740,1K подписчиков

Как Иван Грозный называл свою страну

1,5K прочитали

Царь Иван IV, которого ещё его современники прозвали Грозным, был одним из первых русских писателей. Он вошёл в историю не только своими завоеваниями и казнями, но и богатым эпистолярным наследием. Сохранились два его послания, которыми он отвечал на обличительные письма политэмигранта князя Андрея Курбского.

Сегодняшних читателей посланий Ивана Грозного может удивлять тот факт, что царь и его адресат постоянно называли Русское царство Израилем. Почему они так делали?

Царь Иван IV, которого ещё его современники прозвали Грозным, был одним из первых русских писателей. Он вошёл в историю не только своими завоеваниями и казнями, но и богатым эпистолярным наследием.

Третий Рим

Начать нужно с того, что Иван Грозный первым из русских государей начал постоянно титуловаться царём и требовать, чтобы послы иностранных держав величали его так же. А что означал в те времена титул «царь»?

Царь – церковно-славянская форма древнеримского титула цезарь, который носили римские императоры. В тогдашней Европе этот титул был у императора Священной Римской империи германской нации. Принимая титул царя, Иван Грозный подчёркивал, что он выше всех королей, и только император ему ровня. Но дело не только в этом.

Царём на Руси издавна называли императора Византии. К тому времени Византия уже пала. Это обстоятельство запечатлелось в концепции «Москвы – Третьего Рима», которая была сформулирована ещё при отце Грозного – Василии III. Два Рима – то есть собственно Рим и Константинополь – пали вследствие своего отхода от православной веры, а Третий Рим, то есть Москва, стоит, и четвёртому Риму не бывать. Москва по этой идее являлась преемником Рима, римской государственности.

Царь Иван IV, которого ещё его современники прозвали Грозным, был одним из первых русских писателей. Он вошёл в историю не только своими завоеваниями и казнями, но и богатым эпистолярным наследием.-2

Во времена монгольского ига царём на Руси стали называть также хана Золотой Орды как главу наиболее сильного государства, с которым Русь имела дело. Но пала и Золотая Орда. Теперь русский царь становился преемником также и власти великих ханов, прежде владычествовавших над Русью.

Надо заметить, что царями в некоторых случаях называли себя и дед, и отец Ивана Грозного, то есть московские князья Иван III Великий и Василий III. Но только Иван Грозный в 1547 году сделал царский титул московских государей постоянным, подчеркнув это переименование торжественным актом венчания и помазания себя на царство.

Новый Израиль

С преемственностью от Рима понятно. А причём тут Израиль?

Израиль в представлении средневековых русских – это прежде всего царство богоизбранного народа, описанное в Ветхом Завете. А русские времён Московского царства как раз ощущали себя таким богоизбранным народом.

Католики, по понятиям тогдашних русских, изменили правой вере. Мусульмане – те вообще уподоблялись язычникам. И только православные хранят истинную веру. А единственным независимым православным государством в мире той поры оставалась Россия. Византия, как уже сказано, пала – была завоёвана турками. Другие православные государства – Сербия, Болгария – тоже попали под власть турок и утратили независимость. Единственное же государство, в котором торжествовала православная вера и господствующее положение занимала православная церковь, – Россия. Значит, Россия и есть Новый Израиль, а Москва – новый Иерусалим.

Кадр из фильма "Царь"
Кадр из фильма "Царь"

Эта идея духовной преемственности Руси от древнего Израиля, идея богоизбранности, определённой свыше духовной миссии России пронизывала сознание тогдашних начитанных русских людей, к которым принадлежал и царь Иван Грозный. Русские того времени сознавали и подчёркивали свою самобытность. Они черпали свою моральную силу не в похожести на другие земли, а наоборот – в своей исключительности и обособленности.

Принимая на себя царский титул. Иван Грозный тем самым уподоблял себя даже не столько римским и византийским императорам, сколько ветхозаветным царям Израиля, известным из Библии.