Часто самые интересные «изюминки» есть у зданий, внешне ничем не примечательных. На улице Комсомольской таких несколько. Это, например, Математический лицей, ранее школа № 2, которая выглядит как совершенно обычная сталинская постройка.
Трудно поверить, но огромную школу на 800 учеников возвели всего за 3 месяца. Это один из немногих удачных примеров скоростного строительства, которым увлекались в городе в конце 1930-х годов, о чем мы подробнее рассказывали здесь.
Решение о срочном сооружении этой крупнейшей на тот момент в городе школы (а также двух поменьше, на Базе КАФ и Втором Хабаровске) приняли в начале 1935 года, с возложением ответственности на военных, однако весной городское руководство с сожалением констатировало, что здесь не валялся и конь, не было даже проектов.
- На 17 апреля ни на одной площадке даже земляные работы не начаты. Такое положение со строительством далее нетерпимо. К 25 апреля должно быть закончено изготовление рабочих чертежей и начаты земляные работы. Необходимо ускорить переселение жильцов из домов, намеченных к сносу, начать завоз стройматериалов и техники, - отмечали власти Дальневосточного края в апреле 1935 года.
В самом начале мая на месте будущей школы стали сносить частные дома и равнять площадку. К строительным работам приступили в конце месяца. И уже к 27 августа военные умудрились полностью закончить огромное 4-этажное здание с цоколем.
На все про все ушло чуть больше трех месяцев, хотя пропаганда приукрасила даже это выдающееся достижение и писала, что строительство закончилось за 75 дней.
- 80 дней назад на этом месте стояли ветхие хибарки. За 75 дней выросло пятиэтажное здание школы № 17. Еще вчера она была пуста и молчалива, лишь директор Дмитрий Бредников и несколько строителей проводили бессонную ночь, заканчивая последние приготовления к встрече учеников, - писала местная пресса в сентябре 1935 года.
Известно, что на открытие учебного заведения пришло все военно-строительное начальство во главе с заместителем командира ОКДВА (аналог нынешнего Восточного военного округа), начальником политуправления Аронштамом.
Собравшимся рассказали, как удалось построить огромное здание в столь короткий срок.
- Школа строилась под руководством бойца-инженера товарища Мангуби, командиров-большевиков Ерофеева и Шишкина, которые смело применяли новый метод строительства — одновременное ведение всех работ. Каменщики лишь кончали кладку, их место занимали штукатуры, за ними сразу, как подсыхала штукатурка, шли маляры, а следом за ними плотники и электрики. Так и вышло, что до крыши еще было далеко, а нижние этажи уже были готовы, а когда возводили крышу, был готов принять школьников последний пятый этаж. Часто работы шли напролет днем и ночью, - рассказали военные строители.
Известен список премированных за эту стройку — от Ерофеева, начальника участка военно-строительных работ № 408 (1000 рублей), до красноармейцев-штукатуров (100 рублей).
Эта школа - пожалуй, самый выдающийся пример скоростного строительства в Хабаровске (как и две других, построенных в том же году, они также до сих пор стоят на Втором Хабаровске и Базе КАФ). Ни до, ни после таких успехов не удавалось достичь - «скоростные» здания либо вскоре разваливались, либо превращались в долгострои. Почему так получилось - нет вменяемого ответа.
Известно кстати, что руководивший стройкой Ерофеев Николай Павлович, интендант 2 ранга, был расстрелян два года спустя по делу о «троцкистско-террористической шпионско-вредительской организации».
А школа, возведенная под его руководством, стоит как ни в чем не бывало, хотя сейчас парадный вход наглухо заложен, а ненужное теперь крыльцо, ведущее к нему, разваливается.
Еще один дом с необычной судьбой стоит на углу Комсомольской и Уссурийского бульвара. Построен он был в 1908 году коммерсантом и гласным (депутатом) городской думы Прокопием Новопашенным для сдачи внаем. В 1922 году особняк конфисковали и в нем долго сменяли друг друга различные госучреждения. В том числе, там располагалась типография. К 1987 году, когда типография съехала и здание отдали конторе под названием «Энергострой», оно оказалось в полуразрушенном состоянии. По одной из версий, его раскурочили, вытаскивая краном громоздкие типографские машины через разобранную кровлю.
