Итак, друзья, мне таки удалось собраться с силами и взяться за эту статью. Идея анализа и сравнения сенэнов конца 90-х начала 2000-х уже очень давно вертелась у меня в голове, но лень и отсутствие достаточного свободного времени не давали мне начать. Поначалу у меня не было намерения действительно выкладывать это куда-то, потому как мне казалось, что таких старых представителей жанра уже сто раз успели разобрать по косточкам до меня. Но, как оказалось, не всё так гладко. Да, я находила очень хорошие разборы "Наруто" и "Ван Писа", короткие отзывы на "Гинтаму" или сравнение двух экранизаций "Стального Алхимика". Даже сравнения Большой Тройки мне попадались. Однако, как мне кажется, есть очень важные моменты, которые ложатся в основу этих произведений, но зрителем часто остаются не замечены.
Прежде чем приняться за сам разбор, хотелось бы сказать, что здесь я предлагаю именно сравнить Большую Тройку - что, как и через что работает, почему находит отклик у зрителя и за что обрело популярность. Для этого первым делом я разберу все три произведения по отдельности. При заборе "Ван Писа" я буду рассматривать сюжет вплоть до арки страны Вано включительно, арку Вегапанка мы пока что трогать не будем, поскольку та ещё не закончена и всё может ещё трижды поменяться.
Из чего состоит произведение? Чем оно может завлечь зрителя? Самый простой способ - визуал, с чем все три произведения остаются в пролёте; учитывая время создания и технологии, визуал явно был не самой сильной стороной сенэнов, хотя там и были интересные решения, да и с дизайном персонажей справлялись они в общем-то неплохо. Однако, если брать не внешний фактор, а, так сказать, начинку, то можно выделить несколько составляющих : главный герой, второстепенные персонажи, мир и сюжет. Ну и, конечно же, сцены экшена, ибо сегодня мы всё же рассматриваем сенэны, где бои - одна из основ. Некоторые авторы делают упор на что-то одно, стремясь довести это до условного совершенства, и не особо много трудясь над остальными составляющими. Другие же стремятся успеть всё и сразу, и Ода Эйичиро, мангака Ван Писа, как раз один из них.
Ван Пис из всей Большой Тройки обладает на данный момент наиболее раскрытым миром и наиболее оправданным глобальным сюжетом. Первая составляющая Ван Писа - главный герой, Луффи. Какие есть наиболее распространённые шаблоны, связанные с этим? Главный герой - гиперактивный оптимист, дурачок с громкой мечтой и обжора, но несмотря на всё это, стремящийся на вершину и имеющий глубокую травму из детства, сыгравшую в его жизни огромную роль. Также он обязательно должен обладать некой уникальной способностью и быть избранным спасителем. Что ж, всё это в нём есть, однако Ода обставляет это так, что все эти шаблоны в нём воплощаются довольно необычным образом. Во-первых, Луффи как персонаж не давит на жалость зрителя, заставляя сочувствовать себе из-за совершенно иных эмоций. Те, кто смотрел Ван Пис, могли заметить, что это произведение вообще не склонно вызывать сочувствие персонажу через жалость, хотя, казалось бы, личная драма была в жизни почти каждого персонажа - и членов команды Мугивар, и Трафальгара Ло, и Кайдо, и Девять Алых Ножен и многие другие. Тем не менее, тот же Луффи вызывает не жалость, а смех, приносит радость. На этом сосредоточено всё - даже Кайдов финальной схватке с Луффи в форме Ники говорит о том, что его сила нелепа и смешна. Да, Луффи оптимист, ведёт себя как дурачок, много ест и энергия из него бьёт через край. Однако из интересных нешаблонных черт характера стоит отметить, что он не жалеет ни злодеев, ни друзей. Он может выслушать, понять, но не жалеть. Как, например, было с китом у Реверс Маунтин. Так же интересный сюжетный момент, многое говорящий о подходе Оды : в каждой арке во время самой битвы с главным противником, Луффи обязательно сначала проиграет и станет на время небоеспособен, что заставит простых людей пытаться его вернуть в норму и потянуть время, как было, например, в арке Алронг Парка, когда Луффи оказался на дне бассейна с морской водой, застряв ногами в куске камня, а жителям острова Нами пришлось его спасать.
