«Осенняя соната» (1978) – Ингмар Бергман.
Перед вами один из наиболее простых по форме, но очень сложный по содержанию фильм одного из виднейших режиссёров мирового кино, посвящённый вечной теме – взаимоотношений матери и дочери.
Замысел был воплощён в жизнь в форме трехчастной психологической драмы, произошедшей осенью в течение дня – вечера и следующего утра – отсюда название. Как уже отмечено в аннотации к фильму, лента полна глубокого, можно сказать исступленного анализа человеческих отношений. Она допускает много вариантов понимания. Предлагаю ещё один, а вы можете добавить свои и высказать при этом любое достаточно обоснованное суждение.
Итак, Шарлотта Андергаст и Ева, мать и дочь (крупнейшие актрисы Ингрид Бергман и Лив Ульман), точнее мать и две дочери – вторая разбитая параличом Хелена. Шарлотта – концертирующая пианистка, талантливый человек, само-реализующийся в исполнительстве. Она считает себя хозяйкой собственной жизни, в которой музыка на первом месте, всё остальное (включая семью) не просто отодвинуто, а загнано куда-то далеко, в отдалённый угол души. Ева – жена пастора, не слишком любящая, но любимая, примерная мать, увы, похоронившая сына и взявшая в дом больную сестру, невнятные звуки которой может расшифровать только она. Её жизнь также течёт в непрерывном круге обязанностей и это породило чувство безысходности. С первых минут ясно, что у Евы сложные отношения с матерью. С одной стороны она не слишком в восторге от предстоящего визита, но, всё-же ждёт её и даже разучивает к приезду прелюдию Шопена. Встреча начинается вполне в духе вежливости. Шарлотта слушает музыку в исполнении Евы, поправляет её и даже (через не хочу) посещает комнату Хелены, которую она, мать некогда поместила в клинику для душевнобольных.. Но спокойствие обманчиво. Нужно видеть каким странным взглядом взирает дочь на играющую мать. В её глазах можно найти всё, но только не любовь и для этого не нужно слов. Словно прелюдия, повторённая в двух столь разных исполнениях, стала спусковым крючком для дальнейших событий. Что говорит о музыке Шарлотта: «В Шопене много чувств, и совершенно нет сентиментальности. (…) Шопен говорит о своей боли мудро и сдержанно, собрано. Боль не показная. Она ненадолго стихает и возобновляется – снова страдание, сдержанность и благородство. Шопен был импульсивным, истерзанным и очень мужественным. Вторую прелюдию нужно играть импровизационно, без всякой красивости и пафоса. Дисгармоничные звучания надо осмысливать, но не смягчать». Похоже на то, что Ева воспринимает характеристику матери, как очередную попытку наставить её и это стало последней каплей в её многолетнем молчании. Когда мать и дочь встречаются ночью, Ева обрушивает на Шарлотту всю силу накопившейся в ней боли, которую она уже не может таить в себе. Обиды вполне заслуженные. Шарлотта, занятая выступлениями и личной жизнью совершенно отстранилась от семьи, не уделяя внимания дочерям. Она лишила их своей любви тогда, когда девочки наиболее в ней нуждались. Выясняется, что дочь отчаянно ненавидит Шарлотту. Более того, Ева обвиняет мать в том, что та сломала ей жизнь, разлучив Еву с возлюбленным и вынудив 18-летнюю дочь сделать аборт. Как говорит Ева матери: По мнению Евы мать сломала жизнь и Хелене. Та в девичестве, со всем пылом первой страсти, полюбила Леонардо – бойфренда, а затем – мужа самой Шарлотты. Однако, после того, как мужчина исчез из жизни девушки, как результат безответного чувства, стремительно развилась болезнь, доведя Хелену до полной беспомощности. Высказывая это Ева бросает в лицо матери: «Ты не способна на сочувствие, потому что ты не видишь того, что не хочешь видеть, потому что Хелена и я противны тебе, потому что ты замкнулась на своих чувствах и переживаниях, дорогая мама, потому что я любила тебя, потому что ты считала, что я незадачлива и неспособна. Ты сумела разрушить мою жизнь, потому что сама была несчастна, ты затаптывала нежность и доброту, душила все живое, что встречалось на твоем пути…» Как заметил один англоязычный критик: «Ева выражает столько чистой холодной ненависти, что заставила бы съежиться даже дьявола. После короткого времени начинаешь жалеть Шарлотту, несмотря на ее вину, как матери, ибо дочь так неумолимо ненавидит её». Эмоциональный конфликт доходит до запредельной точки. Шарлотта буквально раздавлена грузом обвинений. Пастор не вмешивается в