Найти тему

"Занимательная история моды": эгейская культура и малоазийские народы.

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели,

В очередном выпуске рубрики "Занимательная история моды" мы познакомимся с модой так называемого доисторического периода Греции и народов Малой Азии в эпоху Троянской войны.

Фреска из Кносского дворца, известная как "Принц лилий". Материал из сети.
Фреска из Кносского дворца, известная как "Принц лилий". Материал из сети.

Крит и Микены.

XIX -начало XX века - это период знакомства исторической науки с новой цивилизацией. Раскопки на острове Крит открыли миру высокоразвитую крито-минойской цивилизацию. Ее основным центром был Кносс, древняя столица острава, во дворце которого исследователи обнаружили поразительные по точности и красоте фрески. Именно эти изображения дают нам представление о том как выглядили и одевались минойцы. Очагами кносской культуры на материке стали полисы-крепости Микены, Тиринф и Пилос. Микены подхватили цивилизационную эстафету Крита, после извержения вулкана и землетрясения в 1470 г. до н.э., ставших причиной гибели кносской культуры. Таким образом, данная культура в отечнственной историографии получила название крито-микенской, а в зарубежной - эгейской.

Крито-Микенская цивилизация  и Троя на карте. Материал из сети.
Крито-Микенская цивилизация и Троя на карте. Материал из сети.

Критскую цивилизацию часто определяют как матриархат. Женщины воплощали собой образ богини-матери и занимали в обществе привилигированное положение. Одним из проявлений эмансипации был факт участия девушек в спортивных соревнованиях. Одним из опасных видов спорта, к которым допускались женщины были игры с быком, священным животным на Крите. Знаменитейшая фреска из кносского дворца, знакомая нам со школы, показывает сцену таких игр. Благодаря этому изображению и некоторым другим данным ученые смогли сделать вывод о реальной культурно-исторической подоплеке мифа о Минотавре.

Игры с быком. Фреска из дворца в Кноссе. Материал из сети.
Игры с быком. Фреска из дворца в Кноссе. Материал из сети.

Женский костюм отличался яркостью и интересной стилистикой, приближенной к восточной. Платье крито-микенок было кроенным и максимально подчеркивало достоинства женской фигуры согласно сложившимся представлениям о красоте: тонкая талия, пышные грудь и бедра. Наряд мог быть как цельнокроеным, так и раздельным. В среднеминойском периоде в моду вошли длинные ярусные колоколообразные юбки с фартучком. Юбки шили из расширяющихся по подолу клиньев или формировали оборки поперечных полос. При создании наряда учитывали текстуру ткани, чередуя гладкий и рельефный материал. С такой юбкой надевали корсаж с узкими рукавами и подчеркнуто глубоким декольте.

Статуэтка богини со змеями  в костюме среднеминойского периода.  Материал из сети.
Статуэтка богини со змеями в костюме среднеминойского периода. Материал из сети.

Крито-микенские  знатные женщины. Фреска. Материал из сети.
Крито-микенские знатные женщины. Фреска. Материал из сети.

Дамы судя по всему предпочитали многоцветные яркие платья под стать оформлению Кносского дворца. Образы критских женщин настолько современны, что их часто называют "парижанками" или "дамами в голубом".

Кносская фреска с изображением знатной женщины ("Парижанка"). XVI век до н.э. Материал из сети.
Кносская фреска с изображением знатной женщины ("Парижанка"). XVI век до н.э. Материал из сети.

Мужской костюм, оттенял своей простотой роскошь женского наряда. Его основными элементами был набедренный передник. На некоторых изображениях можно увидеть короткие штаны. Воины облачались в кольчугу, шлем и поножи. Вершней одеждой служили плащи.

 Знатная критянка и царь. Материал: издание "История костюма".
Знатная критянка и царь. Материал: издание "История костюма".

Представительницы эгейской культуры носили сложные прически с косами и распущенными волосами и покрывали голову чепцами и тюрбанами.

Критские женщины смотрят представление ( "Дамы в голубом") Фреска XVI века до н.э. Материал из сети.
Критские женщины смотрят представление ( "Дамы в голубом") Фреска XVI века до н.э. Материал из сети.

Украшения критян и микенцев отличались изяществом и очень высоким уровнем исполнения. Мастера обрабатывали золото, владели искусством чеканки и гравировки. В качестве сюжетов часто использовались символы плодородия, анималистика. Популярным было изготовление гемм. Для их создания использовали аметисты, агаты и др.

Геммы - украшения из камней с выпуклыми или врезанными изображениями.

Из горного хрусталя делали рукояти для позолоченных серебряных секир.

Золотые колье из Микен. Национальный Архиологический музей в Афинах. Материал из сети.
Золотые колье из Микен. Национальный Архиологический музей в Афинах. Материал из сети.

Золотое украшение на булавке. XV век до н.э. Национальный архиологический музей в Афинах. Материал из сети.
Золотое украшение на булавке. XV век до н.э. Национальный архиологический музей в Афинах. Материал из сети.

Золотые колье из Микен. Национальный архиологический музей в Афинах. Материал из сети.
Золотые колье из Микен. Национальный архиологический музей в Афинах. Материал из сети.

Материковые представители крито-микенской культуры - греки-ахейцы стали действующими лицами легендарной Троянской войны, поэтому мы перемещаемся в Малую Азию, где располагался этот город, отделенный от остальной части полуострова высокими горами.

