Найти в Дзене

Зачем незрячим людям смотреть фильмы?

«Зачем незрячим людям смотреть фильмы?» Этот вопрос мы очень часто получаем в Школе аудиовизуального перевода (ШАП). Для людей с инвалидностью по зрению просмотр кинофильмов в обычном режиме недоступен. Чтобы незрячие люди не чувствовали себя оторванными от значительной части современной культуры, а также для обеспечения инклюзивного образования и досуга, была придумана специальная технология озвучивания кино для незрячих – тифлокомментирование. Согласно Приказам Министерства культуры РФ от 16.11.2015 № 2800 и от 27.06.2018 № 1017 кинотеатры обязаны предоставить все условия незрячим людям для просмотра кино, в том числе и специальное оборудование. Однако это всё же относительно новая и крайне дорогостоящая услуга, поэтому тифлокомментариями часто снабжают фильмы, получившие статус «национальных». Тифлокомментирование подразумевает создание специальных аудиокомментариев, описывающих то, что показано на экране. Например, одежду героев, их внешность, место действия. Тифлокомментатор отмеч

«Зачем незрячим людям смотреть фильмы?» Этот вопрос мы очень часто получаем в Школе аудиовизуального перевода (ШАП). Для людей с инвалидностью по зрению просмотр кинофильмов в обычном режиме недоступен. Чтобы незрячие люди не чувствовали себя оторванными от значительной части современной культуры, а также для обеспечения инклюзивного образования и досуга, была придумана специальная технология озвучивания кино для незрячих – тифлокомментирование.

Согласно Приказам Министерства культуры РФ от 16.11.2015 № 2800 и от 27.06.2018 № 1017 кинотеатры обязаны предоставить все условия незрячим людям для просмотра кино, в том числе и специальное оборудование. Однако это всё же относительно новая и крайне дорогостоящая услуга, поэтому тифлокомментариями часто снабжают фильмы, получившие статус «национальных».

www.kino.mail.ru кинотеатр
www.kino.mail.ru кинотеатр

Тифлокомментирование подразумевает создание специальных аудиокомментариев, описывающих то, что показано на экране. Например, одежду героев, их внешность, место действия. Тифлокомментатор отмечает происходящее в сцене не забегая вперёд. Часто по диалогам и фоновой музыке можно догадаться, где происходит действие, но не всегда. Поэтому всё описание сцены специалист старается уложить в паузы между репликами персонажей.

Таким образом, тифлокомментирование помогает человеку воссоздать в воображении происходящее на экране. В некоторой степени это можно сравнить с футбольным матчем по радио или даже по телевизору. Задумайтесь, как скучен бы был матч без футбольных комментаторов. А теперь представьте, что вы смотрите этот матч с завязанными глазами. Нелегко, правда? И даже досадно.

В Школе аудиовизуального перевода работает один из самых опытных и грамотных специалистов в области создания тифлокомментариев – Иван Борщевский. Он отмечает, что картину следует обязательно просмотреть несколько раз, причём один раз «вслепую». Это нужно для того, чтобы определить целевую аудиторию фильма или сериала, историческую эпоху, жанр кино. Ведь именно это будет влиять на выбор лексики.

Фото Николая Алымова (www.ria.ru), Иван Борщевский
Фото Николая Алымова (www.ria.ru), Иван Борщевский

Основная сложность данной профессии заключается в сохранении баланса между визуальным, тем, что происходит на экране, и вербальным, тем, что произносит диктор. Нельзя навязывать свою интерпретацию и употреблять оценочные прилагательные, к примеру. Далее, комментарии вписываются плотно по секундам в киноленту, они должны попасть чётко в цель «не заезжая» на важное звуковое сопровождение, реплики персонажей или музыку.

Как мы выяснили, тифлокомментатор должен иметь не только широкий кругозор и большой словарный запас, но и высокий уровень эмпатии. Описание сцены должно быть предельно ясным, не вызывать сомнений или недопонимания. Наряду с этим, специалист должен научиться расставаться с лишним и оставлять только по-настоящему значимые комментарии. Согласитесь, профессия не из лёгких, но очень захватывающая и нужная. Поэтому, отвечая на вопрос «Зачем незрячим кино?», мы можем сказать: «За тем же, зачем и зрячим». Мы часто выбираем пойти на концерт, а не просто слушать музыку в наушниках; путешествовать, а не смотреть тревел-шоу в интернете. Нам нужны новые эмоции, новый опыт, взаимодействие с миром и неизведанным в нём.