✓Музей М.А.Булгакова "Нехорошая квартира"(улица Большая Садовая, дом №302 - бис, 4 - ый этаж, квартира №50, прогулка по старой Москве, "Грабли" и прочие события.
✓29.06.2024 г. Суббота.
- Время года: лето☀️.
- Время суток: в перерывах между.
- Настроение: стабильно хорошее😊.
- Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
- Цитата дня:
Снег растаял. Вместо него бурые листья, старая трава, но сверху – новенькое солнце.
✓Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️
Всем горячий солнечный июльский привет! Всем доброго здоровья и хорошего настроения!Вас приветствует канал ™Закат Солнца Вручную™ и его постоянный автор и ведущая! Меня снова зовут Ольга, и я снова хочу сказать вам - очень - очень рада видеть всех вас у себя в гостях! И вас! И вас! И вас тоже! И особенно вас!
За моим окном сегодня прекрасный день, 07.07.2024 г., воскресенье. Проснулась не рано. Ещё некоторое время повалялась, побродила по Дзену. Позвонила дочь моя единственная любимая, сообщила, что выезжают. Тут я подорвалась как ужаленная в седалище решила, что пора вставать. Потому как вчера имела неосторожность пообещать, что пожарю сырники к приезду моих дорогих девочек. Сырники я в итоге пожарила, не к самому приезду))) но с допустимым даже в кафе временем ожидания))) И на завтрак все ели сырники со сметаной))) а Ба, как самая умная хитрая, ела вкуснейшие тарталетки с брусникой, которые мои девочки привезли. Ибо кто мне может запретить есть на завтрак тарталетки???)))
У нас произошёл круговорот детей в природе. Рокировка девочек. Барышня Варвара вчера отбыла к маме ненадолго. А барышня Арина вернулась на свою тахту, которая в её отсутствие превратилась в склад забытых вещей место дислокации мягких игрушек. Заявив при этом - "Бабушка, я к тебе надолго!" А бабушка и не против. Одно огорчает - эти вредные подростки категорически не желают называть меня Ба. Только бабушка. Ну и ладно. Скоро вернётся Варвара и восстановит справедливость.
Проводили нашу замечательную Юлию, быстро поделали самые неотложные домашние дела. Приготовила ужин - отварила рис и потушила овощи в соевом соусе. Рыба жареная ещё осталась, будем доедать("спасать", как говорит моя подруга Наталья, приезжай, у нас много вкусного, надо спасать☺️). А вечером поехали гулять в сквер на Олонецком проезде. Надо было в том районе нам кое - что разузнать. Но об этой поездке я расскажу позднее. Потому что сегодня нас ждёт вторая часть рассказа, как мы в "Нехорошую квартиру" сходили.
И вот мы в квартире, где всё дышит историей. Очень атмосферное место.
Вместе с супругом Татьяна Николаевна работала медсестрой в прифронтовых госпиталях Первой мировой войны, помогала доктору Булгакову в 1916 - 1917 годах, когда он был земским врачом в маленьком селе в Смоленской губернии, в Гражданскую войну уехала с ним на Кавказ и выходила, когда супруг заразился тифом. Она же была рядом с мужем, когда тот приобрёл морфиновую зависимость, терпела его упрёки, приступы и депрессию, помогала избавиться от зависимости и разделяла с ним все тяготы первых лет жизни в Москве. Когда Михаил Афанасьевич ушёл к другой женщине, потому что любовь к Татьяне Николаевне прошла, а семья без любви была для писателя невозможна, он сказал на прощание - «Меня Бог за тебя накажет». Татьяна Николаевна прожила долгую жизнь и ушла в мир иной 10 апреля 1982 года. Ей было 89 лет. Она пережила супруга на 42 года и 1 месяц. И только в конце жизни согласилась дать интервью исследователям творчества Михаила Афанасьевича. Очень сильная, очень гордая и очень любящая женщина. "Первая жена - от Бога".
Михаил Афанасьевич Булгаков был разносторонней личностью. Не только писателем, но и неплохим актёром.
«Снег. Он идет уже несколько дней и, несмотря на все старания дворников, покрывает всю Арбатскую площадь.
Я провожаю Михаила Афанасьевича домой, в Нащокинский переулок. Идем молча. Не потому, что не о чем говорить, а потому, что Михаил Афанасьевич о чем-то задумался. Идет он быстро, не смотря под ноги. Выражение лица все время меняется, как будто в голове его все время пробегают разные, сменяющие друг друга мысли.
Так же молча пересекаем мы площадь. И вдруг внезапно Михаил Афанасьевич останавливается у памятника Гоголю и долго, не отрываясь, смотрит ему в лицо, слегка задрав голову. Потом так же молча он медленно обходит памятник и внимательно, как будто видит их в первый раз, всматривается в барельефы героев гоголевских произведений. Потом смотрит на памятник сзади. Резко поворачивается и быстро идет по бульвару.
Одет он в какое-то странное меховое пальто, не подбитое мехом, а мехом наружу, чуть нескладное, мешковатое и вместе с тем какое-то очень элегантное. На голове его — шапка этого же меха. И очень странно видеть, как он, такой неуклюжий в этом меховом одеянии, с необычайной легкостью движется своей молодой, упругой походкой по накатанному снегу бульвара. Бульвар мы проходим молча...»
/Г. Г. Конский. Начало 30-ых годов/.