Новый владелец недолго думая, взял да и снес памятник архитектуры окончательно, с расчетом построить здесь новое здание.
Местным властям это сильно не понравилось, самоуправцам «дали по голове» и обязали вернуть все как было. Путем долгих мучений, усугубленных развалом страны, банкротством «Энергостроя» и приходом нового собственника, здание в 90-е годы более-менее воссоздали. Правда, добавив лишний балкон и не угадав с сочетанием колонн.
Таким образом, дом на Комсомольской, 70 хоть и неплохо вписывается в окружающую застройку, не является точной копией уничтоженного памятника архитектуры, и сам таковым, понятное дело, не числится. Если будет на то воля владельца, его снова можно снести.
Похожая история, но с менее счастливым концом, произошла с необычной формы жилым домом Колышкина по адресу: Комсомольская, 72А.
Николай Колышкин, еще один хабаровский депутат, занимавший одно время должность городского головы, в 1912-1913 годы возвел на своем участке двухэтажный каменный дом и деревянный флигель.
Когда после прихода советской власти его признали «врагом трудового народа», он эмигрировал в Харбин с семьей, а все его имущество было национализировано. В каменном доме долго размещались различные судебные инстанции, и он сохранился до сегодняшних дней по адресу Комсомольская, 72. А вот флигель постигла печальная участь.
Он стал жилым домом на несколько квартир, и, несмотря на статус памятника архитектуры, уже в начале 2000-х развалился.
Часть квартир, по результатам прошедшей в 2002 году проверки, уже тогда не использовалась, в правой части здания были выбиты окна, в цоколе постоянно текла вода, а конек кровли провалился. Потом, когда по соседству началось строительство нового ЖК, он еще и сгорел, полностью превратившись в руины. Все еще оставаясь на бумаге памятником архитектуры.
Краевые власти пытались заставить двух оставшихся собственников жилых помещений в этом доме восстановить объект, как того требует закон. На что те резонно отвечали, что у них нет ни денег, ни возможностей для такой масштабной работы.
В результате лишь недавно в отношении руин, которые по сей день скрываются в глубине квартала за забором, была запущена процедура исключения из реестра памятников культурного наследия.
По виду обычный барак на Комсомольской, 42 интересен не только тем, что он на самом деле очень старый, не позже 1910 года постройки, но и тем, что здесь арендовала площади одна из первых школ города - 4-х классное училище им. генерал-губернатора Унтербергера.
В 1915 году училище переехало в каменное здание на Шевченко и стало со временем 35-й школой. А этот дом в начале 1920-х годов забрали у хозяйки, купчихи Волковой и отдали под жилье. Так там до сих пор люди и живут. Правда, недавно это здание купили в рамках КРТ и в обозримой перспективе оно будет снесено.
Кстати. Если присмотреться к этому «бараку», доживающему последние годы, то видно, что он глубоко дореволюционный. Маркер — огромное количество входных дверей с разных сторон. Дело в том, что концепция подъездов и лестничных клеток в многоэтажных домах устоялась в нашей стране лишь в середине 1930-х годов. А до этого входные группы городили, как бог на душу положит.
Доходный дом Минаевой 1902 года (старое название — дом Беляева) на Комсомольской, 80 примечателен потому, что долгое время, с 1965 года, здесь тусовалась хабаровская богема.
В нем практически до конца советской власти располагались хабаровские отделения союзов писателей и театральных деятелей, а называлось заведение Дом актера. Был там зрительный зальчик со сценой, библиотека с редкими книгами и буфет, где подавали всякие хорошие вещи, типа качественного кофе и коньяка. Дом этот был чрезвычайно популярен у местной творческой элиты - здесь проводились встречи со столичными «звездами», устраивались просмотры запретных для большинства сограждан фильмов и так далее.
Но в конце восьмидесятых годов писатели съехали в другой особняк по переулку Дьяченко и театралы явочным порядком завладели освободившимися площадями. В августе 1987 года этот дом был официально передан на баланс хабаровской организации Союза театральных деятелей.
