Найти тему

Плохую квартиру нехорошей не назовут, или как мы в гости к М.А.Булгакову ходили(Продолжение).

Оглавление

Музей М.А.Булгакова "Нехорошая квартира"(улица Большая Садовая, дом №302 - бис, 4 - ый этаж, квартира №50, прогулка по старой Москве, "Грабли" и прочие события.

29.06.2024 г. Суббота.

«- Здравствуйте, товарищ Булгаков! Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А может быть, правда - вас пустить за границу? Что - мы вам очень надоели?» Тот самый телефон, по которому И.В.Сталин беседовал с М.А.Булгаковым. Но это не точно))) Здесь и далее фото автора и из личного архива автора. Если не указано иначе.
«- Здравствуйте, товарищ Булгаков! Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А может быть, правда - вас пустить за границу? Что - мы вам очень надоели?» Тот самый телефон, по которому И.В.Сталин беседовал с М.А.Булгаковым. Но это не точно))) Здесь и далее фото автора и из личного архива автора. Если не указано иначе.
  • Время года: лето☀️.
  • Время суток: в перерывах между.
  • Настроение: стабильно хорошее😊.
  • Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
  • Цитата дня:
Снег растаял. Вместо него бурые листья, старая трава, но сверху – новенькое солнце.

Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️

Всем горячий солнечный июльский привет! Всем доброго здоровья и хорошего настроения!Вас приветствует канал ™Закат Солнца Вручную™ и его постоянный автор и ведущая! Меня снова зовут Ольга, и я снова хочу сказать вам - очень - очень рада видеть всех вас у себя в гостях! И вас! И вас! И вас тоже! И особенно вас!

За моим окном сегодня прекрасный день, 07.07.2024 г., воскресенье. Проснулась не рано. Ещё некоторое время повалялась, побродила по Дзену. Позвонила дочь моя единственная любимая, сообщила, что выезжают. Тут я подорвалась как ужаленная в седалище решила, что пора вставать. Потому как вчера имела неосторожность пообещать, что пожарю сырники к приезду моих дорогих девочек. Сырники я в итоге пожарила, не к самому приезду))) но с допустимым даже в кафе временем ожидания))) И на завтрак все ели сырники со сметаной))) а Ба, как самая умная хитрая, ела вкуснейшие тарталетки с брусникой, которые мои девочки привезли. Ибо кто мне может запретить есть на завтрак тарталетки???)))

У нас произошёл круговорот детей в природе. Рокировка девочек. Барышня Варвара вчера отбыла к маме ненадолго. А барышня Арина вернулась на свою тахту, которая в её отсутствие превратилась в склад забытых вещей место дислокации мягких игрушек. Заявив при этом - "Бабушка, я к тебе надолго!" А бабушка и не против. Одно огорчает - эти вредные подростки категорически не желают называть меня Ба. Только бабушка. Ну и ладно. Скоро вернётся Варвара и восстановит справедливость.

Проводили нашу замечательную Юлию, быстро поделали самые неотложные домашние дела. Приготовила ужин - отварила рис и потушила овощи в соевом соусе. Рыба жареная ещё осталась, будем доедать("спасать", как говорит моя подруга Наталья, приезжай, у нас много вкусного, надо спасать☺️). А вечером поехали гулять в сквер на Олонецком проезде. Надо было в том районе нам кое - что разузнать. Но об этой поездке я расскажу позднее. Потому что сегодня нас ждёт вторая часть рассказа, как мы в "Нехорошую квартиру" сходили.

Михаил Булгаков. 16 октября 1925 года. Фотограф Роман Кармен. Цифровая копия. Музей М.А.Булгакова.
Михаил Булгаков. 16 октября 1925 года. Фотограф Роман Кармен. Цифровая копия. Музей М.А.Булгакова.

И вот мы в квартире, где всё дышит историей. Очень атмосферное место.

“Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий."(М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита", Глава 7. Нехорошая квартирка).
“Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий."(М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита", Глава 7. Нехорошая квартирка).
Пачка папирос "Наша Марка" с дарственной надписью Михаила Булгакова Григорию Конскому. Картон, чернила. 1934 год. Частная коллекция. «Знаменитому гипнотизёру Г. Г. Конскому на память о репетиции. 28.Х.34. М. Булг.» «– Вы хотите курить, как я вижу? – неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, – вы какие предпочитаете?– А у вас разные, что ли, есть? – мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.– Какие предпочитаете? – повторил неизвестный.– Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный.Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:– «Наша марка».»(М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита", Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными.)
Пачка папирос "Наша Марка" с дарственной надписью Михаила Булгакова Григорию Конскому. Картон, чернила. 1934 год. Частная коллекция. «Знаменитому гипнотизёру Г. Г. Конскому на память о репетиции. 28.Х.34. М. Булг.» «– Вы хотите курить, как я вижу? – неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, – вы какие предпочитаете?– А у вас разные, что ли, есть? – мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.– Какие предпочитаете? – повторил неизвестный.– Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный.Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:– «Наша марка».»(М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита", Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными.)
Михаил Афанасьевич Булгаков и Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена писателя. Михаил и Татьяна, дочь статского советника, обвенчались в Киеве в 1913 году.
Михаил Афанасьевич Булгаков и Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена писателя. Михаил и Татьяна, дочь статского советника, обвенчались в Киеве в 1913 году.

Вместе с супругом Татьяна Николаевна работала медсестрой в прифронтовых госпиталях Первой мировой войны, помогала доктору Булгакову в 1916 - 1917 годах, когда он был земским врачом в маленьком селе в Смоленской губернии, в Гражданскую войну уехала с ним на Кавказ и выходила, когда супруг заразился тифом. Она же была рядом с мужем, когда тот приобрёл морфиновую зависимость, терпела его упрёки, приступы и депрессию, помогала избавиться от зависимости и разделяла с ним все тяготы первых лет жизни в Москве. Когда Михаил Афанасьевич ушёл к другой женщине, потому что любовь к Татьяне Николаевне прошла, а семья без любви была для писателя невозможна, он сказал на прощание - «Меня Бог за тебя накажет». Татьяна Николаевна прожила долгую жизнь и ушла в мир иной 10 апреля 1982 года. Ей было 89 лет. Она пережила супруга на 42 года и 1 месяц. И только в конце жизни согласилась дать интервью исследователям творчества Михаила Афанасьевича. Очень сильная, очень гордая и очень любящая женщина. "Первая жена - от Бога".

Писчий прибор писателя М.А.Булгакова. Ручка - пластмасса, сталь; 20-ые — 30-ые годы ХХ столетия. Чернильница - латунь, стекло, бумага; Франция, конец ХIХ века. Не из под этого ли пера вышли и легли на бумагу бессмертные строки?!
Писчий прибор писателя М.А.Булгакова. Ручка - пластмасса, сталь; 20-ые — 30-ые годы ХХ столетия. Чернильница - латунь, стекло, бумага; Франция, конец ХIХ века. Не из под этого ли пера вышли и легли на бумагу бессмертные строки?!

Михаил Афанасьевич Булгаков был разносторонней личностью. Не только писателем, но и неплохим актёром.

