Сегодня - практическое задание по теме, которой я уже касалась на канале:
Задание из тех, что я предлагаю школьникам на уроке. Знания эти могут пригодиться при ответе на вопросы линии № 1 ЕГЭ. Хотите проверить себя?
Сначала вспомним все уровни организации жизни от меньшего к большему:
Уточнение: в некоторых источниках биологической информации (учебниках или пособиях для подготовки к ЕГЭ) любят объединять несколько уровней. Там можно встретить названия: органоидно-клеточный, органно-системный, популяционно-видовой, биогенотически-биосферный. Как быть, что писать в бланке ответов ЕГЭ? Авторы контрольно-измерительных материалов уверяют, что в шаблоны для проверки работ внесены все возможные варианты ответов: и органоидный, и органоидно-клеточный, и клеточный, и т.п.. Короче, любой из возможных вариантов ответа будет помечен, как верный, и с объединением уровней, и без него, однако гарантировать вам это я не могу. Сама же все уровни отделила друг от друга по максимуму
А теперь предлагаю вам несколько конкретных примеров, взятых из жизни бухгалтера одного ООО Марии Ивановны Н.
(все персонажи вымышлены, совпадения с реальными абсолютно случайны)
Необходимо соотнести данные примеры и уровни организации жизни друг с другом. Ответы будут в конце статьи. В конце же будет небольшой подарок для коллег - учителей биологии.
Поехали:
А - Мария Ивановна, собственной персоной.
Б – подкожная жировая клетчатка Марии Ивановны.
В – эритроциты, обнаруженные и подсчитанные в капельке крови Марии Ивановны, взятой на анализ (в смысле, на анализ была взята кровь, а не М.И.)
Г – сердце и кровеносные сосуды, по которым движутся все капельки крови Марии Ивановны.
Д- обитатели квартиры Марии Ивановны: кошка Мурка; два волнистых попугайчика; паучок в углу под раковиной (его еще не заметила М.И.); около 10,5 млн. бактерий, находящихся в воздухе, заполняющем две комнаты квартиры М.И.; еще около 0,5 млн. бактерий, живущих на коже и в кишечнике М.И.; Семен Семенович – муж М.И.
Е – совокупность особей, относящихся к тому же виду, что и Мария Ивановна, проживающих в том же городе Н-ске, что и она.
Ж - совокупность особей, относящихся к тому же виду, что и Мария Ивановна, обитающих на той же планете З., что и она.
З – очаровательные глазки Марии Ивановны.
И – молекулы гликогена, отложенные про запас в печени запасливой Марии Ивановны.
К – около 600 триллионов митохондрий, которыми очень богаты клетки всё той же печени всё той же Марии Ивановны.
Л – всё живое, обитающее на одной с Марией Ивановной планете З.
Ответы:
А - Мария Ивановна, собственной персоной (7. ОРГАНИЗМЕННЫЙ).
Б – подкожная жировая клетчатка Марии Ивановны (4. ТКАНЕВЫЙ).
В – эритроциты, обнаруженные и подсчитанные в капельке крови Марии Ивановны, взятой на анализ (в смысле, на анализ была взята кровь, а не М.И.) (3. КЛЕТОЧНЫЙ)
Г – сердце и кровеносные сосуды, по которым движутся все капельки крови Марии Ивановны (6. СИСТЕМНЫЙ).
Д- обитатели квартиры Марии Ивановны: кошка Мурка; два волнистых попугайчика; паучок в углу под раковиной (его еще не заметила М.И.); около 10,5 млн. бактерий, находящихся в воздухе, заполняющем две комнаты квартиры М.И.; еще около 0,5 млн. бактерий, живущих на коже и в кишечнике М.И.; Семен Семенович – муж М.И. (10. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ)
Е – совокупность особей, относящихся к тому же виду, что и Мария Ивановна, проживающих в том же городе Н-ске, что и она (8. ПОПУЛЯЦИОННЫЙ)
Ж - совокупность особей, относящихся к тому же виду, что и Мария Ивановна, обитающих на той же планете З., что и она (9. ВИДОВОЙ)
З – очаровательные глазки Марии Ивановны (5. ОРГАННЫЙ)
И – молекулы гликогена, отложенные про запас в печени запасливой Марии Ивановны (1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ)
К – около 600 триллионов митохондрий, которыми очень богаты клетки всё той же печени всё той же Марии Ивановны (2. ОРГАНОИДНЫЙ)
Л – всё живое, обитающее на одной с Марией Ивановной планете З. (11. БИОСФЕРНЫЙ)
А теперь только цифры и буквы:
1 - И
2 - К
3 - В
4 - Б
5 - З
6 - Г
7- А
8 - Е
9 - Ж
10 - Д
11 - Л
Ну, как успехи? Если у вас 10 или 11 правильных ответов, то с заданием вы справились на "отлично"!
Обещанный подарок для коллег
Вот вам карточка с тем самым заданием, о котором шла речь в статье. Такие карточки можно раздать в конце урока для закрепления знаний учащимися. Или в начале следующего урока, чтобы вспомнить былое:
А вот ещё одна карточка, также для закрепления: