Слушая Ноктюрн Шопена ор 9 №1, мы погружаемся в проживание целой гаммы чувств и эмоций:
- Вина
- Грусть
- Сожаление
Как-будто без повода приходят слезы, что-то внутри “сжимается”, и мы не понимаем, что нас так растрогало? Если вам знакомы эти ощущения, возможно во внутренней карте вашего подсознания “зашито” негативное самоописание. Если эти эмоции вам приходилось испытывать, в них может быть упаковано давно принятое решение, которое продолжает “конструировать” ваши стратегии поведения.
Если на поверхности вы не замечаете явных проблем, ваш фасад построен из крепких материалов различных сортов “позитива”, возможно где-то на более глубоком уровне вы сможете обнаружить “темную тень” своего я. Мы так тщательно скрываем ее от самих себя, что часто просто не признаем даже ее существования. Обнаружить ее легко при соприкосновении с чистыми эмоциями, которые мы слышим в классической музыке. Если вы чувствуете, что что-то у вас откликается на звуки Ноктюрнов Шопена - стоит исследовать эту “запретную зону”. В ней вы можете обнаружить много сюрпризов и подарков.
Стать Сталкером для самого себя = найти безопасный путь к своим желания и потребностям.
Исследуем отношение Я и Мир
1 тема: мое привычное самоописание на языке музыки.
В него входит целый комплекс моих обид, протянутых из детства:
- не любили
- не ценили
- не замечали
- не понимали
Исследуя одну из сторон полярностей, воплощенную в первой теме Ноктюрна, мы слышим себя в подчиненном положении: из позиции слабого. Ощущение бессилия, невозможности что-либо изменить в привычной ситуации.
К концу темы мы встречаем первый импульс вырваться за пределы привычных обид: appassionato - crescendo - con forza. С третьей попытки мы попадаем в тональность 6 ступени лада - соль бемоль минор (абсолютно абстрактная тональность с 6 бемолями) и влетаям в третью октаву (из возможных четырех). Первая попытка выйти за пределы привычной идентичности.
2 тема:
Другая полярность: в ней мир, который мы воспринимаем из своей заряженной полярности. Если мы слабые - то мир сильный. Если мы в роли ученика - то мир нас “учит”, если мы во всем виноваты - то мир наш “судья”, если я проваливаюсь в свою детскую историю, и вижу мир глазами ребенка- то мир разговаривает со мной через значимых взрослых, через мою маму. И если для меня моя мама - жесткий контролер, “надзиратель” - то я раб.
Такой мир обдает меня ледяным холодом: как - будто я погружаюсь в холодную ванну.
Ровное течение мелодии прерывается “провалами” в три пиано: в них мелькает очень слабый отблеск “светлой тени” - в совершенно неожиданном соль мажоре. При повторе через сложную модуляцию мы приходим к новому этапу развития 2 темы.
Меняется направление движения - из нисходящего, мы выходим на восходящее: в нем больше силы и вдохновения. Появляется ощущение, что я сам меняю направление движение - происходит присвоение авторства. Уходит расщепление на Я и Мир: начинается процесс присвоения силы другой полярности.
На спуске снова проваливаемся в тоже пиано, на этот раз только 2 пиано. После повтора мы выходим на новую тему: уже третий раздел второй части. В нем мы достигаем самого мощного звучания - это кульминация всего Ноктюрна - 2 форте! Здесь уже явно произошло смешение полярностей. Вместо слабости и чувства вины, возникает ощущение полноты энергии. Вместе с ней приходит успокоение: во втором периоде 3 темы на 3 пиано возникает ощущение мягкости и гибкости внутри этой силы. Она не нуждается в доказательствах своей мощи, она никого не пугает, она просто есть -и она прекрасна. Наше я полностью соединилось, растворилось и стало объединилось с полюсом Мира, который на входе во 2 часть воспринимался как нечто холодно - объективно - чужеродное.
Реприза.
Те же ноты - другое содержание: новый я в прежнем теле. Соединив полярности, я обретает внутреннюю целостность. Внутри этой целостности разворачиваются эмоции, мы откликаемся, чувствуем, но не “выпадаем в осадок”.
В первом мотиве темы появились два новых акцента - их нет в экспозиции.
Как - будто следы от тех ран, которые были пережиты и уже почти затянулись.
Как вернуться в родительский дом будучи уже взрослым? Что я увижу: те же стены и те же взгляды? В одну реку не войти дважды. Вспомним сцену из фильма Тарковского “Солярис”, в которой он создает живую картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
Из нового самоописания, мы видим новую картину жизни. Вариант темы включает больше динамики: выше взлет мелодии в орнаментике уже с первого предложения , и дольше сам полет. В той же мелодии уже нет столько боли. Почему? Ноты буквально те же. Но мы уже прошли путь второй части и стали другими. Из нового самоописания те же ситуации воспринимаются совсем по другому. На месте con forza - 2 форте. Уверенное движение в новой идентичности.
Последняя строчка может прозвучать совершенно по разному: решение за исполнителем. Это может быть:
Полное соединение с силой спрятанной в полярности 2 темы плюс сила мягкости 1 темы на 3 пиано.
