Найти тему

Смысл песни "Мой характер" (гр. "Король и Шут")

Сегодня разберем композицию, увидевшую свет в далеком 2002 г.

Длинный вступительный проигрыш, чуть ли не славянских мотивов, сразу отсылает нас к чему-то старому, древнему.

Вступление сменяется устрашающей поступью, от чего складывается ощущение, что мы приближаемся к чему-то страшному.

Поступь обрывается протяжным и звенящим, будто нерв, гитарным рифом. Ха! Россыпь барабанной дроби, и мы срываемся в галоп.

Хриплый речитатив обволакивает и, ускоряясь, уносит нас бурным потоком песни, спетой будто на одном дыхании.

Эта гениальная музыкальная аранжировка как нельзя лучше передает, раскрывает не менее выдающийся смысл композиции.

Давайте начнем по порядку.

Мой характер был не прост:
В силу ум ушел и в рост,

В первых строках, с места в карьер, сразу ставится проблема: дурной характер не ограниченный рассудком.

Но помощь приходит неожиданно. Оказывается, что у лирического героя есть:

Но такой уж был мой нрав
Драться с теми, кто не прав.

а) принципы, за которые он готов биться и, более того, эти принципы основаны на моральных оценках ("кто не прав").

Я хотел был крутым и возненавидел
Слабости, что в себе иногда я видел,

б) осознаваемые желания (быть крутым), которым противоречат имеющиеся недостатки (слабости).

В слове "возненавидел" - яркая эмоциональная оценка, которая отчетливо показывает, что на сцену выходит "дурной", бескомпромиссный характер.

И готовый драться с "не правыми" разум атакует свои слабости. Но как? Помните, что "ум ушел в рост и силу"? Остается одно - попытка физическим образом устранить неправильные, ослабляющие героя желания, роящиеся в голове:

Чтоб избавить голову от мысли
Бился я головою об пол!

Что называется, пробить головой стену - т.е. предпринять неимоверные усилия для достижения цели.

Я надолго пропал,
Перебрался жить в подвал,

Оказывается, герой не случайно бился об пол - он стремился в подвал.

А когда наконец
Я оттуда вышел,
Очень правильным стал,
Сам себя не узнавал,

На удивление, отрешенность и жизнь в каземате подвала пошла ему на пользу. Но не до конца.

Часто я голос свой из подвала слышал.

На этом заканчивается первый куплет и... интрига. Думаю, многие уже поняли о чем речь.

Это аллегорический текст, описывающий концепцию психоанализа.

_ _ _ _ _ _ _ _ _

Краткий экскурс в концепцию.

По Фрейду психика человека разделена на три составляющие: Я, Сверх-Я и Оно.

Я - это сознательная часть психики, олицетворяющая разум, благоразумие и здравый смысл.

Сверх-Я (Я-идеал, Супер-Эго), это нравственные убеждения, моральные аксиомы, заложенные в процессе воспитания. Их источник часто не осознаваем. Но человек их придерживается просто, потому что "так надо".

Оно - бессознательная область, наше подсознание, сфера инстинктивных желаний.

_ _ _ _ _ _ _ _ _

В первом куплете, переводя на язык психологии, говорится о том, что сфере сознательного (Я) не хватает сил, чтобы обуздать свои взбалмашные желания Оно (не простой характер). Рамки разума не достаточно прочны.

На помощь приходит Сверх-я, который своими принципами и моральными установками (драться с теми, кто не прав) перенаправляет энергию и желания Оно (быть крутым) в правильное русло (возненавидел слабости).

Фрейд описывал Оно, как тёмную, недоступную часть нашей психики.

Это образ подвала, в который герой пытался пробиться лбом сквозь пол.

В итоге герой туда пробрался, а выйдя, стал "правильным". Другими словами он вытеснил свои негативные желания в подсознание, запер их в подвале. И, казалось, избавился от них, но не тут-то было.

По Фрейду, бессознательное продолжает действовать и упорствовать, что нашло отражение в припеве:

′Хей! Будь ты проклят!′-
Он кричал, грызя зубами стену!

Второй куплет начинается с оценки текущего состояния героя после произошедшей метаморфозы.

Был я раньше дураком,
Стал отличным мужиком,

Под "дураком", я думаю, имелся в виду не ум, а "дурость", т.е. плохие, порицаемые обществом поступки. То есть отсутствие контроля над собой.

Так иногда про человека говорят: он как выпьет, таким дураком становится.

Что хотел, то получил:
Жизни я других учил,

Тут, на мой взгляд, гениальное предсказание из нулевых про коучей всех мастей, которые почему-то считают, что если они провели над собой какую-то работу, которая, на их взгляд, принесла им психологическую помощь, то этот метод универсален и поможет всем.

В этом их шарлатанство, ненаучная глупость и опасность. Хотя, конечно, любителей учить других жизни, хватало во все времена.

А внизу демон мой страшно бился головой
И кричал :′Ты со мной зря так поступаешь,
Что ты сделал, ты не понимаешь!′

Об этом весь психоанализ - человек не понимает своих желаний, а точнее опасности вытесненных в бессознательное желаний.

Бился я головою об стол!

Оно - это кипящий котел, в котором бурлят необузданные влечения и страсти. Бессознательное всегда прорывается. Вытесненные желания не исчезают, они подтачивают сознание снизу. И герой, чувствуя это, применяет единственный известный ему способ борьбы - биться головой.

Полюбил вскоре я
Рев железного коня,
Ветер бился о плоть кожаных доспехов,

Подсознание ревет, как мотоцикл. Адреналин, агрессия - это желания подсознания, и, чтобы спустить пар, Сверх-я позволяет этим желаниям выйти, но в форме компромисса, в виде менее порицаемого общества байкерства.

И за мной тут и там
Демон рыскал по пятам,
И противился он всем моим успехам!

Но бессознательное не удовлетворено, ему мало компромисса. А что, если байкерство, глоток адреналина и агрессии - это хитрый ход Оно, которое исподволь реализовывает свои желания, а сознание и Я-идеал, просто пошли на поводу? И вот уже, чувствуя близость победы, их слабость, демон рыскает рядом. Чем это грозит?

Припев.
И сердце биться не перестанет,
Может случиться враг мой отстанет
И вытрет ноги об меня!

Обратите внимание, припевы в треке разные.

Первый припев - это просто проклятия, скрежет зубов, казалось побежденного Оно.

Второй припев - уже допущение, что желания могут выйти наружу, а Оно может победить (вытереть ноги о Сверх-я и Я)

Какова мораль?

На мой взгляд, отношение группы к описанному выражается в нескольких словах.

Во-первых, перед последним куплетом, повторяется строка первого:

′Хей! Будь ты проклят!′

Но повторяется своеобразно:

Будь ты проклят!

Проигрыш.

Ты проклят!

Т.е. автор как будто признает, что борьба Сверх-я и Я с бессознательным, - это проклятие.

Это обреченность на вечную борьбу добра со злом.

Во-вторых, не даром, в последних строках Оно отождествляется с Демоном - воплощенным злом.

Уверен и Андрей, и Михаил понимали: Оно ищет только удовольствий, Оно низменно, животно, но самое главное, бессознательное не содержит никаких моральных оценок, Оно не различает добро и зло, не признает нравственных установок.

Это сплошной хаос, который противен анархической идеи о справедливом мире.

Бонус дочитавшим до конца: интересные отсылки.

1) Образ железного коня возник, по всей видимости, не случайно. Я читал версию, что Фрейд проводил аналогию между Я и Оно, как между всадником и лошадью. Иногда всаднику приходится уступать необуздан­ному нраву лошади.

2) Биться головой об пол - явная отсылка к выражению "заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет". То есть лирический герой, чтобы победить своих демонов, мог прибегнуть к молитве, но будучи "дураком" с необузданной силой слишком активно ее практиковал.

Я думаю, эта отсылка не случайна, т.к. авторы прекрасно понимали роль религии и Веры в воспитании человека (роль признавали, хотя могли с ней не соглашаться), а значит и в формировании Сверх-Я.

- - - - - - - - -

⬇️Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайк 👍 и пишите с чем (не)согласны💬.