Найти в Дзене
ГРОМ

НАМИ-050 «Белка»

НАМИ-050 «Белка» — опытный советский малолитражный автомобиль вагонной компоновки с откидывающейся вперёд передней дверью по образцу Isetta[4]. В 1955 году заместитель главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода Фёдор Реппих обратился в НАМИ с предложением создания самого дешёвого сверхкомпактного народного автомобиля в СССР. Потребность в этом автомобиле была велика. Не очень дорогой автомобиль был бы более вместительным, приспособленным для климата, удобнее. Руководство НАМИ приняло предложение, и у Юрия Долматовского, Владимира Арямова появилась возможность воплотить свои мечты в настоящем автомобиле. Сухая масса автомобиля — 500 кг, вместимость — 5 человек, расход топлива — около 5 л/100 км (по плану), объём двигателя — 0,5 л (по плану). В машину поставили серийный мотоциклетный мотор рабочим объёмом 0,75 л и мощностью 23 л. с. с вентилятором принудительного охлаждения, модернизированную КППавтомобиля «Москвич-401», 10-дюймовые колёса. Два прототипа собрали в Ирбите и ос

НАМИ-050 «Белка» — опытный советский малолитражный автомобиль вагонной компоновки с откидывающейся вперёд передней дверью по образцу Isetta[4].

В 1955 году заместитель главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода Фёдор Реппих обратился в НАМИ с предложением создания самого дешёвого сверхкомпактного народного автомобиля в СССР. Потребность в этом автомобиле была велика. Не очень дорогой автомобиль был бы более вместительным, приспособленным для климата, удобнее. Руководство НАМИ приняло предложение, и у Юрия Долматовского, Владимира Арямова появилась возможность воплотить свои мечты в настоящем автомобиле.

Сухая масса автомобиля — 500 кг, вместимость — 5 человек, расход топлива — около 5 л/100 км (по плану), объём двигателя — 0,5 л (по плану). В машину поставили серийный мотоциклетный мотор рабочим объёмом 0,75 л и мощностью 23 л. с. с вентилятором принудительного охлаждения, модернизированную КППавтомобиля «Москвич-401», 10-дюймовые колёса.

Два прототипа собрали в Ирбите и осенью 1955 года доставили по железной дороге, в багажном вагоне в Москву, где её встречали советские журналисты и сотрудники НАМИ.

В расчёте на массовое производство использовались серийные агрегаты и узлы, но со взаимодействием компонентов возникали сложности. Главной машиной проекта должен был стать вариант с закрытым кузовом, откидывающимся передком для посадки на передние сиденья и одной боковой дверью для пассажиров второго ряда. Однако откидывающаяся конструкция постоянно протекала на испытаниях. Планировали и упрощённый вариант: без дверей, с тентом или возможностью установить пластиковый колпак сверху.

Предполагалось, что машина станет серийной. Однако на заседании Совета министров СССР30 января 1957 года было принято решение создавать новый малолитражный заднемоторный автомобиль на основе кузова Fiat 600 и с автомобильным четырёхцилиндровым двигателем, а опытные образцы НАМИ-050 были уничтожены[5]. В дальнейшем НАМИ совместно с МЗМАразработали автомобиль «Москвич-444», запущенный в производство как «ЗАЗ-965».

-2