Дорогой Кинозритель, поговорим мы сегодня о фильме «Город Грехов» 2005 года, режиссёра Роберта Родригеса. Мир Города Грехов – это мир, вдохновлённый нуаром во всех смыслах. Дождливая бесконечная ночь, где властвует продажная развращённая элита, преступность и порок. Здесь мы иногда встречаем героев-одиночек, справедливых и верных своим принципам , но к сожалению, обречённых проиграть. Но этот фильм насквозь проникнут гуманизмом и жертвенностью, и это придаёт историям неожиданную глубину. Об этом мы и поразмышляем.
Создан фильм по графическим новеллам Фрэнка Миллера, который, кстати, был приглашён Родригесом в качестве со-режиссёра. Из-за чего Родригесу пришлось покинуть гильдию режиссёров США: не понравилось гильдии, что режиссёр посмел творить вместе с автором не-режиссёром
Кстати, Фрэнк Миллер также появляется в фильме - в образе продажного священника
По мне так, фильм задумывался Родригесом как некий ответ Криминальному Чтиву Квентина Тарантино: тот же нелинейный сюжет, несколько историй, где персонажи иногда пересекаются между собой, те же мексиканские дуэли, насилие и чёрный юмор. И главное, и в том и в другом случае - это отчаянно гуманистическая история.
И получилось у Родригеса ничуть не хуже, а по стилистике даже лучше, чем у его друга. Тарантино, кстати, как вам известно, даже срежиссировал одну сцену в Городе Грехов, разговор Дуайта и мёртвого Джекки-боя в машине.
Десять лет назад, в 2014-ом вышло продолжение - Город Грехов 2. И, честное слово, лучше бы он не выходил. Стиль весь выдохся – осталась халтура. Новых персонажей высосали из пальца, а старых, колоритных, внезапно, взяли и воскресили. И тем самым Родригес лишил смысла первую часть. Одна приличная новелла про игрока Джонни - а остальное спекуляция (включая голую Еву Грин). Так что не смотрите. Сосредоточимся на первой части.
Так зачем же смотреть классический "Город Грехов" 2005 года сейчас?
Потому что фильм в гротескной и стильной форме поднимает острые и актуальные темы: отношения власти и маленьких людей.
Рассмотрим образ зла в фильме - образ правящего класса: политики, полиция, церковь. Мы видим главную элиту мира Города Грехов - семью Рорков, которая правит всем и вся.
Один из них – священник, кардинал Рорк ( в исполнении Рутгера Хауэра), наделённый безграничной властью и ею же развращённый. Он каннибал, причём он в прямом смысле ест представителей социального дна – молодых проституток. Ест их по примеру своего приёмного сына. А тот коллекционирует головы жертв у себя на ферме. Образ, утрированный, гротескный - но соответствует стилю всей истории.
Следующий пример- это брат кардинала, сенатор Рорк (в исполнении Пауэрса Бута). И он тоже является мрачным, утрированным образом представителя власти. Он готов на любой произвол, он держит всю полицию, а значит и весь город в своём кулаке. Естественно, при нём процветает коррупция, он - такой же преступник, только в разы хуже тех кто сидит в тюрьме.
«Крутость не в пистолете, крутость во лжи. Стоит мне убить тебя прямо сейчас и все тут же будут лгать за меня».
Он, однако, имеет одну характерную слабость – у него есть сын. Этот сын преступник и педофил – он безнаказанно веселиться и держит в страхе город. А сенатор полиции на всё закрывает глаза и мечтает сделать сына президентом. Максимальный гротеск!
Есть также образ сотрудника полиции - Джеки-бой (отличная роль Бенисио Дель Торо), который пользуется своей своей безнаказанностью и творит беспредел - бьёт и преследует бывшую девушку. Также и другие сотрудники полиции показаны как звери, бездумные и бездушные "псы режима" (небольшая роль Майкла Мэдсена)
Итак, в художественной вселенной силы зла - социальный верхи, и они порочны донельзя, но пародией это назвать не получается. В реальности, к сожалению, примеров хватает. Но нас интересует сейчас художественный образ: к чему ведут авторы Родригес и Миллер? К тем, кто противостоит этой грязной элите и главное - почему? В чём конфликт?
МАРВ (НОВЕЛЛА: "ТРУДНОЕ ПРОЩАНИЕ")
Марв (Микки Рурк) рецидивист, убийца, маньяк, алкоголик - но положительный герой. К началу истории мы знаем, что он вышел из тюрьмы и не совершает преступлений, он часто посещает бар и пьёт.
Проститутка Голди соблазняет Марва и становится для него буквально ангелом небесным. Но им вдвоём была отпущена лишь ночь - ведь Голди уже на следующее утро оказывается мертва.
Марв решает отомстить – и добирается до самого кардинала Рорка и его приёмного сына Кевина - того, кто убил Голди в ту ночь. Он жестоко расправляется с ними, открывая тайну их каннибализма. Однако продажное правосудие расправляется с ним – и вешает всех съеденных проституток на него. Но в конце мы понимаем, что именно эта короткая ночь с Голди определила не только судьбу Марва но и весь смысл его жизни.