скандал. Но, совершенно неожиданно больная Хелена выкарабкивается из кровати и ползёт по лестнице на помощь матери с криком: «Мама, приди ко мне!». Именно она, а не Ева жалеет Шарлотту. Момент, который, на мой взгляд, является ключевым в концепции режиссёра. Сама ночная сцена выяснения отношений является одной из наиболее насыщенных и мучительных в мировом кино (глубокое восхищение актрисам, способным сыграть такое). Утром, когда Шарлотта уезжает, Ева пишет ей вдогонку письмо с просьбой о прощении. А вот её заключительные слова: «Меня все равно не оставляет надежда, что моя исповедь не напрасна. Ведь существует же милосердие, доброта и несравнимое счастье заботиться друг о друге, помогать друг другу. Я верю в это, иначе и быть не может». Как пишет критик Анастасия Белова: «Кто виноват? Мать, эгоистичная и замкнутая, или дочь (Ева) – замкнутая и лишённая материнской любви? В любви не отданной можно задохнуться, от нехватки любви – умереть. Ценность «Осенней сонаты» в её изначальной двусмысленности, изначальной отстранённой позиции режиссёра. Задохнуться в любви или задохнуться без любви – личное дело каждого». И всё же, хотя конфликты остаются, но Бергман видит путь (или один из возможных путей) их разрешения в понимании и прощении.
«Осенняя соната» единственное сотрудничество Ингмара Бергмана и прославленной шведской актрисы Ингрид Бергман. (Несмотря на одинаковые фамилии, они не являлись родственниками). Позднее маэстро признался, что, когда начались съемки «Осенней сонаты», актриса, по его мнению, играла из рук вон плохо, но после того как они обсудили ключевые моменты сценария, Ингрид сыграла блестяще. Как писал режиссёр: «Мы не понимали друг друга лишь в первые дни — во время репетиций, которые длились около двух недель. Потом у нас не было никаких осложнений: у нас установился общий ток крови в процессе совместной работы, чувства бурлили и затихали, все проблемы решались. Кроме того, я думаю, что она за это время узнала то, о чем раньше не подозревала. На студии работало много женщин, и это был первый фильм, когда она смогла ощутить сестринскую заботу со стороны других женщин, особенно со стороны Лив, что также не могло не повлиять на ее эмоциональное состояние». Интересно, что роль Шарлотты в фильме «Осенняя соната» считается одной из лучших в карьере легендарной шведской актрисы.
Камерный характер психологической драмы при ограниченном круге исполнителей побудил режиссёра обратить особое внимание на показ внутреннего состояния персонажей. Отсюда внимание в каждой детали и обилие крупных планов, многие из которых сделаны очень выразительно и несут большую смысловую нагрузку. Здесь режиссёр имел мощного союзника в лице своего постоянного оператора Свена Нюквиста (1922 – 2006), мастерская работа которого заслуживает отдельной благодарности.
Картина стала крупным достижением режиссёра и завоевала награду «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1979). Кроме этого фильм получил три награды как «Лучший фильм на иностранном языке» на кинофестивалях в США, Италии и Дании. Исполнительницы главных ролей также были отмечены наградами на различных кинофестивалях. Для Ингрид Бергман (1915 – 1983) роль в «Осенней сонате» стала последней работой в кино – после этого она снималась только на телевидении.©
"Осенняя соната" - Это фильм который невозможно забыть. Один из самых важных с психологической точки зрения, для меня лично.
Это в действительности произведение искусства в кинематографе. Вечна тема матери и дочери, вечные ссоры, обиды. Казалось бы, как банально!? Но Бергман настолько точно, изящно преподносит зрителю этот старый как мир сюжет, что хочется аплодировать этому мастерству. Этот фильм я не просто смотрела, а погрузилась в него, почувствовала всей душой и сердцем.
Глубинные противоречия и в жизни, и во взглядах на жизнь, показаны как на ладони. Фильм еще сложнее и еще глубже, хотя казалось бы куда еще глубже нежели работа Бергмана "Фанни и Александр", и тем кто только начинает знакомство с Бергманом, я бы не советовала начинать с "Осенней сонаты" начните с фильмов "Лицо", "Земляничная поляна". Бергмана невозможно перехвалить, но легко недооценить, не допонять.
Очень радует то, что фильм можно найти в прекрасном переводе и отличном качестве. Красиво, детально и четко, нужное показано крупным планом. Неудивительно, Бергман работал над фильмом с любимым оператором.
