным лидером, сейчас таких и нет, наверное, в современном мире. Но эмбарго Великобритании на это имя живо и после его смерти, не смогли простить Яну Смиту то, что он сумел построить государство, близкое к идеальному в отношении экономических и социальных стандартов в условиях, близких к экстремальным.
Спросили у таксиста, который возил нас по Хараре, он же - легендарный Солсбери: как вы вообще сейчас?
Выяснили, что многие местные черные с огромной ностальгией вспоминают времена Яна Смита и жалеют обо всем, что произошло после этого - изгнании белых и захвате их собственности. Но говорят они об этом только с редкими туристами вроде нас. Потому что если публично - посадят. Спецслужбы в Зимбабве не дремлют.
Еще немного про Зимбабве. На фотографиях - птичка в одном из парков в Хараре. Сейчас он называется Mukuvisi centre.
Но так было не всегда. Раньше этот парк был не просто приятным местом для прогулок, а роскошным променадом. Это была частная собственность, принадлежавшая белому родезийцу. Возможно, он был одним из последних, кто держался за соломинку и боролся за право жить и творить на своей Родине, которая в 1980 году превратилась в Зимбабве. Я не знаю наверняка, почему он так цеплялся за это место, но предположу, что из-за птиц. В парке - около полусотни вольеров для попугаев, разных видов, вероятно, разного возраста. Есть очень необычные. Видно, что в это место кто-то вложил колоссальную энергию, собрав уникальную коллекцию птиц. Некоторые очень социальны - живут вне вольеров, не покидают парка. Это их дом. С большим интересом общаются с человеком. Понимают то, что им говоришь. Я думаю, этих птиц кто-то любил и вкладывался в них душевно.
Я бы тоже не смогла бросить столько детей. Не знаю имя этого белого, спрашивать уже было неудобно, нам и так рассказали немало, с поправкой на жесткую цензуру, существующую в Зимбабве. В Интернете тоже ничего не нашла.
Этот человек продержался рекордно долго, до 2010 года. У него все-таки забрали этот парк и национализировали его. Дальнейшая судьба хозяина птичек неизвестна. Сейчас по несколько птиц есть только в 30% вольеров. Что стало с остальными попугаями - тоже неизвестно. Стоят пустыми десятки домиков...
Как раз после этого парка наш таксист разговорился и жаловался на жизнь. Реально достижимая зарплата в Зимбабве - 300 долларов. Но цены в стране очень высокие. Намного выше чем у нас. Даже выше чем в Москве. И есть нюанс - деньги, зачисляемые на зарплатную карту, они как бы виртуальные. Нет, они реальные, но их очень сложно обналичить. С утра во всех банках - огромная очередь. Люди из сельской местности приезжают за день и ночуют у банков. Если твой запрос на снятие - 200 долларов, выдадут 40 долларов, если повезет. Зарплатные карты, естественно, местных банков. В международных банках проблем со снятием наличности нет. То есть это проблемы именно местного населения. Бензин стоит дорого, есть не на всех заправках. Работает, как правило, одна колонка, очередь может быть до получаса. Я бы крайне не рекомендовала ездить по Зимбабве на автомобиле. Это очень сложно. В Хараре бензин найти несложно, а вот что там происходит в сельской местности, Бог его знает.
А как вы к русским относитесь? Ответ не удивил, мы его уже слышали: Россия - наш единственный союзник. Мы будем уважать и любить любого президента и любого гражданина России.
А почему?
Потому что русские были единственными, кто продавал нам оружие во время революции.
Последняя фраза, конечно, недостаточно широка для публичного восприятия, но я уже знаю, как ее понимать и трактовать: "Вы продавали нам оружие, чтобы убивать белых".
В этом моменте не нужно вслух вспоминать, что ты тоже - белый. Лишнее. Вот такая вот шизофрения по-зимбабвийски. Она везде в этой стране. И эту страну не стоит пытаться понять как некое логичное предприятие. Зимбабве - поток хаоса. Его даже вербализовать сложно. Но на интуитивном уровне я поняла Хараре. И, наверное, вернулась бы туда еще раз. Зачем, не знаю, наверное, всё же, в каких-то мифических душевных поисках той сказочной страны - Родезии. А всё равно там что-то от нее осталось...
Я, наверное, романтик, да?