Сцена из спектакля «Пиквикский клуб» Московского Художественного Театра с участием М.А. Булгакова. 04.01.1935 г. Фотограф Михаил Сахаров. Цифровая копия. Музей МХАТ.
Сцена из спектакля «Пиквикский клуб» Московского Художественного Театра с участием М.А. Булгакова. 04.01.1935 г. Фотограф Михаил Сахаров. Цифровая копия. Музей МХАТ.
Михаил Булгаков в роли Президента суда в спектакле МХАТ "Пиквикский клуб" 04.01.1935 г. Фотограф Михаил Сахаров. Цифровая копия. Музей МХАТ.
Михаил Булгаков в роли Президента суда в спектакле МХАТ "Пиквикский клуб" 04.01.1935 г. Фотограф Михаил Сахаров. Цифровая копия. Музей МХАТ.
Михаил Булгаков. 1939 год. Жить остаётся совсем немного ...Запись в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой от 26.01.1936 года: «Вчера по случаю купила М.А. прелестную шубу из американского медведя гризли. Тут же обновили её -  пошли на обед к Ольге Ивановне, у неё муж итальянец, постоянно живёт в Москве. Знакомство - через В.Яковлева. Устрицы. Спагетти.»
Михаил Булгаков. 1939 год. Жить остаётся совсем немного ...Запись в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой от 26.01.1936 года: «Вчера по случаю купила М.А. прелестную шубу из американского медведя гризли. Тут же обновили её - пошли на обед к Ольге Ивановне, у неё муж итальянец, постоянно живёт в Москве. Знакомство - через В.Яковлева. Устрицы. Спагетти.»
«Снег. Он идет уже несколько дней и, несмотря на все старания дворников, покрывает всю Арбатскую площадь.
Я провожаю Михаила Афанасьевича домой, в Нащокинский переулок. Идем молча. Не потому, что не о чем говорить, а потому, что Михаил Афанасьевич о чем-то задумался. Идет он быстро, не смотря под ноги. Выражение лица все время меняется, как будто в голове его все время пробегают разные, сменяющие друг друга мысли.
Так же молча пересекаем мы площадь. И вдруг внезапно Михаил Афанасьевич останавливается у памятника Гоголю и долго, не отрываясь, смотрит ему в лицо, слегка задрав голову. Потом так же молча он медленно обходит памятник и внимательно, как будто видит их в первый раз, всматривается в барельефы героев гоголевских произведений. Потом смотрит на памятник сзади. Резко поворачивается и быстро идет по бульвару.
Одет он в какое-то странное меховое пальто, не подбитое мехом, а мехом наружу, чуть нескладное, мешковатое и вместе с тем какое-то очень элегантное. На голове его — шапка этого же меха. И очень странно видеть, как он, такой неуклюжий в этом меховом одеянии, с необычайной легкостью движется своей молодой, упругой походкой по накатанному снегу бульвара. Бульвар мы проходим молча...»
/Г. Г. Конский. Начало 30-ых годов/.
Б. Н. Ливанов. Шарж на Михаила Булгакова. 1930-ые годы. Цифровая копия. Музей МХАТ.
Б. Н. Ливанов. Шарж на Михаила Булгакова. 1930-ые годы. Цифровая копия. Музей МХАТ.

Да простит меня великодушно господин Ливанов, но это не шарж. Это что угодно, но не шарж. Карикатура, сатира, злая шутка. Нет здесь Михаила Афанасьевича, интеллигента, франта, сибарита, страдающего от прелестей коллективного проживания в коммунальной квартире и мечтающего о лампе под зелёным абажуром. А что есть? Как максимум - "я художник, я так вижу", как минимум - личная неприязнь, слабая попытка задеть и уколоть побольнее под маской шутливости. Вот, пожалуйста, сравните:

М.А.Булгаков и А.Ш. Мелик - Пашаев. «Александр Мелик - Пашаев и Михаил Булгаков играют в бильярд». 1939 год. Музей М.А. Булгакова.
М.А.Булгаков и А.Ш. Мелик - Пашаев. «Александр Мелик - Пашаев и Михаил Булгаков играют в бильярд». 1939 год. Музей М.А. Булгакова.

В этом рисунке столько дружелюбия и иронии, что и разночтений не возникает. Причём соперники за биллиардным столом рисовали друг друга. Насколько точен и глубок схематичный набросок Булгакова. Недаром говорится, что талантливые люди талантливы во всём .

А теперь просто походим по квартире и погрузимся в атмосферу того времени. Ведь лучше всего о времени могут рассказать немые свидетели - вещи.

Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Кухня.
Кухня.
Кухня.
Кухня.
И снова кухня.
И снова кухня.
Примус - лучший друг, символ того времени. И романа.
Примус - лучший друг, символ того времени. И романа.
Не хлебом единым ... Хотя это всё ещё кухня.
Не хлебом единым ... Хотя это всё ещё кухня.

Конечно, сейчас квартира имеет нежилой, музейный вид. Но легко можно представить, как здесь жили люди, ходили по коридору, теснились и ругались на кухне, толпились в очереди в уборную и расходились по своим комнаткам, надеясь за закрытой дверью обрести долгожданную тишину и покой, что в принципе невозможно в условиях коммунальной квартиры. Как не вспомнить профессора Преображенского?

... общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живёте в семи комнатах.
– Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку.
Четверо онемели.
– Восьмую! Э-хе-хе, – проговорил блондин, лишённый головного убора, однако, это здорово.
– Это неописуемо! – воскликнул юноша, оказавшийся женщиной.
– У меня приёмная – заметьте – она же библиотека, столовая, мой кабинет – 3. Смотровая – 4. Операционная – 5. Моя спальня – 6 и комната прислуги – 7. В общем, не хватает… Да, впрочем, это неважно. Моя квартира свободна, и разговору конец. Могу я идти обедать?
– Извиняюсь, – сказал четвёртый, похожий на крепкого жука.
– Извиняюсь, – перебил его Швондер, – вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.
– Даже у Айседоры Дункан, – звонко крикнула женщина.
С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно побагровело и он не произнёс ни одного звука, выжидая, что будет дальше.
– И от смотровой также, – продолжал Швондер, – смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.
– Угу, – молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, – а где же я должен принимать пищу?
– В спальне, – хором ответили все четверо.
Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.
– В спальне принимать пищу, – заговорил он слегка придушенным голосом, – в смотровой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!.. – вдруг рявкнул он и багровость его стала жёлтой. – Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!
/М. А. Булгаков "Собачье сердце". Глава 2/
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Семейный портрет в интерьере))) Больше зеркал, хороших и разных!
Семейный портрет в интерьере))) Больше зеркал, хороших и разных!
Ещё фрагмент экспозиции.
Ещё фрагмент экспозиции.
Акварельный эскиз дворового фасада дома №10. Корпус художественных мастерских. 1997 г. Архив Центра историко - градостроительных исследований.
Акварельный эскиз дворового фасада дома №10. Корпус художественных мастерских. 1997 г. Архив Центра историко - градостроительных исследований.

И, наконец, экспозиция, которая не оставляет равнодушным никого. Это макет дома, вид со стороны двора.

Автор в интерьере музея.
Автор в интерьере музея.

На стенах пояснительные таблички и кнопки. Нажми на кнопку - получишь результат возможность увидеть, что там, внутри.

А там живут люди, спят, едят, ходят в гости, ссорятся и мирятся, любят и ненавидят. В общем, обычная жизнь.
А там живут люди, спят, едят, ходят в гости, ссорятся и мирятся, любят и ненавидят. В общем, обычная жизнь.
Иногда пожары приключаются. Горит, горит нехорошая квартирка.
Иногда пожары приключаются. Горит, горит нехорошая квартирка.

В качестве эпилога. Музей стоит посетить, хотя бы один раз. Даже если вы не поклонник Булгакова. Очень хорошо сохранён и передан дух того времени. И очень хорошо сравнивается, как стремительно изменилась наша жизнь за какие-то смехотворно маленькие сто лет! От примуса и алюминиевых бидонов, чугунных утюгов до умного дома и прочих гаджетов. И как изменились люди, застывшие на века на фотографиях, со странными лицами, в странных одеждах до нас нынешних. Впрочем, вряд ли это глубинные изменения. Если поскоблить свежую штукатурку, проступят портреты всё тех же персонажей ...