Взаимоотношения между героинями показаны в высшей степени убедительно, различие характеров проявляются во всем. После длительной разлуки, близкие казалось бы люди, неминуемо убеждаются в обратном. Непонимание, раздражение, ненависть прошла насквозь через время, как нож через масло. Время жизни помогает героиням постичь многогранное понятие как жизни, так и смерти. Близость и даже постоянное присутствие последней, кажется неотъемлемой частью самой жизни для дочери. Но мать все никак не может смирится с давно ушедшей молодостью. Удивительная степень некоммуникабельности, и разнонаправленности, верх дисгармонии - эта тема одна из главных в творчестве другого известнейшего режиссера Микеланджело Антониони.
Интересное совпадение и Бергман и Антониони прожили длинные и плодотворные жизни, а умерли в один день.
Фильм для тех зрителей которые в своих художественных предпочтениях часто оказываются белой вороной. Если Вам не нравится некий фильм, когда всем окружающим Вас он понравился, и это не редкость а закономерность, то возможно этот шедевр для Вас...
А фильм этот поистине гениален - начиная от работы оператора и заканчивая подтекстом. Всё, всё в нем собрано один к одному - характеры, персонажи, эмоции, цвета, пейзажи. Он не загроможден деталями, и в то же время приятен для глаза. В сюжете нет совершенно никаких сложностей и подводных камней, но диалоги открывают такое колоссальное поле для размышлений, такой невероятной мудростью, страстностью, идейностью пропитаны они, что остается впечатление, будто посмотрел остросюжетный, с массой режиссерских изощрений психологический триллер.
Говоря об актерах, можно только восхищенно вздыхать и тыкать пальцем. Но я всё-таки постараюсь передать что-то более-менее конкретное от пестрого клубка моих впечатлений. Сыграли великолепно все до единого, ни один не выбился из мощнейшего квартета главных героев. Вообще, главных героинь две - мать и дочь, но мужа Эвы и её сестру невозможно исключить из списка "главных", потому что убери их из фильма, или замени другими актерами, и он лишится половины своей насыщенности и контрастности.
Начнем с того, что фильм почти полностью наполнен диалогами и монологами. Не показывая нам никакой перемены сюжета на экране, практически никаких ретроспектив и воспоминаний, режиссер умудряется разыграть такую насыщенную, такую бесконечно проникающую внутрь драму с помощью слов, что она не отпускает ни на секунду, не дает даже вздохнуть. Эмоциональность актрис, их живость наполняет этот фильм свечением искренности, от которого невозможно оторваться.
На счет одиночества - фильм этот по оставленному впечатлению у меня ассоциируется с книгой "Сто лет одиночества". Когда человек одинок не внешне - он свободно может существовать в социуме, даже заводить семью - но глубоко внутри, в самой сердцевине своего существа - это оставляет какой-то бесконечный след от осознания собственного бессилия перед этими холодными лапами пустоты. Такое одиночестве - суть вакуум вокруг души, который порождает такой же вакуум - это замкнутый, тошнотворный круг, который ни разорвать, ни перекрыть невозможно. Так не долюбленая мать, которая "так и не родилась" эмоционально в своей семье, лиц членов которой она не помнит, не узнав в детстве - каково это - любить, воспитала и дочь в этом эмоциональном вакууме - бесконечно одинокую, недоверчивую, сжатую в клубочек, но старающуюся пробить эту чудовищную скорлупу непонимания между собой и миром. Между собой, и матерью.
Глядя на неё, слушая её речи об умершем сыне, который остается жив для Эвы - спрашиваешь себя, есть ли это благость, достигнутая путем постоянного переосмысления, или же память об однажды испытанной любви? Есть ли это мудрость, или проявление болезни одиночества? - Я так и не ответила себе на этот вопрос.
Шарлотта, роль которой исполняла незабвенная Ингрид Бергман, тоже довольно амбивалентный персонаж, особенно это чувствуется, когда нам открывается причина её поведения, глубокая боль, которую она несла в себе всю жизнь. Таким образом режиссер не дает нам "козла отпущения", выраженного в одном человеке, а заставляет всмотреться в корень проблемы. В общую, безличную нелюбовь, охватившую Землю.
В общем, фильм этот совершает переворот в сознании, особенно если есть подобный опыт непонимания. Великая вещь.
Это именно тот фильм который не возможно просто забыть, и знаете, я честно буду завидовать тем людям которые в первые посмотрят эту картину.