Добрый день, дорогие читатели,
В очередном выпуске рубрики "Занимательная история моды" мы познакомимся с модой так называемого доисторического периода Греции и народов Малой Азии в эпоху Троянской войны.
Крит и Микены.
XIX -начало XX века - это период знакомства исторической науки с новой цивилизацией. Раскопки на острове Крит открыли миру высокоразвитую крито-минойской цивилизацию. Ее основным центром был Кносс, древняя столица острава, во дворце которого исследователи обнаружили поразительные по точности и красоте фрески. Именно эти изображения дают нам представление о том как выглядили и одевались минойцы. Очагами кносской культуры на материке стали полисы-крепости Микены, Тиринф и Пилос. Микены подхватили цивилизационную эстафету Крита, после извержения вулкана и землетрясения в 1470 г. до н.э., ставших причиной гибели кносской культуры. Таким образом, данная культура в отечнственной историографии получила название крито-микенской, а в зарубежной - эгейской.
Критскую цивилизацию часто определяют как матриархат. Женщины воплощали собой образ богини-матери и занимали в обществе привилигированное положение. Одним из проявлений эмансипации был факт участия девушек в спортивных соревнованиях. Одним из опасных видов спорта, к которым допускались женщины были игры с быком, священным животным на Крите. Знаменитейшая фреска из кносского дворца, знакомая нам со школы, показывает сцену таких игр. Благодаря этому изображению и некоторым другим данным ученые смогли сделать вывод о реальной культурно-исторической подоплеке мифа о Минотавре.
Женский костюм отличался яркостью и интересной стилистикой, приближенной к восточной. Платье крито-микенок было кроенным и максимально подчеркивало достоинства женской фигуры согласно сложившимся представлениям о красоте: тонкая талия, пышные грудь и бедра. Наряд мог быть как цельнокроеным, так и раздельным. В среднеминойском периоде в моду вошли длинные ярусные колоколообразные юбки с фартучком. Юбки шили из расширяющихся по подолу клиньев или формировали оборки поперечных полос. При создании наряда учитывали текстуру ткани, чередуя гладкий и рельефный материал. С такой юбкой надевали корсаж с узкими рукавами и подчеркнуто глубоким декольте.
Дамы судя по всему предпочитали многоцветные яркие платья под стать оформлению Кносского дворца. Образы критских женщин настолько современны, что их часто называют "парижанками" или "дамами в голубом".
Мужской костюм, оттенял своей простотой роскошь женского наряда. Его основными элементами был набедренный передник. На некоторых изображениях можно увидеть короткие штаны. Воины облачались в кольчугу, шлем и поножи. Вершней одеждой служили плащи.
Представительницы эгейской культуры носили сложные прически с косами и распущенными волосами и покрывали голову чепцами и тюрбанами.
Украшения критян и микенцев отличались изяществом и очень высоким уровнем исполнения. Мастера обрабатывали золото, владели искусством чеканки и гравировки. В качестве сюжетов часто использовались символы плодородия, анималистика. Популярным было изготовление гемм. Для их создания использовали аметисты, агаты и др.
Геммы - украшения из камней с выпуклыми или врезанными изображениями.
Из горного хрусталя делали рукояти для позолоченных серебряных секир.
Материковые представители крито-микенской культуры - греки-ахейцы стали действующими лицами легендарной Троянской войны, поэтому мы перемещаемся в Малую Азию, где располагался этот город, отделенный от остальной части полуострова высокими горами.
Малая Азия.
Росписи на древних вазах а вслед за ними и Гомер представляют нам в качестве образцов культуры Малой Азии фригийцев и лидийцев. Первые данный период испытывали на себе влияние каппадокийцев и семитских племен, а вторые отличались воинственностью и их мы рассмотрим в разделе вооружения. Что касается Трои, то ее берега посещали фракийцы и эолийские греки, привнеся сюда эллинскую культуру.