Конечно, за один раз невозможно вдумчиво рассмотреть и осмыслить каждый экспонат. Возможно, я ещё сюда вернусь. Потом. Какой - нибудь унылой осенью или промозглой зимой. А пока - лето, жара, июль ... Гулять!

Кстати, совсем недалеко от Булгаковского дома, в Театре Сатиры, премьера - спектакль по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова "Иван Васильевич".

Афиша Театра Сатиры. И нас немного)))
Афиша Театра Сатиры. И нас немного)))

После массы впечатлений, обрушившихся на нас, решили мы прогуляться чуть и устремили свои стопы куда глаза глядят, к воде и прохладе. На набережную.

Улица Малая Дмитровка. Львы у Посольства Словении.
Улица Малая Дмитровка. Львы у Посольства Словении.
Барышни мои у отеля "Chekhoff".
Барышни мои у отеля "Chekhoff".
Отель "Chekhoff" на Малой Дмитровке.
Отель "Chekhoff" на Малой Дмитровке.

Шли мы к воде, а пришли на Лубянскую площадь.

Лубянская площадь.
Лубянская площадь.

А Лубянская площадь - это не только наводящее ужас здание с мрачной историей. Лубянская площадь - это ещё и "Детский мир". Где на шестом этаже очень удачно расположился ресторан "Грабли". И сразу так есть захотелось ...

Ресторан "Грабли" на Лубянке. Входная группа.
Ресторан "Грабли" на Лубянке. Входная группа.
Барышне Варваре очень уж медведики приглянулись.
Барышне Варваре очень уж медведики приглянулись.
Фрагмент интерьера ресторана "Грабли".
Фрагмент интерьера ресторана "Грабли".

Подкрепились, отдохнули, и решили, что пора домой возвращаться. Впереди ещё много прекрасных дней и ярких впечатлений.

На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️

О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️

✓2023 г.

2022 г.

2021 г.

✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.

С вами были автор канала ™Закат Солнца Вручную™ Ольга💖 и великий и неразгаданный Михаил Афанасьевич Булгаков.

Михаил Булгаков. Москва. 1928 год. Фотография Моисея Наппельбаума.
Михаил Булгаков. Москва. 1928 год. Фотография Моисея Наппельбаума.
Отрывок из письма М.А.Булгакова Всероссийскому Союзу Писателей 18.10.1925.
Отрывок из письма М.А.Булгакова Всероссийскому Союзу Писателей 18.10.1925.

Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!

Тема дня: Александр Градский - рок-опера "Мастер и Маргарита"(фрагмент)

✓P.S. Продолжение всенепременно последует...

***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***

✓Дорогие мои, ваши 👍 - это ваши приветы мне и моему каналу. Ваши комментарии - это ваша поддержка для меня и одобрение того, что я делаю. Обратная связь - это как знак того, что всё не напрасно, всё не зря. Спасибо, что вы у меня есть❤️ Спасибо, что вы остаётесь со мной❤️

P.P.S. Заметки по поводу.

В Булгаковском музее обратила внимание на занятный экспонат.

Рабкор Ц.(Михаил Булгаков).«40 казённых червонцев». Журнал «Желонка» №3(февраль 1924 года).
Рабкор Ц.(Михаил Булгаков).«40 казённых червонцев». Журнал «Желонка» №3(февраль 1924 года).

Я всё недоумевала - почему такое название? Единственная известная мне желонка - это инструмент для извлечения из скважины разрушенной горной породы при ударно - канатном бурении.

Юмористический журнал «Желонка» выходил в 1924 году при газете «Бакинский рабочий», главным редактором которой был Пётр Чагин. В «Желонке» так же печатались Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Илья Ильф, Юрий Олеша и другие писатели.

В мозгах поскрипело и стала выстраиваться кривенькая логическая цепочка, — бакинский рабочий - нефтяные промыслы - бурение ... Кто нибудь знает, использовались ли желонки при бурении на нефть???