Малая Азия.

Росписи на древних вазах а вслед за ними и Гомер представляют нам в качестве образцов культуры Малой Азии фригийцев и лидийцев. Первые данный период испытывали на себе влияние каппадокийцев и семитских племен, а вторые отличались воинственностью и их мы рассмотрим в разделе вооружения. Что касается Трои, то ее берега посещали фракийцы и эолийские греки, привнеся сюда эллинскую культуру.

Эолийцы -это одно из древнегреческих племен. Жили в Фессалии. После вторжения дорийцев заняли часть городов Беотии с Дельфами и Эолиду. Часть из них остались в Фессалии и попали в зависимость.

Основой гардероба была широкая рубаха в складку, которую подпоясывали под грудью кушаком. Выходя на улицу поверх набрасывали накидку. Позже сформировался обычай надевать три рубахи одну поверх другой (одна из них с рукавами) и дополнять их узкими штанами, сильно обтягивающими ноги.

Рубаха -основа костюма Малой Азии.  Две фигуры справа - три рубахи и штаны. Покрой рубахи напоминал персидский. Иллюстрация из издания  Ф. Готтенрота.
Рубаха -основа костюма Малой Азии. Две фигуры справа - три рубахи и штаны. Покрой рубахи напоминал персидский. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.

Жители полуострова использовали яркие оттенки в одежде и активно украшали все части своего костюма цветной вышивкой и нашивали золотые украшения. Любимыми цветами считались белый, желтый, темно-пурпурный и багровый.

В период римского господства узкую рубаху сменила широкая и очень длинная сорочка с длинными же рукавами. Для удобства ее приподнимали и, закладывая в складки, закрепляли двумя поясами - под грудью и на талии. Поверх нее надевали широкую мантию.

Длинная сорочка в эпоху римского господства. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Длинная сорочка в эпоху римского господства. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

Женский костюм на западе Малой Азии менялся очень медленно и изначально различия с мужским были минимальными. В римскую эпоху женщины как и прежде носили широкое длинное платье с поясом (иногда двойным) или без него. Верхней одеждой служила прямоугольная накидка. Жительницы греческих колоний миксовали лидийские и греческие традиции в одежде.

Женский костюм на западе Малой Азии и в греческих колониях. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота
Женский костюм на западе Малой Азии и в греческих колониях. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота

Женские платья также обильно украшались вышивкой и золотыми блесками.

В "Илиаде" Гомер упоминает в качестве союзников Трои воинственных амазонок. Можно предположить, что их прототипом послужили женщины племени яксаматов, родственных сарматам.

Представления об облачении амазонок нам дают изображения на греческих вазах. Они надевали облегающие рубахи с многоцветными узорами или украшенные золотыми бляшками и узкие штаны. Завершала образ мантия или звериная шкура. Но нельзя исключить, что это лишь художественная интепретация греков, вполне возможно, далекая от реальности.

Наряды амазонок по версии греческих авторов. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.
Наряды амазонок по версии греческих авторов. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.

Население Малой Азии в качестве обуви предпочетало башмаки или сапоги на шнуровке. Обувь делали на чулочной подкладке. Крайне редко в обиходе встречались сандалии и полусапожки. Дома ходили босиком.

Главным головным убором служил фригийский колпак - высокая почти круглая шапка с выпуклой верхушкой, которую загибали вперед. Женский колпак был снабжен широкой вуалью , напоминающей пелеринку. (см. выше). Помимо этого существовали и другие модели колпаков, а также различные сетки и подобия диадем.

Украшения носили как мужчины, так и женщины.

С точки зрения военного облачения особенно интересны лидийцы. Они использовали составные или одинарные поножи из меди и/или олова и латы. Латы состояли из нагрудника и наспинника и изготавливались из металлических пластин, полос и чешуй, которые крепили на кожаную основу. Под латами располагалась длинная кожаная или войлочная куртка, под которой в свою очередь находилась перевязь с металлическими полосами. Лидийцы также использовали египетский холщовый, а позже и чешуйчатый панцирь.

Лидийские воины. Иллюстрация из издания  Ф. Готтенрота.
Лидийские воины. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.

В качестве оборонительного оружия использовали большой круглый щит и щит поменьше в форме полумесяца (см.выше).

Шлем первоначально представлял собой простой колпак без гребня, но с боковыми ремнями. Он назывался катаитикс т.е." боевая шапка." Со временем шлем обзавелся пластинками, защищающими затылок, уши и щеки, а также украшениями. Позже он стал все больше походить на фригийский колпак с гребнем из конской гривы.

Эволюция лидийского шлема. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.
Эволюция лидийского шлема. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.

На этом мы покидаем Крит и Малую Азию, чтобы отправится в Грецию после дорийского завоевания.

Спасибо за внимание к статье, надеюсь, вам было интересно.

Во избежание удаления комментариев и административных санкций в отношении канала настоятельно прошу воздерживаться от флуда (малосодержательные и нетематические комментарии больших объемов, которые являются нарушением сетевого этикета), оскорблений и дискриминации в отношении автора, героев публикаций, читателей и т.д., разжигания межнациональной/межконфессиональной розни, ненормативной лексики, жаргона и прочее. Будьте вежливы и внимательны к себе и другим.