Либо
Крик отчаяния на FF и смирение на ppp?
Какая трактовка верна? Все зависит от карты вашей внутренней реальности.
В продолжение темы, интересно исследовать другой Ноктюрн, написанный в параллельном мажоре. Общее пространство 5 бемолей создает звуковую связь между Ноктюрнами ор9 №1 и ор 27 № 2. Мы как-будто попадаем в параллельный мир, в котором изначально задан мажорный лад: мягкое пространство Ре- бемоль мажора.
В этом Ноктюрне я как-будто вижу динамику взаимоотношений.
Мы встречаемся с безусловным пространством любви и принятия, в котором буквально растворяемся в океане любви... в теме А. Тема В - актуализирует издержки созависимых отношений: нет границ = нет я. В динамике развития второй темы я наблюдаю все этапы сепарации: от полного слияния до партнерского диалога.
Мягкое пространство Ре- бемоль мажора погружает в идеальное поле: семантика этой тональности относит нас к тематике Элизиума. В этой тональности написана вторая тема в Сонате Шопена с Траурным маршем (средний раздел трехчастной формы 2 части сонаты) - как образ жизни после смерти.
Тема А = океан любви. Состояние спокойствия, наполненного полным принятием и ощущением источника любви. В ощущение гармонии Ре бемоль мажора неожиданно вторгается ля бекар - вопрос, сомнение? В первом проведение диссонанс разрешается в ми - бемоль минор на тоническом басу.
Тема В. Я и другой. Си бемоль минор.
Вторая тема будет играть роль побочной партии в сонатной форме: каждый раз мы будем встречаться с ней в новой тональности. Второе предложение темы звучит в ми -бемоль миноре. Тема изложена двухголосием - как дуэт - в то время как в первой теме было одноголосие. Здесь как-будто появляются уже двое: и мы можем наблюдать за динамикой их отношений.
Во втором периоде появляется con forza - звучит как укол обиды. Ответ на пиано - появляется открытый диалог. В ответе есть интонации вины, сожаления. При повторе первая реплика звучит с усилением - тирата тридцать вторыми, а ответ звучит еще тише - на два пиано. Сдался? Вторая часть второго периода - момент зависания - простил?
Тема А1. Возвращаемся в образ, но уже в новом состояние. Вошел в тоже море любви, но с опытом отвержения -вспомним диалог во второй части Темы В.
В теме А возникает новый вариант - при переходе к Теме В: в нем есть легкость движения, на которой мы влетаем в новую тональность второй темы: диезная = земная тональность - Ля мажор. В Ре бемоль мажоре нет ноты ля… только ля бемоль, модулируя в такую далекую тональность мы переносимся в совершенно другой мир.
При проведении второго предложения в до диез миноре - второй голос стал автономным - сепарация?
На выходе из второй темы мы сталкиваемся с первым проявлением драмы: возникают интонации протеста, бунта. Но очень быстро этот посыл прерывается, утихает, вместе с ниспадающим пассажем, и мы вновь погружаемся в океан любви.
Тема А 2 . Реприза, в которой мы встречаемся с новым решением: зависание на до бемоле ( вместо уже привычного вопроса - самнения на ля бекаре), на этот раз приводит к новому варианту развития темы. Мы получаем феерическое развитие фигурации - летящий пассаж, в котором упакована необыкновенно горючая - летучая энергия. Чтобы качественно исполнить этот пассаж необходимо стать этой энергией. Легкость, свобода, полет… Интересно, что на выходе из пассажа мы сталкиваемся с новой острой интонацией: что это? Упрек за прошлое?
Тема В 2 ми бемоль миноре = 2 ступень лада. Мы уже встречались с этим вариантом темы - во втором предложении при первом проведении. На этот раз второе проведение подарило нам новую изумительную интонацию - ремарка appassionato как -будто не совсем совпадает с примирительной интонацией мелодии. В ней столько любви, что уже не встает вопрос чья она и кому направлена: океан любви накрыл с головой, поглотил и наш герой сам уже стал этим океаном. Через разлив на этот раз вплоть до 5 октавы, мы заплываем в коду.
В этом разделе мы буквально видим ласковые поглаживания мелодии: ниспадающая уменьшенная квинта dolcissimo с легким акцентом на первой доли. При повторе мелодия собирает еще один звук - собирая звуки уменьшенного трезвучия, и дополненное еще одной малой терцией из фактуры баса, образует хроматическое движение дважды уменьшенных септаккордов. Удивительным образом в этом звучании нет напряжения - оно как-будто разряженное газообразное состояние - обволакивает туманом и успокаивает, примиряет всякое напряжение.
В заключительном разделе коды мы наконец-то приходим к диалогу: второй голос на этот раз не вторит, а ведет открытый дуэт -диалог: разговор стал возможен= сепарация, автономность и партнерство.
С чем же мы встречаемся в последнем такте на этот раз? Восхождение параллельными секстами вверх. Взгляд в небо? Надежда? Элизиум?
Приложение: нотный текст с комментариями