" Билет для отдыха и туризма"
День первый.
Прошло полгода после последнего длинного похода, вдоль берега Байкала от Бугульдейки до Большого Голоустного. Мы с сестрой регулярно обсуждали детали этого эпичного приключения, вспоминали как выли волки, как мучились с подъёмами и спусками, глубокими бродами.
Сколько же телефонных разговоров было посвящено этому событию! Вздохов и коротких намеков друг другу на новое приключение. Повторить бы! Но пора двигаться дальше. Оставим в прошлом воспоминания жёлтой осени.
Начался зуд! Он разрастался, бурлил под кожей, мелкими букашками множился и торопил вперед. В поход! В поход! Навстречу розовым восходам и туманным горам.
Откроешь было гардеробную и зелёный рюкзак подмигивает из-за полок: Ну когда? Я давно не катался на твоей спине!
Решишь поужинать и полезешь в холодильник, а оттуда как зыркнет тушёнка металлическим глазом, мрачно осуждая засидевшегося дома туриста. Пора бы и в костер! В походный супчик!
Начнёшь подбирать весеннюю обувь на слякоть, как трекинговые ботинки вывалятся словно невзначай из коробки. И жалобно подкатятся к ногам.
Полезешь за какой-то мелочью в шкаф и совершенно случайно, обнаружишь что держишь коробку со всякими котелками, газовыми баллонами и горелкой.
Подкатил мой отпуск и я придумала новый поход.
Знаете, идея обычно живёт в голове и постепенно начинает обрастать новыми подробностями.
В 2020 году, я уже ходила на Босан и не попала из-за непогоды в район каньона Улун-Кутул. А хотелось. Ну раз хочется, значит надо идти!
Решили идти шестидневный маршрут Тибельти- каньон Улун-Кутула- Босан-Слюдянка.
Сколько я не искала походные отчеты, информации было очень мало. Те несколько статей, что я нашла, не удовлетворили мое любопытство.
Что касается видео, то там ещё печальнее, чем с написанным. Только крохотные ролики эндуристов и те сняты на калькулятор.
Хотелось прочитать и про озеро Хелик. Но опять ничего! На местных форумах есть какие-то переписки, но это опять не то.
Но это предыстория самого похода.
Ранним утром, мы вызвали такси до Тибельти на шесть утра. Попутно я нашла спутников в ту же сторону и разделив стоимость на четверых, рванули в туманное утро.
В последнее время, я пользуюсь услугами такси до нужной точки старта. Надеяться на маршрутки и автобусы, невыгодное в плане времени дело. А тут заказал и уехал куда надо, во сколько угодно. Выход на маршрут был в 8-30 утра.
Таксист сказал, что зря мы не взяли водки и идти без нее будет трудно. Как в воду глядел! Только нам нужна была вода, а не водка...
Мы остановились у какого-то камня, рядом со сломанным телевизором и стали собираться к выходу на тропу.
Рядом лаял пёс, деревенские дома уныло оттеняли пейзаж. Тибельти очень маленькая деревня. Особых достопримечательностей тут нет. Погода стояла прекрасная, словно манила вперёд.
Какое-то время, мы топали по лесной дороге. Обычный лес, березы и сосны. Кругом мелкий кустарник и деревья, что борятся за свое место под солнцем. Затем вышли на открытую местность и попали на огромную поляну.
Курильский чай, одуванчики, жарки, клевер и вика, в изобилии встречались нам по пути. Кормовые сорта травы, но коров тут не было. Очень странно! Обычно эти деревенские коровы, готовы все обстрелять своими снарядами и обожраться вкусного разнотравья.
Затем мы снова занырнули в лес и пошли уже по привычной лесной дорожке. Внезапно перед нами вырос шлагбаум.
Ещё через несколько километров, мы вышли к кордону нацпарка. Нас окликнул какой-то незаметный дедушка и спросил куда мы идём?
- В Слюдянку!
- А разрешение есть?
- Конечно!
- Для отдыха и туризма! - медленно прочитал инспектор.
- Для мучения и туризма! - от парадокса ситуации, поскольку туризм предполагает пот, мух, трудные физические нагрузки и страдания, я засмеялась.
Мы расположились на мосту, и заметили, что повсюду бегали белые кролики.
- Мы хотим дойти до озера Хелик.
- До озера? - дед хитро улыбнулся. Типа надейтесь, надейтесь...и оказался прав.
- Вообще у медведей гон в это время. Они тут ходят рядом с нашим кордоном, - "поднял" нам настроение инспектор. С "радостью и улыбками" от этой новости , мы двинулись вперёд.
Мы шли лесными дорогами, по незаметному пологому подъему. День был пасмурным, мы то и дело смотрели на небо, ожидая дождь.
