Иван Купала - один из древнейших языческих праздников, сохранившихся до наших дней. Его история уходит в глубину тысячелетий и его празднование нашими предками мы можем лишь восстановить по крупинкам.
Иванов день и февральскую ночь стали праздновать 6-7 июля по меркам истории совсем недавно: каких то сто лет. Однако со смещением исказилась сама суть праздника, о чем я рассказывала в предыдущей статье, посвященной этому вопросу👇
Сегодня я хотела бы остановиться на обрядах и традициях этого дня, которые были тесно связаны с водой, огнем и землей: тремя дающими жизнь человеку (особенно древнему) первоосновами.
Очищающая сила купальской воды
Так весь день и всю ночь переписывалось принимать водные процедуры. Наши предки рекомендовали накануне вечером расстелить чистые полотенца на траве, чтобы они про питались росой. По утру отжатой с них водой требовалось умыться, чтобы сохранить здоровье и красоты, выпить по глотку, а остальное отнести в хлев и споить скотине, чтобы они тоже не хворала и была удойной. По поверьям наших предков, Девушки от этой процедуры становились румянец и краше, а парни сильнее и выносливее.
Молодежь этот день начинала с обливания водой, причём старались набрать воду погрязнее и обливать всех прохожих подряд. Иногда брали жижу из болота или у самого берега и вываливали на проходивших прохожих. Особенно старались парни в отношении молоденьких незамужних девушек. После обеда дружно шли в реку или пруд отмываться.
Массовое купанием - один из обязательных атрибутов Иванова дня. Считалось, что вода на Купалу обретает магические свойства. Люди верили, что в самую короткую ночь из озер и рек выходит вся нечисть, а значит водоемы очищаются и наполняются целебной силой.
Вечером обязательно на берегу водоема жгли костры, устраивали игры, пляски и хороводы, о сакральном значении которых я рассказывала в статье ранее👇
Купальский костер
Купальский костёр считался ритуальным священным огнем и являлся непременным атрибутом встречи Ивана Купалы, его центром. Выполнял очищающую функцию, отгонял беснующуюся в эту ночь нечисть.
Важным элементом купальского костра был сбор дров для него. Молодёжь (иногда дети, пастухи) заранее готовила материал для костра — хворост, ветки, дрова (часто краденые), жерди, сломанные ворота, заборы, старые мётлы, корзины, ветхую обувь, смоляные бочки, колёса, оставшуюся от Троицы зелень и т. д. Часто считалось грехом не дать чего-нибудь для купальского костра. Молодежь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на который в разных регионах Российской империи насаживали украшенное деревце, соломенное чучело, колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы и т. п. Символ высокого шеста, с установленным на нём колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева.
Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В Полесье на Ивана Купалу костёр иногда разжигали на кладбище. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением. В некоторых регионах нашей страны (особенно на русском сквере) огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, т. к не пришедшая подозревалась в колдовстве и общении с нечистыми, потусторонними силами.
Колдовство и заготовка целебных трав
Ивановские травы по народным повериям обладали магической силой, удесятеренной природой. Их рвали ночью или на рассвете, затем сушили и пользовались ими весь год. Из них плели венки и обереги от нечистой силы, которые считались наиболее действенными, а также готовили целебные отвары и мази.
Именно в иванов день рекомендовалось рвать и веники для бани. Заготовленные в этот день, они придавали обычной процедуре похода в баню магическую очищающую и омолаживающуюся силу (вспомним, кто в бане парится, тот не старится).
Девушки в Ночь на Ивана Купалу плели венки и пускали их по воде. Часто это было сопряжено с заговорами и закличками, часто в венки ставили свечи. Если венок немного проплывал — это означало скорое замужество, если же плыл долго - то это считалось недобрым знаком.
Еще гадали по букетам цветов. Травы надо было собирать, не глядя, а затем положить под подушку. На утро проверяли, набралось ли двенадцать разных цветков. В таком случае человека ждало счастливое событие.
Ночью устраивали обряды для привлечения здоровья, удачи и счастья всех участников. Так же в это день старались узнать: не завелась ли в селе ведьма? Ведь очищающую силу купальского огня она не могла выдержать и не являлась на праздник: поэтому все женщины поселений даже самые дряхлые всеми правдами и неправдами старались попасть к главному костру года, дабы не быть обвиненными в колдовстве.
Свальный грех
Распространенная легенда о кровосмесительной связи в этот день, и сохранившиеся до нас описания окончания празднования, на манер древнегреческих вакханалий дают повод предполагать, что вечером праздник после обильного пития хмельных напитков, веселья и плясок вокруг Священного огня заканчивался спальным грехом, что подробно описывала в привередой статье в начале этого материала.
Легенда же гласит (а вернее один из нее вариантов), что Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Была горячая любовь и веселая свадьба, лишь помле которой родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в мавку, а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Суеверия и приметы
С Ивановым днём в народе было связано много суеверий и примет.
Самая известная наверное о волшебном цветке папоротника, открывающего все замки и указывающего на несметные сокровища, которые, однако чутко охраняла вся нечистая сила и которые не должны были принести счастье нашедшему.
Среди других поверий на этот день, а вернее ночь, считалось ю что Купальская ночь не для сна. Ведь именно в это время вся нечисть от леших и русалок до домовых и оборотней выходила наружу и могла навредить людям или хозяйству. Например, украсть скотину или забрать молоко у коров.
Также в Иванов день не стоило брать в долг или занимать деньги – так можно было лишиться достатка на весь год. А если случайно на дороге попадались ценные вещицы, то притрагиваться к ним было нежелательно. Говорили, таким образом злые силы искушают человека, и роковая находка навлечет беды и болезни.
А вот для того, чтобы сбылось заветное желание, на Иванов день нужно было перелезть через заборы двенадцати огородов и желательно не быть пои этом пойманным хозяевами наделов.
А какие приметы и суеверия на Ивана Купалу знакомы вам? Делитесь в комментариях, мне очень интересно 🤔
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте