Найти в Дзене

Собор апостолов. Апостолат мирян

С праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим память собора святых двенадцати апостолов, и в сегодняшний день возникают мысли об особом служении мирян в Церкви, об апостолате мирян. В нашей церкви только начинаются разговоры об этом в контексте миссиологии: на кого возложена миссионерская ответственность? В католической церкви ещё со времен Второго Ватиканского собора, это 1962–1965-е годы 20 века, говорят о том, что миряне не просто должны, а обязаны разделить со священнослужителями своё служение, в том числе и миссионерское. Очень часто эти вопросы упирается в вопрос о том, а есть ли связь сегодня между нами и апостолами? Вот Господь послал 12 апостолов, а кем они были? Можем ли мы сегодня себя сравнить с этими людьми? Одни люди говорят, что нет, это же были люди, по сути, даже выше епископов. Ведь у нас есть миряне, дьяконы, священники, епископы, а апостолы были выше епископов, поэтому мы не можем быть им подобными, мы не можем себя с ними даже сравнивать, потому что на
Оглавление
13 июля 2023 1Кор.3:18–23; 4:9–16 Мк.3:13–19
13 июля 2023 1Кор.3:18–23; 4:9–16 Мк.3:13–19

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим память собора святых двенадцати апостолов, и в сегодняшний день возникают мысли об особом служении мирян в Церкви, об апостолате мирян. В нашей церкви только начинаются разговоры об этом в контексте миссиологии: на кого возложена миссионерская ответственность? В католической церкви ещё со времен Второго Ватиканского собора, это 1962–1965-е годы 20 века, говорят о том, что миряне не просто должны, а обязаны разделить со священнослужителями своё служение, в том числе и миссионерское. Очень часто эти вопросы упирается в вопрос о том, а есть ли связь сегодня между нами и апостолами? Вот Господь послал 12 апостолов, а кем они были? Можем ли мы сегодня себя сравнить с этими людьми? Одни люди говорят, что нет, это же были люди, по сути, даже выше епископов. Ведь у нас есть миряне, дьяконы, священники, епископы, а апостолы были выше епископов, поэтому мы не можем быть им подобными, мы не можем себя с ними даже сравнивать, потому что на них была особая благодать, данная им в день Пятидесятницы, а мы только учимся, только начинаем.

Но если мы внимательно почитаем Евангелие, то видим, что Господь не призывал докторов богословия, он призывал рыбаков и каких-то совершенно простых некнижных людей: мытаря какого-то, который деньги зарабатывал и других людей, которые не были ничем особо выдающимися, они были людьми некнижными, особого авторитета в обществе они не имели.

Именно поэтому в тропарях, в прокимнах и чтениях, которые мы читаем в память апостолов и преподобных можно найти подобные слова: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии»[1], «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым»[2], – или же: «Безумием мнимым, безумие мира обличившая», как поётся в тропаре блаженной Ксении, например, или «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»[3]. Поэтому Господь не всегда выбирает внешне самых видных людей для того, чтобы нести свою Благую весть. Иногда это люди самые простые, неприметные в обществе и, может быть, даже отчужденные этим обществом.

Но то же, что мы понимаем под апостолатом? Не всегда апостолат – это идти и кого-то рукополагать, и обязательно делать членом Церкви. Буквально вчера у меня была интересная ситуация. Я должен был встретиться с человеком, и мы назначили встречу на час дня. Я задремал и вот без 20 просыпаюсь и проверяю телефон. Он мне в 12 пишет: «Ну что мы встречаемся? Всё в силе?», а я не ответил. Потому что я привык, что, если мы договорились на час, я к часу приеду, чем бы я ни занимался. И вот я ему звоню и говорю: «Может быть, я заеду, заберу, как-то решим вопрос?». Он отвечает: «Да вы знаете, я вот привык, у нас на кафедре все всегда всё переносят, поэтому я решил, что мы сделаем так же». Тут возникает вопрос: «А с кого начинается наша кафедра? С меня, с тебя или с кого-то ещё? Вот мы договорились, почему ты не пришел, почему тебя сегодня не было? Это кафедра виновата, что ты так поступил? Или ты на кого-то надеялся? Но я же не кто-то, я же с тобой договорился, есть мое слово…». И вот с этих вещей начинается апостолат мирян: наше слово должно быть твёрдым, наш жизненный пример должен быть положительным. Если мы не можем справиться с обычными обязанностями, возложенными на нас чаще всего даже не обществом, а добровольно, когда мы вступаем в брак, в дружеские отношения или занимаем какие-то должности на работе, в отношениях со своими близкими, то у нас появляется особый статус, и вот то, как мы его исполняем – это тоже наш апостолат. В этом мы несём особое служение своим близким, и по нам люди будут судить обо всем христианстве.

По своему опыту я знаю, что, к сожалению, лучше для дела позвать на работу или что-то сделать, чем-то помочь неверующего человека, чем христианина. Это трагедия для Церкви! Потому что придёт “верующий”, сделает как попало, ещё будет говорить, что у него праздник сегодня какой-нибудь или будет рассказывать “душеспасительные истории” вместо того, чтобы работать... Вот это – показатель нашего христианства: лучше взять неверующего человека, он молча сделает, деньги возьмёт и пойдет, чем верующего, который придёт, а за ним ещё неверующий будет переделывать…

Поэтому надо начинать с совершенно простых вещей: не опаздывать, приходить вовремя на встречи, на богослужения, по-доброму общаться, быть доброжелательными. Этого уже будет достаточно, чтобы люди задумались и сказали: «А вот почему на кафедре так, а вот этот христианин ведёт себя по-другому? А почему вот у нас в мире все вот так, а этот человек не ворует, не делает никаких глупостей, за языком следит?». Потому что он христианин! И вот это будет лучшей миссией и лучшим примером для всех остальных людей. Конечно, быть хорошим человеком мало для христианина. О таком случае Господь говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Поэтому нужно после того, как мы станем добрее, человечней, обязательно предпринимать шаги к тому, чтобы подталкивать людей к пониманию того, что вы не сами себе такие взялись хорошие, что всё-таки это благодаря христианству, вашей вере, благодаря Церкви, которая вас воспитала, в вас вложила силы, дала вам благодать Святого Духа. Чтобы люди это понимали и не говорили: «Это он вот один такой, какой-то особенный, на него мы равняться не будем». Нужно отвечать: «Нет, я не один, вот у нас вся Церковь такая. Приходи к нам, будешь и ты такой же!». Протестанты этим пользуются, а мы как-то пока забываем, мы всё думаем, что где-то апостолы должны миссионерствовать, а мы вот будем пока опаздывать, ругаться и заниматься всякими глупостями, потому что мы грешные, недостойные и куда уж нам…

Поэтому помоги Господь вам быть добрыми людьми, хорошими христианами, любящими и заботливыми по отношению к тем, с кем вы в данную секунду общаетесь. Вот это и есть наши близкие. Помощи Божьей в этом деле всем нам!

[1] 1 Кор. 4:9-10

[2] 1 Кор. 3:18

[3] Евр. 11:38