Прошли мимо какого-то лесного огорода. Непонятно, почему земля была расчищена и на ограде висело пугало. Может от сорок?
Чем дальше наша команда углублялась в лес, тем более плохой становилась дорога. Почва становилась заболоченной, кроссовки намокли.
И тут мы сплоховали! Увлекшись разговором, потеряли тропу и ушли в другую сторону. Поняли это только тогда, когда стали вязнуть в грязи. Под конец ушли в болото, где только кустистые головы кочек, торчали между ямками с водой. Потеряв полчаса на поиски верного пути, наконец-то вышли на постепенно нарастающий подъем.
Лесная дорога до озера достаточно удобна. Очень хорошо накатана шишкарями, которые настроили кучу летников и шалашей. Мы попали в берёзовую рощу, с небольшим подъемом.
Затем дошли до относительно новых домиков, где никого не было. Я слышала сюда возят коммерческие группы, где позволяют охотиться на кроликов. Строят новые дома для туристов.
Тут было как-то невесело. Особенно нам не понравился свежий медвежий след. Видимо Топтыгин шел совсем недавно и учуяв людей, скрылся в кустах.
Мы стали орать, пугать мишку и топать ногами. Особенно нам удавались красивые песни Валерия Леонтьева.
В каждом походе, мы встречаем следы босоногого старика и уже привыкли к этому. Но всё-таки первобытный страх, перед диким животным, остался. Сжав фальшфейер в руках, осторожно двигались, мимо густых зарослей. Когда идёшь большой группой, то не страшно. Когда один, или вдвоём, то напряжение растет.
Медведь как и другие лесные жители, весьма ленив и ему удобно двигаться по человеческим дорогам. Зачем рвать жилы, продираясь через кусты? Поэтому на людских тропах, так много следов лосей, кабанов, косуль. Важно только уметь их читать.
Погрузились в темный лес, полный следов животных и запахов прелой листвы. Вокруг мелькал Марьин корень, густые заросли малины и мелкого тальника.
Наконец-то нам повезло! Мы вышли к источнику воды. Перейдя хлипкий мостик из бревен , оказались по другую сторону ручейка. Рядом были лавочка и столик. Путь нам пересекал жёлтый ручей. Полагаю такого цвета он был из-за органических примесей, или из-за большого количества железа. С неким подозрением, мы набрали воды. Очень холодный, он хорошо утолил жажду.
Мы попили воды, развели гейнер, вымыли руки и лицо, перекусили. К сожалению - это был последний водоем. Больше воды не было.
Женщины более боязливы по отношению к походам. Сами маршруты разрабатывают нечастно, предпочитая ходить под руководством какого-то сильного лидера. Предпочитают сбиваться в большие группы и ходить с мужчинами. Хуже ориентируются на дороге, чем мужчины. Так поступала и я. Очень боялась куда-то идти без компании. Мне мерещились медведи и волки, что дружно выпрыгивали из кустов и кусали за бочок. Я всего боялась и тряслась. Мне нужно было прибиться хоть к кому угодно. Лишь бы человек знал куда идти и имел две руки и две ноги. Тогда я была уверена, что выживу.
С годами, я обнаглела и предпочитаю одиночки, или совсем маленькие команды. И это совершенно неправильно. Мой дурной пример, неверный в корне. Ходите большими группами, так безопаснее. Я как и любая дама, могу терять путь и плутать по кустам. У женщин бывают проблемы с пространственным мышлением, и у парней лучше получается рисовать маршрут. Хотя с годами, мое мышление стало чуть более сбалансированным. А то бывало я блудила в трёх соснах и собирала нецензурную брань в свой адрес и адрес этих сосен. Я одно время часто ходила с разными компаниями и люди мне встречались различные. Так вот, многие дамы не хотели включаться в разработку маршрута, не хотели запоминать дорогу и не могли вспомнить ни малейшего ориентира. Да чего говорить! Даже программы треков не желали скачать и разобраться в этом. Вроде и нормально, бывает. Не хотят люди учиться новому. Но ментальная нагрузка на руководителя группы тогда падает тройная. Участники группы не могут помочь, когда нужно хорошо подумать, да ещё и смотрят наивно-детскими глазами. Как же так? То есть невнимательно идут, погруженные в свои мысли. И при допросе, был ли мальчик? Точнее был ли тут сворот, или нет? Не могут вспомнить ничего, будто инопланетяне стёрли их память. Да и это попросту опасно. Вдруг что-то случится с человеком, знающим маршрут? Что будут делать остальные участники ? Как станут искать дорогу? Это плохо, когда только один человек в курсе куда идти. Ну ладно, что-то я разворчалась как бабка. Все не так уж ужасно.