Да простит меня великодушно господин Ливанов, но это не шарж. Это что угодно, но не шарж. Карикатура, сатира, злая шутка. Нет здесь Михаила Афанасьевича, интеллигента, франта, сибарита, страдающего от прелестей коллективного проживания в коммунальной квартире и мечтающего о лампе под зелёным абажуром. А что есть? Как максимум - "я художник, я так вижу", как минимум - личная неприязнь, слабая попытка задеть и уколоть побольнее под маской шутливости. Вот, пожалуйста, сравните:
В этом рисунке столько дружелюбия и иронии, что и разночтений не возникает. Причём соперники за биллиардным столом рисовали друг друга. Насколько точен и глубок схематичный набросок Булгакова. Недаром говорится, что талантливые люди талантливы во всём .
А теперь просто походим по квартире и погрузимся в атмосферу того времени. Ведь лучше всего о времени могут рассказать немые свидетели - вещи.
Конечно, сейчас квартира имеет нежилой, музейный вид. Но легко можно представить, как здесь жили люди, ходили по коридору, теснились и ругались на кухне, толпились в очереди в уборную и расходились по своим комнаткам, надеясь за закрытой дверью обрести долгожданную тишину и покой, что в принципе невозможно в условиях коммунальной квартиры. Как не вспомнить профессора Преображенского?
... общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живёте в семи комнатах.
– Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку.
Четверо онемели.
– Восьмую! Э-хе-хе, – проговорил блондин, лишённый головного убора, однако, это здорово.
– Это неописуемо! – воскликнул юноша, оказавшийся женщиной.
– У меня приёмная – заметьте – она же библиотека, столовая, мой кабинет – 3. Смотровая – 4. Операционная – 5. Моя спальня – 6 и комната прислуги – 7. В общем, не хватает… Да, впрочем, это неважно. Моя квартира свободна, и разговору конец. Могу я идти обедать?
– Извиняюсь, – сказал четвёртый, похожий на крепкого жука.
– Извиняюсь, – перебил его Швондер, – вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.
– Даже у Айседоры Дункан, – звонко крикнула женщина.
С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно побагровело и он не произнёс ни одного звука, выжидая, что будет дальше.
– И от смотровой также, – продолжал Швондер, – смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.
– Угу, – молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, – а где же я должен принимать пищу?
– В спальне, – хором ответили все четверо.
Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.
– В спальне принимать пищу, – заговорил он слегка придушенным голосом, – в смотровой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!.. – вдруг рявкнул он и багровость его стала жёлтой. – Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!
/М. А. Булгаков "Собачье сердце". Глава 2/
И, наконец, экспозиция, которая не оставляет равнодушным никого. Это макет дома, вид со стороны двора.
На стенах пояснительные таблички и кнопки. Нажми на кнопку - получишь результат возможность увидеть, что там, внутри.
В качестве эпилога. Музей стоит посетить, хотя бы один раз. Даже если вы не поклонник Булгакова. Очень хорошо сохранён и передан дух того времени. И очень хорошо сравнивается, как стремительно изменилась наша жизнь за какие-то смехотворно маленькие сто лет! От примуса и алюминиевых бидонов, чугунных утюгов до умного дома и прочих гаджетов. И как изменились люди, застывшие на века на фотографиях, со странными лицами, в странных одеждах до нас нынешних. Впрочем, вряд ли это глубинные изменения. Если поскоблить свежую штукатурку, проступят портреты всё тех же персонажей ...
Конечно, за один раз невозможно вдумчиво рассмотреть и осмыслить каждый экспонат. Возможно, я ещё сюда вернусь. Потом. Какой - нибудь унылой осенью или промозглой зимой. А пока - лето, жара, июль ... Гулять!
Кстати, совсем недалеко от Булгаковского дома, в Театре Сатиры, премьера - спектакль по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова "Иван Васильевич".
После массы впечатлений, обрушившихся на нас, решили мы прогуляться чуть и устремили свои стопы куда глаза глядят, к воде и прохладе. На набережную.
Шли мы к воде, а пришли на Лубянскую площадь.
А Лубянская площадь - это не только наводящее ужас здание с мрачной историей. Лубянская площадь - это ещё и "Детский мир". Где на шестом этаже очень удачно расположился ресторан "Грабли". И сразу так есть захотелось ...
Подкрепились, отдохнули, и решили, что пора домой возвращаться. Впереди ещё много прекрасных дней и ярких впечатлений.
На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️
✓О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️
✓2023 г.
✓2022 г.
✓2021 г.
✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.
✓С вами были автор канала ™Закат Солнца Вручную™ Ольга💖 и великий и неразгаданный Михаил Афанасьевич Булгаков.
Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!
✓Тема дня: Александр Градский - рок-опера "Мастер и Маргарита"(фрагмент)
✓P.S. Продолжение всенепременно последует...
***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***
✓Дорогие мои, ваши 👍 - это ваши приветы мне и моему каналу. Ваши комментарии - это ваша поддержка для меня и одобрение того, что я делаю. Обратная связь - это как знак того, что всё не напрасно, всё не зря. Спасибо, что вы у меня есть❤️ Спасибо, что вы остаётесь со мной❤️
P.P.S. Заметки по поводу.
В Булгаковском музее обратила внимание на занятный экспонат.
Я всё недоумевала - почему такое название? Единственная известная мне желонка - это инструмент для извлечения из скважины разрушенной горной породы при ударно - канатном бурении.
Юмористический журнал «Желонка» выходил в 1924 году при газете «Бакинский рабочий», главным редактором которой был Пётр Чагин. В «Желонке» так же печатались Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Илья Ильф, Юрий Олеша и другие писатели.
В мозгах поскрипело и стала выстраиваться кривенькая логическая цепочка, — бакинский рабочий - нефтяные промыслы - бурение ... Кто нибудь знает, использовались ли желонки при бурении на нефть???