Экономист объяснил причины неудержимого взлета цен на автомобильное топливо
Последние недели цена бензина в России стала стремительно расти. Если 27 мая Аи-95 на «бюджетной» Роснефти в Краснодаре стоил 57,45 рублей, то 5 июня - 57,75 руб., 9 июня – 58,05, 25 июня – 58,45, 29 июня уже стал 58,60, а 6 июля уже 58 рублей 90 копеек. Аналогичный скачок наблюдался ровно год назад, и тогда властям пришлось экстренно вмешаться в ситуацию и притормозить безудержный рост.
Какие причины роста цен на бензин летом 2024 года и что ожидать дальше – об этом ЯСНО рассказал экономист Роман Иноземцев.
Цена бензина в России в июле 2024 года: почему сильный скачок
Цены на топливо в России растут в силу нескольких факторов. Во-первых, был снят запрет на экспорт бензина, от чего тот вырос в цене на 7%, т.к. переработчики не были более ограничены внутренним рынком. Но внимательный читатель тут же заметит, что и до этого бензин не то чтобы дешевел, и будет прав. И это при том, что сейчас рублебочка стоит меньше, чем в апреле-мае.
Вторым фактором подорожания топлива в стране являются атаки беспилотников по нашим НПЗ. И хоть мощности ударов явно не хватает, чтобы эти НПЗ уничтожать, но к временной приостановке заводов они приводят, что сокращает предложение на рынке топлива.
Ну, и главным фактором является политика правительства, которое из года в год увеличивает налоговую нагрузку на топливо, повышая НДПИ и акцизы. От этого у нас каждый год растет цена на бензин и дизель. При этом надо помнить, что эти налоги имеют мультипликативный эффект: тот же НДПИ платится в бюджет 1 раз, когда нефть или газ извлекается из недр, но учитывается как расход в экономике 4-6 раз и это без учета процентов по кредиту на пополнение оборотных средств, которые также растут из-за НДПИ и акцизов. И вот этот момент не дает ценам на топливо идти вниз, а также является одним из драйверов инфляции в стране. Плюс, он сдерживает развитие нефтепереработки в стране, т.к. при продаже сырой нефти НДПИ платится 1 раз и 1 раз учитывается как расход, а при продаже бензина как расход он учитывается 4 раза.
Итого нынешняя система налогов на нефть и топливо приводит к деградации нефтепереработки и ТЭКа, а также приводит к деградации всей российской экономики, но отказываться от нее правительство и не думает - эти налоги легко администрируются и легче взимаются.