Во время битвы каждый член команды находит себе противника по силам, сражаясь с ним и отстаивая свои жизненные позиции. Когда ради победы приходится бороться всем, когда победа является итогом всеобщих усилий, она ощущается гораздо более желанной, чем победа, которую преподносят вам великие герои, пока вы сидите в условной безопасности. Не менее важно и то, что Луффи не спасает весь мир, он помогает конкретным людям, и просто так выходит, что параллельно он справляется и с более глобальными проблемами. Так, например, в арке Алабасты он помогал именно Виви и тем, кого он встретил на пути, в арке Алронг Парка он спасал Нами, свою накама, а в арке Вано сражался, чтобы Тама могла нормально есть. Ну а возвращаясь к арке Алронг Парка, там Луффи так же показывается очень интересно - ведь он не вмешивается в дела Нами ровно до тех пор, пока она сама его об этом не попросит.
***
Второстепенные персонажи Ван Писа разделены на четыре больших лагеря : Мировое Правительство, пираты поддерживающие Луффи и пираты, желающие его смерти, и Революционная армия, на данный момент самая нераскрытая. Здесь стоит отметить, что от каждой фракции нам дано хотя бы несколько хорошо раскрытых персонажей, которым мы можем сочувствовать. Так, та же ненависть Алронга проистекает из того, как относятся к рыболюдям люди обычные. Очень хорошее развитие эта проблема находит в арке острова рыболюдей, где показывается уже то, как сами рыболюди из жертв становятся виновниками трагедии, раскрывая обе стороны конфликта с разных сторон. А Кайдо, который действительно для жителей Вано стал причиной трагедии, сам являлся жертвой политики Мирового Правительства. Уникально в Ван Писе так же и то, что там отсутствует правильная фракция - есть как условно хорошие пираты вроде Луффи, так и действительно преступники вроде Большой Мамочки или Тича, есть как хорошие правители, вроде Кобры или Рику Долдо III, так и редкие мерзавцы вроде Ваппола или Дофламинго, как честные Дозорные, вроде Гарпа, Коби, возможно Исшу, а есть такие, как Сакадзуки и Кизару. Даже среди Тенрьюбито нам показали не только "злобное зло", но и честных людей, как Святой Мьесгард. Каждый второстепенный персонаж, влияющий на сюжет, имеет свою полноценную арку, где раскрываются его мотивы цели и личность - такая арка есть у Мугивар, у Трафальгара Ло, раскрыты и простые жители тех островов, которые посещают пираты, как, например, история Виви и её окружения в Алабасте, история королевской семьи Дресс Розы, история Девяти Алых Ножен и Тамы, арка Ямато, Кинга.
Мир. Как я уже говорила ранее, мир Ван Писа наиболее раскрыт, мы знаем географию и некоторые климатические особенности всей планеты, вся она задействована в сюжете в той или иной степени. Каждый раз, когда герои приплывают на новый остров, нам дают его карту и делают краткий экскурс в природные особенннтсти места. Нам постепенно раскрывают не только Гранд Лайн, но и некоторые острова четырёх океанов, хотя и меньше, чем, возможно, следовало бы, однако всё же мир постоянно раскрывается. Так же, что интересно, Ода старается давать логические объяснения тем или иным природным явлениям. В целом, на момент окончания арки страны Вано мир достаточно раскрыт, завершена одна большая сюжетная линия начавшаяся в арке Панк Хазарда, введённые персонажи раскрыты. Дальше Оде предстоит довольно непростая задача - сделать следующую арку достаточно сильной и логически обоснованной, чтобы не выглядеть как нечто, добавленное на пустом месте.
***
Теперь же давайте рассмотрим сюжет. Основная его проблема заключается в масштабах, которые задал мангака. Вернее будет сказать, что это является и сильной, и слабой стороной произведения. Такой глобальный сюжет подразумевает большое количество сюжетных линий, которые надо вести паралельно, периодически сплетая в одну или просто устраивая пересечения. И здесь очень важно выдержать один уровень на протяжении всего повествования, довести все эти линии до логичного финала, раскрыв их. Если же автор опустит ту или иную линию или не доведёт её, то это скажется на всём произведении и сильно испортит о нём впечатление, и проблемы заметны уже сейчас. В основном это связано с тем, что Революционной армии, одной из важнейших сил Ван Писа, мы знаем ничтожно мало, её членов практически не раскрывают - только вводят, да и то раскрытие, хоть какое-то раскрытие началось только в арке Дресс Розы, хотя ввели эту группировку ещё после арки Эниес Лобби, что можно назвать существенным просветом, ведь деятельность Революционной армии должна быть достаточно активной, чтобы и лидера считали преступником номер 1, да и личность самого Драгона практически не раскрывается, как и то, каким образом он вообще сумел обзавестись сыном. Однако эти претензии ещё вполне могут отпасть, поскольку Ван Пис ещё не закончен. Однако есть вероятность и того, что претензий к данному произведению будет только больше.
...
Продолжение следует...