Дыдымовская восьмилетняя школа, урок труда на пришкольной территории.
Личными лопатами, принесёнными и привезёнными на велосипедах из дома, вскапывали школьный сад.
Каждому классу на уроке труда выделялось часть сада, который нужно было вскопать.
В этот день нам досталось место в метрах двадцати от западных ворот школы.
От пешеходной дорожки, она же дорога для въезда во двор школы, в паре метрах от неё уклон уходил вниз до самого забора из штакетника, который отделял школьный участок от хуторской дороги.
В саду росли различные плодовые деревья, но к началу учебного года, возможно сад обрывался за лето местными школьниками или по каким - то другим причинам, но плодов я на них не припомню, кроме двух огромных грецких орехов, куда мы бегали на переменах и палками старались сбить орехи с самой макушки.
Нижние орехи на ветвях были уже сбиты.
С каждым днём количество орехов уменьшалось, и добыть желаемый плод требовал упорства и меткости.
Руки от кожуры орехов приобретали коричневый цвет, был настолько устойчив, что не отмывался даже мылом, приходилось ещё много дней ходить с такими руками, пока не вымывался и не вытирался цвет окончательно.
Но вернёмся на вскопку сада, мы выстроились в шеренгу, смеялись и шутили, а что ещё оставалось юным ребятам, у которых ещё всё только было впереди.
Энергия била ключом и было куда её применить, само по себе без всяких причин началось соревнование, кто больше и быстрее вскопает.
По правую руку от меня копали землю Коля М. и Володя К. ребятки можно сказать усидчивые, которые должны были учиться на два класса старше, но по различным житейским причинам оказались в нашем классе.
По левую руку трудились мои одногодки Серёга и Саня.
За ними я едва поспевал скапывать землю.
Приходилось брать шире пласт земли и выворачивать комья, которые я не разбивал, чтобы точно видеть и знать, что здесь копал именно я.
Земля в силу своего глинистого состава, с весны уплотнилась.
Копать приходилось с усилием, весь свой вес концентрировать на левой ноге и вгонять штык лопаты в землю.
Вскоре взятый нами темп надоел Коле с Володей, они отстали и не собирались тратить понапрасну силы.
Решили хитростью довершить вскопку, они слегка сверху ковыряли землю лопатами и вскоре к концу урока сровнялись с нами.
Минут за пять до конца урока заканчивали и подравнивали свою вскопку, ждали учителя, весело баландрасили между собой, подтрунивали и посмеивались над хитрецами.
Когда учитель труда появился из –за угла школы, все оживились и повернулись в его сторону, среди школьником пробежал говорок:
- Владимир Николаевич идёт!
А это означало окончание урока.
Мы смотрели и поджидали, когда он подойдёт и оценит нашу работу.
В своей суете не заметили, как Коля принялся активно работать лопатой, глубоко вгонял штык лопаты в землю, переворачивал пласт земли и долго с усердием разбивал лопатой комья.
Получалась ровная разрыхлённая земля.
Учитель проходил вдоль шеренги, оценивал вскопку, Коля, словно не замечая Владимира Николаевича, полный энтузиазма подравнивал и разбивал мелкие комья.
Когда преподаватель подошёл к моей явно ярко выраженной полосе с комьями вскопанной земли, не оценил моих затраченных сил, а показал на моего товарища по правую руку и назидательно сказал:
- Вот как надо копать землю! Видишь, Коля разбил все комья, приятно посмотреть.
Пацаны хохотали, надрывая животы, преподаватель не понял причину смеха, а я оправдывался, что комья к весне раскиснут, и поле сада станет ровным.
На что мне возразил Владимир Николаевич:
- Нужно сразу делать всё хорошо, глубоко копать и разбивать комья, смотри и учись у Николая.
Одноклассники взорвались смехом, а Коля хитро улыбался, склоняя голову набок, понимал, что никто не расскажет, как действительно он проводил вскопку сада.
А урок труда действительно был познавательным для меня, умением во время пустить пыль в глаза и оказаться на высоте, став примером для остальных ребят.
Приятного прочтения. Возможно и вам приходилось сталкиваться с такими ситуациями. Подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии.