Крайне редко я заглядываю в историю гусеничной и колесной бронетехники после 1945 года, однако случаются вот такие вот исключения.
До 1967 года Бразилия зависела от иностранных поставок бронетехники, получая в основном модели из США, такие как M3 Stuart и M4 Sherman. Стремясь к созданию собственных боевых машин, с 1932 по 1958 годы Бразилия создала базу технических институтов, что позволило развивать свою промышленность. В 1967 году Бразилия начала разработку собственной бронетехники, создав VETE T-1 A-1 Cutia и колесные машины VBB-1, EE-9 Cascavel и EE-11 Urutu. Эти проекты дали опыт для разработки танков, таких как X1 - модернизированный Stuart с 90-мм орудием.
В западной историографии и на различных форумах считают, что ошибочно называть данный танк X1, так как данное обозначение нигде и никогда не использовалось, а является лишь частью более длинного. Официальное название - Carro de Combate Leve X1 Pioneiro (CCL X1 Pioneiro) (С португальского: Легкая боевая машина Х1 Пионер).
Во время Второй мировой войны США укрепляли оборону Южной Америки, включая и самую большую страну региона - Бразилию, которая тогда имела устаревшие танки и самоделки оставшийся после революционных событий. Бразилия воспользовалась помощью США для модернизации своей армии и промышленности. В 1942 году страна вступила в войну на стороне Союзников и получила от США военную технику по ленд-лизу, включая 437 танков M3 Stuart, 104 M3 Lees и 53 M4 Shermans.
К концу 1960-х годов бразильские M3 Stuarts износились. Из-за окончания войны и смещения сферы интересов США в другие регионы, поставки бронетехники сошли на нет. В связи с этой неутешительной перспективой, бразильские военные начали план по ремонту и модернизации своих "Стюартов", названный Plano Impere. Из-за ограниченного бюджета и боязни эксперимента, было принято решение, в качестве пробной партии, восстановить несколько танков своими силами. Успешные испытания этих машин позволили получить финансирование для более масштабного ремонта.
В ходе Plano Impere отремонтированные Stuarts были помечены как "Aprovado" (одобренные) или "Rejeitado" (отвергнутые). Одобренные отправлялись на дальнейшую модернизацию в будущий X1, а остальные списывались в утиль или на запчасти. К 1971 году была проверены и отремонтированы все "Стюарты".
В 1973 году, после успешной ремоторизации танков M3 Stuart, замены подвески и ряды элементов, за дело взялась бразильский CPDB (the Centro de Pesquisa e Desenvolvimento de Blindados (Центр исследований и разработок бронетехники)). Центр пошел еще дальше и продолжил улучшать их, включая замену устаревших 37-мм пушек. Были проведены испытания с 90-мм французской танковой пушкой, что привело к решению использовать её для новых танков.
Однако, французская компания SOFMA отказалась продавать башни и пушки отдельно. Бразилия приобрела 53 башни и пушки H-90. Так как башни были вообще не нужны, от них просто отказались. Была разработана своя башня, которая отвечала требованиям по бронированию. (25-мм брони и должна была выдерживать огонь из пулемета калибра .50.)
Строительство прототипа и всех последующих машин проходило следующим образом: получали отремонтированный Stuart, демонтировали башню, трансмиссию и дифференциалы, которые затем отправлялись в Biselli (бразильская фирма по доработке военной техники) для доработки. Biselli удлиняла корпус, устанавливала новый двигатель, модернизировала трансмиссию и дифференциалы, монтировала подвеску и гусеницы, а также электронику и приборные панели. Затем корпус отправляли в Bernardini, где устанавливали башню. Готовую машину передавали военным, которые устанавливали радиостанцию и дополнительное вооружение и проводили испытания: забег на 200-300 км, а также 6 выстрелов из 90-мм пушки.
Работы над прототипом начались 28 июня 1973 года и завершились за 2 месяца. Прототип был представлен на параде в честь Дня независимости Бразилии 7 сентября 1973 года. Он прошел испытания и был принят на вооружение под уже знакомым нам названием.
В декабре 1973 года была заказана предсерийная партия из 17 танков. Из-за эмбарго на поставку компонентов и проблемами в Bernardini, организации процесса, новой технологии и явной бюрократизации всей этой затеи, шла задержка производства. Как итог, выпуск всех предсерийных маши заняло 27 месяцев.
После предсерийной партии была заказана еще одна партия из 17 машин поставленная точно в срок 31 августа 1978 года (за 6 месяцев), доведя общее количество танков до 34. В 1978 году были поставлены еще 17 машин. Всего было выпущено 52 машины (по разным данным планировалось построить около 120 машин).
К моменту, когда "Пионер" поступили на вооружение, начался выпуск X1A2, но он был был отменен в пользу M41C, разрабатывавшегося с 1978 года и являлся модернизированной версией американского легкого танка М41.
После Второй мировой войны Бразилия не участвовала в войнах, и её бронетехника практически не использовалась в боевых действиях. В 1977-1978 годах 34 танка были поставлены в армию, где служили до 1982 года, когда их заменили M113.
На протяжении службы "Пионер" имел ряд проблем, в основном связанных с возрастом "Стюартов", дополнительном весом, смещенным центром тяжести из-за орудия и башни и отсутствием запчастей. Проблемы включали дефектное сцепление, ломавшиеся пружины и трескавшиеся поворотные рычаги, особенно при движении на полной скорости. В 1983 году 8 из 34 боевых машин были выведены из эксплуатации.
К 1988 году "Стюарты" начали заменять на M41C, а в 1994 году их полностью сняли с вооружения. Некоторые танки использовались как учебные машины. Большинство машин было отправлено на металлолом, но некоторые остались как экспонаты в музеях и военных базах.
"Пионер" стал относительно успешной попыткой бразильской армии и оборонной промышленности переделать устаревший танк в пригодную машину. Это был пик развития M3 Stuart и максимальная выжимка возможности данной боевой машины.
Однако важно понимать, что целью было не создание выдающейся боевой машины, а приобретение опыта в производстве и переоборудовании бронемашин для дальнейшего применения на более сложных проектах, таких как M41 Walker Bulldog. И в этом плане "Стюарт" свою задачу выполнил на 100%, а для любителей военной техники появилась еще одна уникальная боевая машина времен Второй Мировой войны, которая прослужила гораздо дольше, чем это изначально планировали создатели.