В самом начале 1991 года дом поставили на реконструкцию. Разобрали крышу, завезли стройматериалы. Но, как вы уже наверно догадались, из-за развала страны и гиперинфляции, работы встали колом, несмотря на все усилия. Дом долго стоял без окон и дверей, постепенно разваливаясь, пока, наконец, краевые власти не продали его частному инвестору, который привел объект в порядок.
Замызганный 4-этажный домик с цоколем на Комсомольской, 85 - еще одно знаковое для Хабаровска здание. Это памятник архитектуры «Жилой дом товарищества «Кооператор» 1931 года постройки. Интересен тем, что это один из первых кооперативных жилых домов города. То есть, пайщики строили его за счет собственных средств с привлечением льготных кредитов, а не ждали, когда советская власть выдаст жилплощадь. Понятно, что пайщиками были люди не бедные и не последние в городской иерархии.
И сейчас, кстати, внутри этот дом выглядит вполне неплохо и люди там живут приличные.
В целом, если почитать старые газеты и документы, можно сделать вывод, что Комсомольская по жизни была внешне какой-то грязной и неухоженной, конкурируя в этом отношении с улицей Пушкина.
- Комсомольская улица одна из центральных магистралей города, но, к сожалению, до последнего времени она была не благоустроена. Ранним утром по направлению к Комсомольской двинулись колонны юношей и девушек. С оркестром и плакатами пришли комсомольцы и несоюзная молодежь со всех районов, воины Хабаровского гарнизона. Здесь предстояло привести в порядок дорогу и тротуары, почистить кюветы. К 10 часам здесь собралось 3700 человек. Никогда еще на Комсомольской не было такого оживления. На всем ее протяжении от Ленина до Серышева закипела дружная работа, - описывал А. Бирюков, редактор газеты «Молодой дальневосточник», массовый субботник (точнее — воскресник) на улице Комсомольской в конце мая 1948 года.
За день улицу привели в относительный порядок, а часть даже заасфальтировали.
На следующий год, одновременно с Пушкина, здесь провели уже глобальную реконструкцию по всем правилам дорожного ремонта.
Но при этом, если на Пушкина последние деревянные дома исчезли еще в 1970-х годах и от ее прежнего облика практически ничего не осталось, то на Комсомольской многие из них дожили до наших времен и в целом эта улица сохранила свой раздолбайский шарм.
Предпоследние «деревяшки» были снесены здесь уже в 2010-е годы под строительство ЖК «Культура», «Гродеков» и «Аврора».
При этом надо отметить такую тенденцию, что только строительство «Культуры» прошло без особых проблем. Был, конечно, скандал, связанный с жильцами старого дома по Комсомольской, 53б, но это ни в какое сравнение не идет с другими стройками.
Например, «Гродеков» вообще изначально возводился покойным Неклюдовым как отель «Хилтон». Потомки миллиардера продали недострой и он превратился в ЖК после различных юридических приключений.
Ну а больше всего не повезло ЖК «Аврора» (бывший "Аквамарин"). Застройщик «Лазурит» обанкротился, и возведение комплекса домов на пересечении Комсомольской и Амурского бульвара остановилось еще в конце 2010-х. Судьба недостроя остается неизвестной по сей день. Краевые власти при всех губернаторах рапортуют о чем угодно, только не о нем, славящемся вечно разрушенным переходом и болтающимся туда-сюда краном.
Отметим, что улицу, которая изначально называлась Дьяченковской, потом Лисуновской, затем 10-летия ВЛКСМ и, наконец, Комсомольской, начали застраивать каменными зданиями, как ни странно, с того конца, который теперь является самым глухим и малопосещаемым — там, где улица упирается в Амур за площадью Славы. Но это, по сути, отдельный маленький микрорайон со своей историей. О нем мы рассказывали здесь.
Напомним, ранее мы рассказывали об улице Фрунзе, которая отличается удивительным разнообразием стилей и историй; улице Синельникова, которую забыли переназвать, но не забыли застроить высотками; о Мелькомбинате, где само заброшенное предприятие чуть ли не больше, чем район, построенный для его персонала; о районе Шахтобазы, который так и не появился; об улице Гоголя, где жила, пожалуй, самая большая в истории Хабаровска семья и попадаются очень странные домики разных эпох. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru