23,9K подписчиков

Ретро-снимки Советского Союза: миф о безопасности, арест майора КГБ, преступления милиции, секретное расследование

В Советском Союзе широко бытует мнение, что в стране царил порядок, не было преступности и люди чувствовали себя в полной безопасности. Однако реальность была иной: преступность скрывалась, а резонансные преступления тщательно замалчивались.

В Советском Союзе широко бытует мнение, что в стране царил порядок, не было преступности и люди чувствовали себя в полной безопасности.

Инцидент на Ждановской: 26 декабря 1980 года

Одним из примеров сокрытия преступлений является случай в Москве 26 декабря 1980 года. Немного выпивший мужчина, задремав в вагоне метро, проспал свою станцию и оказался на конечной "Ждановской" (ныне "Выхино"). При нем был спецпаек с коньяком и дефицитной копченой колбасой. Сотрудники метрополитена, несмотря на предъявленное удостоверение, вывели его из вагона и вызвали милицию.

В Советском Союзе широко бытует мнение, что в стране царил порядок, не было преступности и люди чувствовали себя в полной безопасности.-2

Личность задержанного

Задержанный оказался майором КГБ Вячеславом Васильевичем Афанасьевым. Милиционеры не имели права задерживать сотрудника КГБ, однако они заломали ему руки и потащили в отдел. Как выяснилось позже, Афанасьев стал жертвой регулярных преступлений милиционеров данного отдела, которые грабили простых граждан и наслаждались своей безнаказанностью.

Злоупотребления милиционеров

В тот вечер, милиционеры Николай Лобанов, Николай Рассохин и Александр Попов избили Афанасьева и отобрали его продукты. Трезвый сотрудник Селиванов, заподозрив неладное, сообщил о задержанном КГБ. Дежурный приказал немедленно отпустить Афанасьева, но тот, уходя, бросил фразу о том, что не оставит это просто так.

В Советском Союзе широко бытует мнение, что в стране царил порядок, не было преступности и люди чувствовали себя в полной безопасности.-3

Второе задержание и попытка скрыть следы

Опасаясь наказания, милиционеры вновь затащили Афанасьева в отделение и сильно избили его. Начальник отдела Борис Барышев, прибыл на место и решил инсценировать ограбление. Милиционеры вывезли Афанасьева за город к дачам КГБ и бросили на морозе. На следующее утро его нашли в Подмосковье с удостоверением сотрудника КГБ.

Расследование дела

Инцидент вызвал серьезный резонанс: исчезновение Афанасьева, занимавшегося защитой информации, стало чрезвычайным происшествием союзного масштаба. Следователи КГБ предположили, что это было ДТП, но контрразведка настаивала на умышленном убийстве. Дело поручили Владимиру Калиниченко из Генеральной прокуратуры, который действовал под контролем Андропова.

Доказательства и задержания

Калиниченко быстро установил, что Афанасьева задержала милиция. Однако милиционеры отрицали факт задержания. Сотрудники, не участвовавшие в избиении, начали давать показания. Выяснилось, что Афанасьева вывезли на "Волге" начальника отдела Бориса Барышева. Погоня ГАИ помогла установить номера машины.

В Советском Союзе широко бытует мнение, что в стране царил порядок, не было преступности и люди чувствовали себя в полной безопасности.-4

Противостояние ведомств

Дело переросло в конфликт между КГБ и МВД. Министр внутренних дел Николай Щелоков пытался вывести Калиниченко из игры, но КГБ обеспечило его защиту. В результате расследования вскрылись многочисленные злоупотребления милиционеров, укрываемые судами и прокуратурой.

В Советском Союзе широко бытует мнение, что в стране царил порядок, не было преступности и люди чувствовали себя в полной безопасности.-5

Последствия для МВД и участников инцидента

В ходе расследования более 300 сотрудников милиции были уволены, а 5-е отделение милиции расформировано. Николай Щелоков ушел в отставку и покончил с собой. Начальник отдела Борис Барышев, Николай Рассохин, Николай Лобанов и Александр Попов были приговорены к высшей мере наказания. Другие причастные получили длительные сроки заключения.

Закрытый режим и общественное мнение

Процесс рассмотрения дела проходил в закрытом режиме, а материалы были засекречены. Общественность узнала о событиях лишь во время Перестройки. Советские граждане продолжали верить, что живут в самой безопасной стране, не зная о масштабах скрываемой преступности.