Найти тему

Первоверховных апостолов Петра и Павла. Единство в главном и второстепенном

12 июля 2023 2 Кор.11:21–12:9
Мф. 16:13–19
12 июля 2023 2 Кор.11:21–12:9 Мф. 16:13–19

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла вас, дорогие братья и сестры! Сегодня день постный. Пост не заканчивается в этом году на один день дольше, потому что по уставу, если этот день попадает на среду и пятницу, то положено только вино и рыбу.

О чём говорит нам сегодняшний праздник, чему он может нас научить? Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел – это два абсолютно непохожих человека ни по характеру, ни по стилю проповеди, ни по происхождению, но несмотря на все кажущиеся различия они были едины. Едины в своём порыве, проповеди, вере, и самое главное, они были едины со Христом. И это единство делало возможным их единство между собой. Таких разных, непохожих и где-то даже непримиримых.

Мы часто слышим слова преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Очень часто люди говорят о каком-то единстве. О том, что нас должна сплотить какая-то национальная идея, ценности, флаги, территории. Но единство – это слово, под которым часто люди понимают совершенно разные вещи. Бывает единство внутреннее и внешнее. Можно изобразить единство, когда мы надеваем одинаковую форму, например, школьную или Министерства внутренних дел. Можно носить какой-то отличительный знак, который бы показывал, что мы между собой едины, а все, у кого этого знака нет – внешние. Они не наши. Но это внешнее единство чаще всего связывает людей таким же внешним образом, совершенно не затрагивая их чувства, не затрагивая их соотнесенность друг с другом.

Апостол Павел приводит нам пример подлинного единства в своём послании к коринфянам. Он увещевает христиан быть едиными и просит, чтобы они не говорили: «Я – Павлов», «я – Аполлосов». Не говорили кто кого воспитал, кто кого крестил, кто кого наставил в вере, а чтобы они были едины во Христе. Это единство совершенно не требует от нас какой-то унифицированной формы. Оно не требует изображать из себя тождественность другому человеку. Как правило, чем больше подчёркивается внешнее единство, когда мы практически одинаковые с виду, тем глубже внутреннее разделение. Внешне всё красиво, а внутри ненависть, расколы, разделение, непонимание другого человека.

Единство во Христе, даёт нам возможность той глубины, когда мы учимся не смотреть на человека по его внешним проявлениям: по тому, как он одет, как выглядит. Мы смотрим на его духовное устроение. Господь говорит: «По плодам их узнаете их». Когда мы веруем в Иисуса Христа, то мы понимаем, что эта общность не материальная. Она может объединить людей независимо от их пола, возраста, политических взглядов, внешнего вида, потому что собирает всех в Церковь. Христос делает нас всех братьями и сёстрами. И мы становимся едиными не по внешнему виду, а по самой сути, по своему естеству, которое становится причастным к Богу.

Святой преподобный авва Дорофей, когда объяснял близость людей друг к другу и их единство, чертил круг и говорил, что в центре этого круга находится Христос, а люди находятся на окружности, они равно удалены от Бога. Но расстояние от одного человека до другого обязательно измеряется через центр круга. То есть от окружности доходим до центра и проходим ещё такое же расстояние до другого человека. По-настоящему близкими мы становимся не когда две точки просто находятся на одной окружности, а когда эта окружность сужается и становится ближе к центру. Когда от меня до Христа совсем не далеко, то и до другого человека мне будет рукой подать, если видеть в другом образ и подобие Божие, встречая человека, видеть в нём Христа и относиться к нему как к самому Богу. Конечно, не в поклонении, но в уважении и любви, которое мы хотим, чтобы Господь принял от нас, ибо сказано: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Господь. И вот это единство, когда мы видим в другом человеке Христа, служим Ему, позволяет нам смотреть не на второстепенные вещи, не разделять людей на своих и чужих, а видеть в каждом человеке Христа. Понимать, что все мы дети Божьи, каждый из нас наделен образом и подобием Божьим.

Один из католических проповедников, хорватский богослов Марк Антоний де Доминис в XVI веке сказал фразу, которую часто цитируют до сих пор, хоть и неверно указывают автора: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». То, что автор этой цитаты не православный, а католик, не делает это выражение каким-то плохим или неправильным. Оно вообще очень соответствует по духу христианской вере. Потому что если мы едины в главном, если мы веруем в Иисуса Христа и ценность человеческой жизни измеряем не удобством человека, не его результативностью или эффективностью, а тем, что это сам образ Божий, то тогда мы можем закрыть глаза на какие-то второстепенные вещи и дать свободу своим близким, своим детям, тем, кто, как нам кажется, поступает неправильно. Потому что в главном мы едины, мы веруем в Иисуса Христа и следуем за Ним, мы являемся Его учениками. Но эта свобода возможна только при последнем условии, если у нас есть любовь.

Как сказала Марина Цветаева: «Любить – видеть человека таким, каким его задумал Бог». Когда мы стараемся переформатировать людей, сделать их такими, как нам хочется, лишить их свободы во второстепенном, обязать жить так, как мы считаем правильно: одеваться соответствующим образом, говорить нужные вещи – это путь, который ведет к построению иллюзии. Когда наши близкие, чтобы нас не травмировать, будут креститься, ходить в храм, может быть, даже соблюдать посты, пока мы на них смотрим, но затем, как только мама или отец семейства ослабит охватку – дети уйдут вразнос. Так вот, не ко второстепенному должны быть направлены наши глаза. Мы должны научиться любить других людей и научить своих детей именно любви. Не внешней форме единства, когда можно делать какие-то правильные культурные вещи, выглядеть воспитанным и добропорядочным человеком, но делать это из алчности, корысти, желания произвести впечатление на другого человека или на своих родителей, которые не сводят своих зорких глаз. Когда мы учим подлинной любви, мы видим к чему на самом деле стремится сердце нашего ребенка, пытаемся его поддержать, пытаемся показать ему, что несмотря на все различия и недопонимания между поколениями, мы всё равно любим друг друга, потому что наша любовь основана на Христе. И это самое крепкое и подлинное единство, которое может быть у нас.

Поэтому, дорогие братья и сестры, в этот день, который напоминает нам о примирении между двумя апостолами, которым даже не очень нравился стиль проповеди друг друга. У которых были совершенно разные целевые аудитории: апостол Павел проповедовал язычникам, а Петр – иудеям, и даже в этом они не сходились. Петр считал, что Бог пришел только для спасения иудеев, и нужен был апостольский собор для того, чтобы получить разрешение проповедовать язычникам. Но поскольку между ними были не личные распри, а желание служить Богу и правде Христовой, то это их объединило. Это позволило им закрыть глаза на все второстепенные различия и быть в мире и любви друг с другом, несмотря на то что они совсем не похожи и совсем по-разному воспринимают Бога и весь наш окружающий мир.

Поэтому сегодня нам есть чему поучиться у этих апостолов. Давайте попробуем обнять друг друга! Очень легко обнимать людей православных. Тяжелее обнять католиков, старообрядцев, неверующих людей. Кто-то, может быть, и сам не дастся. Но наша задача – простирать свои руки так же, как Христос простирал руки на кресте, обнимая весь мир. Так и мы должны обнимать друг друга в нашем единстве в вере Иисусу Христу, в любви Божьей и благодати Духа Святого. Аминь!