Найти тему
Зеленая лампочка

Страшная месть Крысолова

Оглавление

Средневековая легенда

«В дверь, прихрамывая, вошёл странный человек. Был незнакомец высок и худ. Лицом тёмен, словно хорошенько прокоптили его над огнём. Взгляд пронзительный. От такого взгляда холод пробегал по спине. На плечах короткий плащ. Одна половина камзола чёрная, как ночь, другая красная, как огонь. В чёрную шапочку сбоку воткнуто петушиное перо. В руке же незнакомец держал старинную, потемневшую от времени дудку». Так старинная немецкая легенда рисует облик крысолова – человека, который с помощью своей волшебной дудки избавил город Гамельн от полчищ крыс. Все они, ведомые звуками дудки незнакомца, утонули в реке Везер, вышедшей из берегов из-за огромных полчищ грызунов.

Открытка «Привет из Гамельна»
Открытка «Привет из Гамельна»

Бургомистр города пообещал наградить избавителя золотом, которое тот сможет унести. Это была просьба незнакомца: «Я очищу ваш город от крыс. Слово мое, крысолова, крепко. Но и вы своё сдержите. За это дадите мне столько золота, сколько смогу унести». Но жадный бургомистр не сдержал своего слова: «И дело сделано. Надо, как обещано, расплатиться. По трудам и плата. Кошель серебра и выход из города через любые ворота». Крысолов, одетый уже в зелёный костюм охотника, оставшись с пустым мешком, придумал страшную месть: когда горожане были в соборе на воскресной обедне, увел всех детей с помощью той же дудки в неизвестном направлении. Стон и плач стояли в Гамельне.

Гамельнский крысолов уводит детей из Гамельна. Иллюстрация Кейт Гринуэй (1910) к поэме Роберта Браунинга
Гамельнский крысолов уводит детей из Гамельна. Иллюстрация Кейт Гринуэй (1910) к поэме Роберта Браунинга

И лишь однажды в город пришел странник – старый слепой человек. Он рассказал горожанам, что попал в необычный край: там жили только дети: «В волнении, прерывающимися от слёз голосами стали спрашивать старики: «Но где же, где же, в какой стороне лежит тот юный, светлый город? Но ничего не мог им сказать нищий, слепой странник».

А вот финал сказки братьев Гримм: «Всего сто тридцать детей были потеряны. Двое, как говорят некоторые, отстали и вернулись. Один из них был слепым, а другой немой. Слепой не смог указать место, но смог рассказать, как они следовали за дудочником. Немой был способен указать место, но он ничего не слышал. Один маленький мальчик в одной рубашке пошёл вместе с остальными, но вернулся за своей одеждой, и таким образом избежал трагедии, потому что, когда он вернулся, другие уже исчезли в пещере на холме».

"Сказки Черного леса"
"Сказки Черного леса"

Истоки легенды

Страшная легенда и страшное наказание за неумение держать свое слово, за легкомыслие и неблагодарность. Каковы же ее истоки? Легенда возникла предположительно в XIII веке.

Одна из версий связана с «крестовым походом» детей в 1212 году, когда 20 тысяч детей со всей Европы, нанятые вербовщиками, пошли в Святую землю, внушаемые тем, что именно невинные детские души могут освободить Иерусалим. Большинство из них погибли в пути, а остальные были проданы в рабство на невольничьих рынках.

Гюстав Дюре. Крестовый поход детей
Гюстав Дюре. Крестовый поход детей

В 1259 году жители Гамельна проиграли одно из сражений – битву при Зедемюнде с войсками епископа вестфальского города Минден. «Детьми», возможно, назвали молодых горожан, которых набрали так называемые «агитаторы» для участия в военной кампании. Уроженцы города, которых было около тридцати, погибли либо попали в плен.

Еще одна из версий: Крысолов – дьявол, играющий на флейте и приведший в город чуму, унесшую жизни и взрослых, и детей. Если посмотреть на старинные средневековые изображения чумы, то можно увидеть танцующий скелет с флейтой. Он символизировал так называемую «пляску смерти». Правда, чума пришла в Гамельн позже существующей истории о Крысолове.

Михаэль Вольгемут. Пляска смерти
Михаэль Вольгемут. Пляска смерти

Пляска Святого Витта. Некоторые ученые утверждают, что так выражался накопившийся ужас во время эпидемии чумы. Это нервное заболевание выражалось в истерике и странных телодвижениях, сопровождаемых скачками, судорогами - странном подобии пляски. Одержимые люди в конце концов падали без сил. В немецком городе Эрфурте несколько сотен детей дошли до соседнего города Армштадта в этом странном танце. Они шли, повинуясь какой-то неведомой силе. Некоторые умерли, другие вернулись домой и до конца жизни прожили с подергивающимися руками и ногами и шаткой походкой. Некоторые исследователи связывают такое шествие с отравление спорыньей – грибком, вызывающим галлюцинации или неадекватное поведение.

Питер Брейгель. Пляска Святого Витта
Питер Брейгель. Пляска Святого Витта

Еще одна из теорий гласит о том, что ушедшие из города отправились заселять новые территории - Польшу, Моравию и Трансильванию. Также причиной пропажи детей называют горный оползень, кстати, в 15 километрах от города есть гора и болотистая местность, называемая местными жителями Чертовой дырой, где могли погибнуть дети.

Джеймс Элдер Кристи. Гамельнский Крысолов
Джеймс Элдер Кристи. Гамельнский Крысолов

Легенда и современность Гамельна

На Доме Крысолова в Гамельне и по сию пору висит табличка: «В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали».

Узкая улица, по которой шли за флейтистом дети, называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней и сейчас запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Бунгелозенштрассе - «улица Молчания»
Бунгелозенштрассе - «улица Молчания»

Загадочная легенда о Крысолове, в которой переплелись реальность и фантазия, так и будет жить в веках, будоража умы исследователей средневековья, интерпретируясь в творчестве поэтов, писателей и музыкантов, и волнуя нас, читателей, любителей мировых тайн и мистификаций.

Автор статьи: Елена Барсукова.