Но девушки девушкам рознь. Попадались мне и отличные туристки, что могли из обычного пня, сделать итальянский ресторан, разжечь костер с одной спички в ливень, поднять боевой дух всем нытикам и умеют работать с картами и треками. Но такие обычно очень самостоятельны и ходят или сами, или в схоженных группах. Такая корова и самому нужна, как говорится!
Мне это надоело со временем и я теперь предпочитаю плутать одна. Я очень нервничаю, когда теряю тропинку. Для меня это тяжёлый груз ответственности, что бетонной плитой, давит любое удовольствие от похода. Будто на работу идёшь и готовишь важный отчет. Не хочу ещё и людей мучить своими изысканиями. Хотя, всё-таки с опытом, таких блудилок становится все меньше и меньше.
Пока шли наверх, на Лену напали клещи. Главное на меня не сел ни один гаденыш, а на сестру они упрямо нападали. Она ворчала, что я плохо обрызгала ее спреем.
- Смотри! Там такой мелкий клещ, только почуял альфаципрометрин, как загнулся и покатился вниз! Такой бяяяя....
Вплоть до Дабана, мы молча шагали и иногда любовались окружающими видами. Высота нарастала и по пути стал попадаться сухой кедрач. Весь в зелёной паутине мха, с обломанными ветвями.
Черничник был знатный. Куча мелких цветочков, зелёные листики брусники. Если сорвать цветочек и сунуть в рот, то он распадался на мелкие сладкие фракции. Мы хотели пить и поэтому съедали эти цветочки.
Усталость накопилась где-то в ногах, рюкзак грозил отрезать плечи. А до озера идти словно до Юпитера! Расстояние до него не уменьшалось.
Но мы ребята упорные и поэтому снова поперлись как заведенные.
Постепенно солнце стало клониться к закату и пора бы начинать искать место под ночёвку. Но была самая главная проблема! Нигде ни этом чертовом месте, не было ни капли воды! Возможно она была где-то в таинственных родниках, но где их искать, шут его знает.
Мы стали спускаться вниз по неприятной каменистой дороге, воды все также не было. А хочется встать на стоянку у озера, или родника, да хоть бы у лужи. Мы экономно пили и страстно желали воды.
Желания имеют свойство исполняться и мне на макушку стал накрапывать дождик. Через некоторое время пошел приличный ливень и нам пришлось спешно бежать, в поисках нормального бивака.
Он то затихал, то вновь буянил. А мы бежали до зимовья. Нам на карте попалась избушка и мы дико хотели попасть в нее.
Воображение услужливо рисовало красивый лесной домик из лиственницы, теплую печку и мягкую постель.
Ну вот сколько лет я занимаюсь туризмом? Всегда надо идти, только в проверенные места! Не один раз, я разочарованная каким-то обманчивым образом, ругала себя за доверчивость!
Хотя для туриста, который видит цель и не видит препятствий, под каждым листком, готов и стол и дом. Но так хотелось в избушку!
Значит так, до зимухи всего триста метров. Я жадно ищу глазами строение и тропу. А ее нет! Только поворот в какие-то жуткие дебри. Проклятый дождь заливает глаза, все промокло. Я советуюсь с Леной и сворачиваю вниз, в сторону примятой травы. Мы идём куда-то на спуск. Трек уверенно ведёт вниз. Мы спускаемся все ниже и ниже, в сторону елового леса.
- Мне не нравится этот спуск! - заявляет Елена и хмурится.
Мне тоже кажется странным, что зимовье поставили где-то внизу. Разве не легче поставить его наверху, среди равнины?
Внезапно мы вышли к разрушенной зимухе. Крыша провалилась полностью, бревна почерневшие и трухлявые. Когда-то это была неплохая хата, а сейчас мы видим обломки от былой роскоши. Мы не стали тут оставаться, а решили подняться назад.
- Давай тут палатку поставим? Дождь задолбал нас, надо становится на ночёвку! - мы перешли на противоположную сторону и принялись ставить лагерь.
Вода хлестала по физиономии, все было мокрым. Но как только мы поставили палатку, дождь словно выключили. Даже выкатилось вечернее теплое солнышко, освещая дальние горы и мокрые деревья.
Мы совершенно одни в глухой тайге. Единственные люди - это инспектора тункинского нацпарка. За три дня похода, мы не встретим ни одного человека.
Приготовили ужин из куриной грудки, гречневой каши и кофе. До озера мы не дошли где-то 7-8 км. А жаль! Ночёвка
будет без воды. В запасе всего 2 литра из жёлтого ручья. На утреннюю кашку и кофе. Я никак не могла поверить, что находясь в Сибири, где питьевой воды просто океаны и моря, я иду словно на сухом голодании, без жидкости! Должны же быть где-то ручьи или родники, или бочажины с водой!
Я легла спать и закрыла глаза. Завтра новый день и новая пища.