Киношная история Лукашина, попавшего в другом городе в такую же квартиру в таком же доме на улице с тем же названием веселит и умиляет. Одинаковые названия улиц, одинаковые дома, ключи от дверей и даже мебель в квартирах - ситуация анекдотичная, но мы ухитрились тут попасться в похожую тему.
Если еще помните, занялись мы с сестрой поиском наших корней и разгадыванием семейных тайн. Проехали по местам Тульской области, где жили наши прабабушка-прадедушка, где родились наши бабушки и дедушки, и подошло время посетить места, в которые они позже переехали.
Что жили потом в Дубне и что там и похоронены прабабушка и прадедушка мы знали. Оставалось поехать туда, обойти местные кладбища, попробовать найти могилы, а также попробовать если и не найти дома, в которых они жили, то хотя бы пройти по тем улицам, где эти дома стояли, ну и может быть разгадать загадку переезда именно в это место, очень странное для переселения в те годы.
Нужна нам была улица Мичурина и другая улица с железнодорожным названием, проходящая вдоль одноколейной железной дороги, названия которой не знали, но на карте города Дубна Московской области обе они нашлись - и Мичурина и Станционная. Хорошо, что прям перед отъездом все-таки решили уточнить у старших родственников как выглядели дома и как их найти. Получили подробное описание. Только... Дубна оказалась не та! Прабабушка и прадедушка переехали в Дубну Тульской области! Долго бы мы искали нужные дома и могилы в подмосковном одноименном городе🤣
Такая вот история🤷♂️ Кстати, посмотрев теперь уже повнимательней, обнаружили еще 5 населенных пунктов с названием «Дубна», но более мелких, в Калужской, Владимирской, Тульской и Московской областях.
Но на поезду уже настроились, два выходных дня под неё освободили, гостиницу забронировали, интересные для осмотра места определили, так что решили преобразовать это всё просто в тур выходного дня, о котором и расскажу поподробней.
В подмосковный город Дубну, совсем молодой 68-летний наукоград, просто так я вряд ли решила бы поехать на экскурсию - мне больше интересны старинные русские города. Но впечатление город произвел очень приятное.
Показалось, что попали мы в курортный городок - небольшой, ухоженный, очень зеленый, окруженный водами трех рек Волги, Дубны, Сестры, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем.
Кстати, это единственный населённый пункт Московской области, расположенный на Волге. Как-то никогда не думала, что великая русская река от нас так близко.
Город спокойный, тихий, доброжелательный, с выглядывающими из буйствующей зелени то уютными «коттеджами академиков», то нарядными зданиями сталинского ампира, то типовыми советскими домами, то современными яркими постройками.
Длиннющая набережная вдоль Волги с прогуливающимся, загорающим, купающимся и плавающем на разных плавучих средствах народом ощущение курорта прям очень усиливает.
И как-то всё это к месту и ненавязчиво, создает ощущение счастья и жизненной полноты, баланса между созидательным трудом, заслуженным отдыхом и красотой природы.
Хотя, как всегда, всё это видимое теперь благолепие историю имеет не простую и противоречивую.
В 30-х годах прошлого века в этих местах было начато грандиозное строительство канала Москва-Волга. Осуществлялось оно вручную в основном силами заключенных по самым популярным тогда статьям - измена Родине, включая «социально опасные элементы» в виде детей, жен и прочих родственников репрессированных. Были и вольнонаёмные, привлеченные романтикой большой стройки, сделавшие свой вклад в общее дело и получив в итоге тот же конец - смерть, лагерь или расстрел.
Три лагеря заключенных и армия охранников. Уровень смертности на этом грандиозном строительстве был очень высокий, и под улицами Макаренко и Ленина, по берегам канала, а так же в лесных массивах Дубны располагаются места их массового захоронения. Так же в самом бетоне строящихся сооружений замурованы случайно сорвавшиеся обессиленные люди. После окончания строительства многие из переживших стройку зеков были расстреляны, в прочем, так же как и те, кто их охранял и ими руководил.
Канал это не только русло с водой, это еще и шлюзы, тоннели, плотины, дамбы, гидростанции, водохранилища, мосты, причалы, железнодорожные пути и до кучи - огромные скульптуры Ленина и Сталина, так что строить пришлось много.
На месте всего этого до строительства располагалась деревня Иваньково и еще несколько населенных пунктов, которые были затоплены, а их жители переселены во вновь созданные деревни.
2 мая 1937 года сошли первые корабли на канал - в стране отсалютовали о появлении нового искусственного моря. Жители нескольких деревень потеряли родные места. На костях замученных, в большинстве своем ни в чем не повинных людей теперь построен симпатичный город ученых.
Так что понятно наше изначально настороженное удивление о добровольном переезде в Дубну - в списках раскулаченных и репрессированных наши предки не были обнаружены, а потом радостная возможность выдохнуть - Дубна оказалась в итоге не та.
Город с названием Дубна был организован 1956 году под конкретный проект – создание исследовательского ядерно-физического центра Восточной Европы. Островное расположение помогало соблюдать необходимый режим секретности, так же это место спокойно сейсмически, что требовалось для проекта. Постепенно город обрастал и другими индустриальными объектами, работающими на оборону, космос, самолетостроение, предприятиями приборостроения, электроники и прочее.
Что же еще здесь любопытного и достопримечательного.
❎ Имя только одного российского города вписано в периодическую систему Менделеева, 105-й элемент называется - дубний. Так что огромная таблица Менделеева, обнаруживаемая на стене одного из домов на набережной - напоминание вклада ученых Дубны в развитие передовой науки.
❎ Примечательно здание Дома культуры «Мир» в классическом сталинско-ампирном стиле - портик с колоннами и нарядным треугольным фронтоном, богатое оформление капителей, такой парадный привлекательный вид. Открытие состоялось в 1956 году, за 3 месяца до официального рождения самого города, в 1964 году здание получило объемную пристройку.
❎Напротив ДК в сквере разбросаны странные пластмассовые шары, а вот вдоль дорожек установлены интересные мозаичные портреты известных людей, созданные Нади Леже для персональный выставки в 1972 году во Франции. Часть работ она подарила СССР. Любопытно узнавать знакомые лица в такой необычной портретной технике.
❎Один из самых больших сохранившихся памятников Ленину находится в Дубне. Высота фигуры 15 метров, высота с постаментом 22 метра. Автор Сергей Меркуров. Памятников изначально было два (как уже упоминала выше) - Ленину и Сталину напротив друг друга, в 1961 Сталина демонтировали.
Место у туристов очень популярное, и на машинах и на экскурсионных автобусах постоянно кто-то подъезжает. Стояночная площадка там даже специальная имеется. Там же установлен Памятный знак строителям канала Москва-Волга.
Но ходить вокруг высоченного памятника не очень интересно, только что отметиться, красивый вид на него открывается с воды или с противоположного берега, куда проехать нам не удалось - дорога была перекрыта шлагбаумом, а пешком по сильнейшей жаре было далековато идти, так что такое фото не смогла сделать. Вокруг памятника прогулочная дорожка выложена и деревья плотно высажены - тенёк.
❎ Тем более рядом расположен длинный узкий мыс, с которого открывается живописнейший вид на Волгу, на малые маяки.
❎ Для любителей заброшек тоже есть чем поживиться - очень колоритные бетонные блоки разбросаны по берегу, говорят от памятника Сталину много чего по берегам, по городу и на дне реки рассредоточились.
❎ Впечатляюще выглядят с этого же самого мыса индустриальные строения Иваньковской ГЭС, да и вблизи здания и краны заслуживают внимания, особенно последние выглядят очень деловито.
❎ Особенно запоминающееся впечатление произвел Большой волжский маяк, 1937 года постройки, сам так он вроде простой, но высокий, мощный и такой одинокий, очень хочется подойти и составить ему компанию. Так что даже вернулась к нему еще раз на обратной дороге. Маяк хорошо виден с дороги как раз там, где расположена паромная переправа с Дубненского на Конаковский берег.
Мы ехали на машинах, от Москвы до Дубны по Дмитровскому шоссе 120 км, но по времени получилось долго, больше 3-х часов - хоть и выехали в 7 утра, но субботний день и ремонт моста через Клязьму уже в это время собрали огромную пробку. В Дубну удобно и на электричке доехать, тем более, что вокзал «Большая Волга» считается одной из достопримечательностей.
В Дубне серьезно не обедали, посидели в кафе на набережной, перекусив мороженным. Но заведений общепита в городе много, можно подобрать на свой вкус.
Обедать, а сразу и ужинать мы отправились уже в Тверскую область, в старинный город Кимры, который находится километрах в 15 от Дубны.
Про него будет отдельная статья, там моих любимых старых домиков было предостаточно🤗
📷Все фото в статье сделаны автором, если под фото не указано другое. Снято в июне 2024 года.