Эолийцы -это одно из древнегреческих племен. Жили в Фессалии. После вторжения дорийцев заняли часть городов Беотии с Дельфами и Эолиду. Часть из них остались в Фессалии и попали в зависимость.
Основой гардероба была широкая рубаха в складку, которую подпоясывали под грудью кушаком. Выходя на улицу поверх набрасывали накидку. Позже сформировался обычай надевать три рубахи одну поверх другой (одна из них с рукавами) и дополнять их узкими штанами, сильно обтягивающими ноги.
Жители полуострова использовали яркие оттенки в одежде и активно украшали все части своего костюма цветной вышивкой и нашивали золотые украшения. Любимыми цветами считались белый, желтый, темно-пурпурный и багровый.
В период римского господства узкую рубаху сменила широкая и очень длинная сорочка с длинными же рукавами. Для удобства ее приподнимали и, закладывая в складки, закрепляли двумя поясами - под грудью и на талии. Поверх нее надевали широкую мантию.
Женский костюм на западе Малой Азии менялся очень медленно и изначально различия с мужским были минимальными. В римскую эпоху женщины как и прежде носили широкое длинное платье с поясом (иногда двойным) или без него. Верхней одеждой служила прямоугольная накидка. Жительницы греческих колоний миксовали лидийские и греческие традиции в одежде.
Женские платья также обильно украшались вышивкой и золотыми блесками.
В "Илиаде" Гомер упоминает в качестве союзников Трои воинственных амазонок. Можно предположить, что их прототипом послужили женщины племени яксаматов, родственных сарматам.
Представления об облачении амазонок нам дают изображения на греческих вазах. Они надевали облегающие рубахи с многоцветными узорами или украшенные золотыми бляшками и узкие штаны. Завершала образ мантия или звериная шкура. Но нельзя исключить, что это лишь художественная интепретация греков, вполне возможно, далекая от реальности.
Население Малой Азии в качестве обуви предпочетало башмаки или сапоги на шнуровке. Обувь делали на чулочной подкладке. Крайне редко в обиходе встречались сандалии и полусапожки. Дома ходили босиком.
Главным головным убором служил фригийский колпак - высокая почти круглая шапка с выпуклой верхушкой, которую загибали вперед. Женский колпак был снабжен широкой вуалью , напоминающей пелеринку. (см. выше). Помимо этого существовали и другие модели колпаков, а также различные сетки и подобия диадем.
Украшения носили как мужчины, так и женщины.
С точки зрения военного облачения особенно интересны лидийцы. Они использовали составные или одинарные поножи из меди и/или олова и латы. Латы состояли из нагрудника и наспинника и изготавливались из металлических пластин, полос и чешуй, которые крепили на кожаную основу. Под латами располагалась длинная кожаная или войлочная куртка, под которой в свою очередь находилась перевязь с металлическими полосами. Лидийцы также использовали египетский холщовый, а позже и чешуйчатый панцирь.
В качестве оборонительного оружия использовали большой круглый щит и щит поменьше в форме полумесяца (см.выше).
Шлем первоначально представлял собой простой колпак без гребня, но с боковыми ремнями. Он назывался катаитикс т.е." боевая шапка." Со временем шлем обзавелся пластинками, защищающими затылок, уши и щеки, а также украшениями. Позже он стал все больше походить на фригийский колпак с гребнем из конской гривы.
На этом мы покидаем Крит и Малую Азию, чтобы отправится в Грецию после дорийского завоевания.
Спасибо за внимание к статье, надеюсь, вам было интересно.
Во избежание удаления комментариев и административных санкций в отношении канала настоятельно прошу воздерживаться от флуда (малосодержательные и нетематические комментарии больших объемов, которые являются нарушением сетевого этикета), оскорблений и дискриминации в отношении автора, героев публикаций, читателей и т.д., разжигания межнациональной/межконфессиональной розни, ненормативной лексики, жаргона и прочее. Будьте вежливы и внимательны к себе и другим.