Найти тему
For memories

Звездная экономика fashion-индустрии

Фото из сети
Фото из сети

Книга о том, как зарабатывает деньги индустрия моды. Главные герои — модные дома, влиятельные лица в мире моды и маркет-плейсы.

Мир моды — это модные бренды разного уровня: элитные, премиум, средний сегмент, быстрая мода. На каждом уровне свои бренды, правда, миграция в этом мире — дело частое. Консервативные люксовые марки могут падать в финансовую яму, в связи с чем начинают ориентироваться, например, на средний класс.

Вообще чем выше уровень, тем больше денег надо вкладывать в поддержание имиджа. Очень крутой Hermes, например, поддерживает свой имидж за счет ручного труда высокого качества. На его предприятиях трудятся 13 500 человек. Зато сумки Birkin ценятся во всем мире (как и платки-каре). По поводу этих сумок: оказывается, существует определенная последовательность в покупке сумок. Сначала надо купить две-три сумки Kelly, а потом появляется возможность встать в очередь на Birkin.

Сумка Келли. Фото из сети
Сумка Келли. Фото из сети

Кому не хочется ждать несколько месяцев, может купить сумку на сайте Rebag, которая специализируется как раз на перепродаже элитных сумок.

Эксклюзивность поддерживает также и внедрение в моду исторических и художественных элементов. Например, сотрудничество модного дома LV с американским художником Джеффом Кунсом привело к появлению коллекции Masters — на сумках были представлены репродукции известных картин Рубенса, Тициана, Да Винчи и других художников. Правда, Ив Сен Лоран и Эльза Скиапарелли подобный ход в одежде использовали гораздо раньше.

Еще имидж поддерживается благодаря кутюрным показам. Это такие пышные мероприятия, на которых модельеры пытаются поразить потенциальных клиентов размахом своей фантазии. Например, LV проводит свои показы в Лувре, Карл Лагерфельд, представляя модный дом Chanel, провел показ в выставочном павильоне парижского Гран-Пале, устроив там тропический пляж! В другой раз был айсберг, копия Эйфелевой башни и другие чудеса.

Премиум-сегмент — самый убыточный, тут сложно получить прибыль.

Средний сегмент — самый многочисленный. Модные дома уже поняли, что больше всего денег приносят именно люди со средним достатком, но им хочется и лицо сохранить, и товар продать, поэтому они лавируют как могут.

Бренды «быстрой моды» (Zara, H&M, Uniclo) не претендуют на использование ручного труда и не следуют классическим традициям. В последнее время они все больше вкладываются в дропы — коллекции, в которых несколько товаров, а не вся линейка целиком. Это позволяет этим фирмам создавать модели, ориентированные на конкретный сезон. Также эти бренды активно сотрудничают с блогерами и звездами спорта, кино, певцами.

Мода меняется. Проблема в том, что если раньше модные дома управляли вкусом потребителей, то теперь все не так. Подросли миллениалы, растут зуммеры, у которых иные вкусы и запросы. Именно поэтому в модном мире периодически происходят невероятные ранее события.

У миллениалов очень специфические вкусы ( в отличие от их родителей), и модные дома потратили немало средств, чтобы понять, что им нужно и как заставить их тратить деньги на одежду. Они выступают за равноправие разных форм тела, выступают против неэкологичных производств и использования детского труда — и все это приходится учитывать при выстраивании контакта с аудиторией. Еще миллениалы любят т. н. «уличную моду», или стритвир. Модные дома покривились и... начали выпускать кроссовки и одежду в рабочем стиле! Ну а еще миллениалы часто ориентируются на мнение блогеров и разных известных людей, что также учитывается в мире моды. И для миллениалов собирают «виртуальный гардероб» - когда по фото тебе придумывают наряд, а потом наряжают тебя в него и совмещают с визуальным рядом. В принципе, можно сидеть дома раздетым — а для виртуальных друзей ты на крутой вечеринке в крутой одежде.

А теперь о некоторых особенностях.

Сумки — очень популярный аксессуар. «В Лос-Анджелесе люди выражаются при помощи автомобилей. На Манхэттене для этого есть сумки». Сумки, с которыми появляются на людях известные дамы, тут же становятся хитом и быстро раскупаются. Именно дорогие сумки покупают те, кто не может себе позволить премиальную или люксовую одежду каждый день. Но тут есть один нюанс: девушка в костюме от Zara может быть с сумкой Chanel. Но девушка в костюме от Chanel никогда не выйдет с сумкой Zara. То есть, сумка- это такой элемент, который автоматически повышает статус владелицы, а потому может быть дороже остального наряда. Самая дорогая сумка в мире стоит 3,8 млн $.

Туфли тоже что-то вроде фетиша. Но! Лубутены ужасно неудобны, несмотря на свою цену. Сара Джессика Паркер в СБГ предпочитала Маноло Бланик.

Не помню точно, что было в ее коллекции. Но, возможно, эти туфли. Фото из сети
Не помню точно, что было в ее коллекции. Но, возможно, эти туфли. Фото из сети

Модные дома в попытке извлечь как можно больше прибыли производят под своей маркой парфюмерию, белье, зонты, обувь, чемоданы и даже товары для дома. Иногда это приносит доход, а иногда приводит к тому, что модный дом «съезжает» в более низшую ценовую категорию.

Модными домами может владеть какой-то концерн или группа фирм, которые приглашают (читай: покупают) модного или перспективного модельера, чтобы он придумал кучу крутых коллекций и принес владельцам много денег. Гонорар модельера может доходить до 16 млн $ в год. Правда, остальные сотрудники модных домов таких гонораров не имеют. Многие из них пашут как рабы на галере за жалкие гроши, а в качестве премии им выдают... купоны на приобретение одежды в бутиках своей марки. Даже манекенщицы могут пахать, но не видеть нормальных денег. В мире моды это считается нормой.

О модельерах в книге написано много, переписывать не буду. А вот Анна Винтур заслуживает внимания. Долгое время она оказывает огромное влияние на мир моды. Она является редактором американского Vogue и арт-директором издательского дома Conde Nast. А еще она распорядительница Met Gala — ежегодного благотворительного бала Института костюма при Метрополитен-Музее в Нью-Йорке. В общем, в ее руках очень много (даже слишком много рычагов) и ссориться с ней чревато проблемами — провинившийся модный дом не будет представлен ни на страницах журнала, ни на балу.

Мир моды очень странный. Вот вы знали, что непроданные товары сжигаются? Конечно, какая-то часть одежды уходит в стоки, но много сжигается. В мире в год производится 100 млн единиц одежды, продается примерно 80 % - представили масштабы?

Новый тренд — продажа товаров через маркет-плейсы. Наши отечественные — это дети по сравнению с Amazon. В книге очень подробно рассматриваются алгоритмы, которые применяет этот МП, чтобы знать все о покупателе. Они даже изобрели виртуального стилиста и научили умную колонку рекомендовать владельцу ту или иную одежду. Представляете, какая-то программа советует, как одеться! Конечно, это активно развивают, потому что за этим стоят большие деньги.

Кор*навирус сильно подкосил мир моды. Как раз перед модными показами всех закрыли на карантин, склады и магазины были завалены товаром, который никто не покупал. Естественно, многие дома потерпели огромные убытки и даже закрылись (например, Sonia Rykiel), а остальные стали развивать он-лайн торговлю (как бы им это не нравилось). А еще модные дома обратили внимание на восток! И стараются завоевать китайский рынок с его поистине огромными возможностями. Возможно, им это удастся.

#книги #мода #модельеры #экономика_моды