А нам достаётся послание авторов истории – не стоит всевластной элите так бесчеловечно поступать с социальным дном, с беднотой, с самыми уязвимыми слоями общества. Не стоит, буквально, жрать проституток.
Всем наплевать на них, никто по ним не плакал -
так говорил кардинал Рорк Марву перед смертью. Но Марву было не наплевать. Он отомстил за свою Голди и не только за неё. Здесь мораль очевидна, и запрос кинозрителя на социальную справедливость удовлетворён. Пусть Марв рецидивист, а его погибшая любовница - проститутка. Но, по мнению авторов, есть люди и похуже - и они наверху.
Скольких ещё Марв спас, убив Рорка и его приёмыша Кевина ? На скольких ещё проституток кроме Голди охотились эти отвратительные каннибалы? Не стоит лишать "маленьких людей" (в лице Марва и Голди) любви, и немногих светлых моментов в их мрачной жизни. Иначе это социальное дно найдёт любой способ подняться наверх и весь этот верх уничтожить. И, как ни странно, этим оно лишь утвердит свою человечность.
ДУАЙТ (НОВЕЛЛА: "БОЛЬШАЯ СМАЧНАЯ РЕЗНЯ")
Вторая история рассказывает нам о фотографе Дуайте. Простая ссора с бывшем парнем своей девушки заставляет его впутаться в настоящую криминальную войну. Войну между преступностью, полицией и проститутками.
Историю можно назвать неплохой, но лично для меня она скорее введение в мир Города Грехов, экспозиция. Нам обрисовывают основные движущие силы этого мира – есть преступность, полиция и так называемый «Старый город» - отдельный район проституток, которые держатся особняком от обоих сторон и вполне могут за себя постоять.
Дуайт пытается решить ситуацию с убийством Джеки-боя, который оказывается полицейским. Ранее Дуайт защитил от него бывшую девушку, которую Джеки-бой бил, преследовал и вламывался в к ней в дом - полицейский пользовался своей неприкосновенностью, чтобы делать всё, что захочет. Но Джекки-бой погибает от рук проституток. Теперь тело будут искать. Полицейские будут мстить. У мафии тоже будут проблемы.
Между всеми этими тремя сторонами поддерживается шаткое перемирие, но в итоге всё конечно же заканчивается Большой Смачной Резнёй. И опять же подчёркивается, как слабые девушки взяли оружие и восстали против мафии, против власть имущих.
ХАРТИГАН (НОВЕЛЛА: "ЭТОТ ЖЁЛТЫЙ УБЛЮДОК")
Финальная история с Брюсом Уиллисом и Джессикой Альбой - самая пронзительная и сентиментальная. Мне лично она врезалась в сердце с первого просмотра и является моей любимой.
Хартиган - честный полицейский, с непоколебимыми принципами. Он прекрасный семьянин, у него несколько детей. Он всю жизнь проработал в полиции, и вот, с чистой репутацией он готовится уйти на пенсию. Остаётся лишь одно дело – поймать маньяка, который насилует и убивает маленьких девочек.
Хартигана предупреждают, чтобы он отказался от своего задания, но им движет справедливость, а не приказы начальства. И он доводит дело до конца – спасает очередную жертву маньяка, девочку по имени Ненси. Но маньяк ведь сын сенатора полиции. И вот уже напарник стреляет Хартигану в спину, его сажают в тюрьму и признают маньяком-педофилом, семья отворачивается от него, как и все.
Хартиган гниёт в одиночной камере восемь лет. Лишь девочка Ненси не отреклась от своего спасителя. Она тайно посылает ему письма на протяжении целых восьми лет. Но маньяк выжил, хотя теперь он уродлив и жёлт. Он хочет отомстить Хартигану и выследить Ненси.
В конце концов, расправившись с жёлтой мразью (как его зовут в графических новеллах), Хартиган прощается с Ненси, да и вообще - прощается
«Через меня они найдут Ненси. Но я не позволю. Старик умирает. А девочка живёт. Честный обмен.»
Хартиган жертвует своей жизнью, чтобы не дать сенатору Рорку найти Нэнси и отомстить ей за сына.
Обеспечить безопасность для кого-то в мире Города Грехов можно только такой ценой, такой жертвой. Полиция куплена, полный произвол, все гонятся за наживой и удовольствиями, уничтожая при этом ни в чём неповинных людей. Но в таком художественном мире сильнее видно человечность, которая иногда пробивается сквозь мрак и насилие - и побеждает зло.
Вы наверняка чувствуете, какой отчаянный гуманизм заложен в этих историях. Как Фрэнк Миллер пытается пробиться к нам в головы и сказать «Будьте людьми! Оставайтесь людьми!»
Резюмируя главное: Город Грехов 2005 года это гротескное стильное захватывающее повествование, плюс очень сильный социальный подтекст. Искусство для ваших глаз и сердца - всё стильно, новаторски-нуарно, мощно и безжалостно.
Ещё и есть над чем подумать: начинка сплошь обаятельна и человечна, стоит только немного поразмыслить над фильмом. А мне такое киноискусство более чем нравится, надеюсь, и дорогим кинозрителям тоже!
Что скажете о фильме "Город Грехов"? Делитесь своими впечталениями в комментариях.