Найти тему

Мои родственники на КВЖД

Так получилось, что с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД) была связана судьба трёх моих родственников. Может быть, таких больше, но я пока знаю трёх. 

Карта КВЖД
Карта КВЖД

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КВЖД) - одноколейная железнодорожная магистраль (участок Великой Сибирской магистрали). Проходила от станции Маньчжурия через Харбин до Даляня (Дальний) и соединяла Забайкальскую железную дорогу и Уссурийскую железную дорогу с портами Владивосток, Порт-Артур и Дальний. Протяженность КВЖД к 1913 г. составляла 2269 верст. Концессию на строительство железной дороги Россия получила в 1896 г. по Русско-китайскому договору 1896 г. Магистраль была опорной линией для продвижения России на Дальний Восток, что вызывало противодействие Японии. После поражения России в Русско-Японской войне по Портсмутскому мирному договору 1905 г. южное направление КВЖД от Чанчуня (Куанчэнцзы) до Даляня и Порт-Артура отошло к Японии, получив название Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД).

В 1920—1930-х гг. из-за владения КВЖД неоднократно возникали международные конфликты. В 1929 году войска враждебно настроенного к СССР китайского правительства захватили дорогу. В ноябре того же года Особая Краснознамённая Дальневосточная армия провела операцию по восстановлению контроля над КВЖД. 

В начале 1930-х годов на северо-восток Китая и железную дорогу стали претендовать японцы. В 1931 году они оккупировали Маньчжурию, а в 1932 году создали на этой территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. 

В мае 1935 года СССР продал Китайско-Восточную железную дорогу, соединявшую Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, правительству государства Маньчжоу-Го. 

 После поражения Японии во Второй мировой войне 1939— 1945 гг. КВЖД и ЮМЖД перешли в совместное управление СССР и Китая под названием КЧЖД (Китайская Чаньчунская железная дорога). А после создания Китайской Народной Республики СССР безвозмездно передал ее правительству все свои права по совместному управлению КЧЖД. С 1953 г. — Харбинская железная дорога.

В период конфликта на КВЖД в конце 1920-х годов в составе советской дипломатической миссии в Китае находился племянник моего прадеда - Николай Иванович Скаткин.

Николай Иванович Скаткин - племянник моего прадеда.
Николай Иванович Скаткин - племянник моего прадеда.

В начале 1930-х годов секретарём Железнодорожного собрания КВЖД в Харбине работал брат моего деда - Валентин Николаевич Скаткин.

Валентин Николаевич Скаткин - брат моего деда.
Валентин Николаевич Скаткин - брат моего деда.

С 1945 по 1948 год в составе железнодорожного батальона Чанчуньскую железную дорогу восстанавливал мой тесть - Сергей Митрофанович Казаков.

Сергей Митрофанович Казаков - мой тесть.
Сергей Митрофанович Казаков - мой тесть.

Подробнее о каждом из них в следующих статьях.