Жителей можно понять: многие потеряли и дом, и имущество, и веру в то, что им помогут – далеко не все получили обещанные выплаты, а мэр раз за разом допускал непростительные ошибки, начиная от знаменитой фотографии, где он стоит на злосчастной дамбе, убеждая, что всё в порядке (и это за два дня до прорыва дамбы), и до глупейшей фразы, которую люди восприняли откровенным издевательством – мэр, успокаивая разбушевавшихся горожан, возмущённых тем, что у них всё погибло, а сын мэра купил в Дубае квартиру, сказал, что сыну в Дубае «тоже не мёд!»
Многие помнят эпизод встречи с мэром рассерженных жителей Орска, пострадавшего от наводнения, о котором предупреждало МЧС и не спасла дамба, стоившая почти миллиард рублей. Особенно ярко выступала женщина, стыдившая мэра: «Муж у меня за что погиб? За то, чтобы ты ..опу свою тут прикрывал и стоял краснел? Ты сидишь в чистых штанах и твой сын в Дубае. Не стыдно?» – кричала она мэру.
Василий Николаевич Козупица – коренной житель, родился в 1961 г. в Новотроицке, городе-спутнике Орска. Школа, институт, армия, затем 23 года службы в КГБ, в 2010 г. стал заместителем главы города, а с 2019 г. горсовет избрал его мэром.
Когда В.Н. Козупица заступил на пост, Орск не просто находился в депрессии – он лежал на дне. Когда-то в городе работало около 50 крупных предприятий, на которых шили одежду и плавили сталь, выпускали гигантские агрегаты для горно-добывающей промышленности и качественные холодильники «Орск», создавали тракторные прицепы и делали лекарства, здесь была мощная нефтехимия...
Теперь от былого величия Орска не осталось и следа. Ему пришлось столкнуться с разваливающимся общественным транспортом, банкротством заводов, например, при Козупице шло банкротство Южуралмашзавода – ЮУМЗ. Сразу 6000 человек оказывались выброшенными на улицу. Обанкротился при нём и ещё один гигант – завод синтетического спирта. Да, удалось не дать распилить на металлолом оборудование в надежде на восстановление, но без работы остался коллектив...
Из депрессивного региона побежали люди, прежде всего, молодёжь, только по официальным данным, уехала четверть жителей.
За всё время нахождения на посту мэра Козупица не был замешан ни в одном коррупционном скандале – даже злосчастная дамба строилась не под его руководством и не при нём. Даже скандал с квартирой, купленной сыном мэра в ОАЭ, когда Козупице пришлось оправдываться, особо репутации не повредил: сын, профессиональный геолог, давным-давно закончил МГУ, работал на Сахалине, в Саудовской Аравии, в ряде других стран Ближнего Востока. Никаких связей с Орском у него давно нет, недвижимость задекларирована официально, налоги все уплачены.
Главной ошибкой местных властей и самого мэра стало замалчивание правды и показной оптимизм, не подкреплённый реальными возможностями.
Людям постоянно обещали, что вот-вот, и всё наладится, всё будет хорошо: заводы заработают, будет работа и хорошая зарплата, начнут строить жильё...
Но все на самом деле понимали, что хорошо не будет, а люди верили и ждали, хотя, наверное, было бы честнее открыто сказать: спасение утопающих теперь дело рук самих утопающих. Ищите работу, стройте свою дальнейшую жизнь сами! Не приедет больше секретарь обкома и не наведёт порядок!
И тогда Орская дамба стала невольным символом города. Все знали, что она в плохом состоянии и не удержит сильный паводок. Все знали, что нельзя строиться и селиться в Старом городе, где не первый раз уже топит дома и людей. Учёные, гидрологи криком кричали об опасности пойменной застройки. Но все обманывали, и все обманывались. Что всё будет хорошо. И получили по полной.
Принципиальных ошибок в своей работе Василий Козупица не допускал. Кроме одной – согласился стать мэром.
А вот жители разгневаны: «Поматросил нас и бросил!» Пострадавшие от паводков жители Орска призвали не отправлять мэра в отставку, а посадить в тюрьму либо заставить разгребать проблемы.
«Тема отставки у всего города на устах! Ему надо было раньше уходить, думаю. Он как мэр не смог помочь людям. Сегодня три месяца, как нас затопило, а не все люди получили выплаты обещанные. Люди ему говорили на митингах: «Уходи!» Люди жилье потеряли, а мэр такое заявляет...» — сказала жительница, чья семья потеряла жилье и имущество во время наводнения.
Ее подруга заявила, что рада уходу мэра, но тревожится за его сменщика: «Хороших людей в Орске мы знаем, но они в мэры не баллотируются. Если поставят зама Козупицы – поменяют шило на мыло. Мэр в любом случае должен нести ответственность, если взял ее. Безнаказанно так нельзя делать. Подтопление обнажило все проблемы, и мэр оказался не способен их решить. И никто ничего не хочет решать».
Еще одна жительница города, пострадавшая от паводков, считает, что губернатору Оренбургской области не надо было отпускать Козупицу из Орска: «Думаю, в этом случае было только два выхода: либо сажать этого мэра в тюрьму, либо пусть сидит на своем посту до конца и разгребает все, что происходит в Орске. Потому что он сейчас ушел, к нему никаких вопросов. А потом придет новый мэр и скажет: «А ко мне какие вопросы?! Меня тут не было».
Общество страдает не только от природных катаклизмов, но и от того, что люди ожидают от власти умения действовать грамотно, своевременно, рационально и с максимальным профессионализмом – не встретив всего этого, люди делают выводы, что руководство только на словах заботится о населении, а реально – только о себе.