Найти тему

Мастера «Мосфильма»

Проникнуть в суть искусства звукорежиссуры, познакомиться со звукорежиссёрами, работавшими на киностудии «Мосфильм» в 1950 – 2000-е годы, которые на примерах картин, созданных ими совместно с ведущими режиссёрами страны, рассказывают об истории становления отечественного звукового кино.

В рамках Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2024 состоялся премьерный показ полнометражного фильма-номинанта «Мастера звукорежиссуры «Мосфильма» (2023).

Мы побеседовали с автором киноленты Андреем Поповяном.

Андрей Поповян. Фото Юрия Покровского
Андрей Поповян. Фото Юрия Покровского

- Андрей, вы окончили Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), аспирантуру. Как получилось, что кардинально изменили сферу деятельности и связали жизнь с кинематографом?

- Да, по первому образованию я инженер-акустик, однако не вполне был удовлетворён выбором профессии, посвящал свободное время постижению искусства: ходил в музеи, в молодёжный клуб при Доме композиторов под руководством потрясающего популяризатора классической музыки Григория Фрида, закончил вечернюю музыкальную школу по классу фортепьяно (которую не одолел в детстве).

Кино меня интересовало давно. По нескольку раз смотрел фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. И когда мой друг звукорежиссёр Иван Воронин предложил стать ассистентом на картине Бориса Бланка «Если бы знать» (1993), с готовностью согласился. Затем, узнав о наборе в мастерскую звукорежиссёров ВГИКа, обязательным условием которого было наличие высшего образования, вместо защиты диссертации окончательно решил посвятить себя кинематографу.

- Вы успешный звукорежиссёр. Почему занялись режиссурой?

- Во ВГИКе я получил полное представление об истории кино, монтаже, драматургии. Благодаря этим знаниям работал над созданием игровых и неигровых фильмов на разных студиях: «Мосфильме», «Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького», многих других. Более чем за 20 лет профессиональной деятельности у меня развился определенный взгляд на кино, в том числе неигровое. Решил попробовать себя в качестве режиссёра.

- Есть для звукорежиссёра отличия в работе над игровым и неигровым кино?

- Разница в масштабах и объемах съемок, наличии ассистентов и помощников на площадке. В неигровом кино все немного проще.

- В чем задача звукорежиссёра кино?

- Создать достоверность, подтвердить звуком наблюдаемые на экране действия. А сверхзадача – проникнуть в драматургию картины, усиливая эмоциональный накал сцены.

Самое важное в кинематографе – создать фильм, который будет интересен зрителям.

- Почему решили сделать фильм о звукорежиссерах Мосфильма?

- Чтобы снимать неигровое кино, надо хорошо разбираться в вопросах, о которых в нём пойдет речь. Поэтому и взялся за тему, которая мне знакома и, что важно, никогда никем не была освещена.

Сначала планировал сделать фильм о своём мастере и наставнике в кино Роланде Артаваздовиче Казаряне, известном звукорежиссёре, который работал над созданием картин: «Служили два товарища» (реж. Евгений Карелов), «Бег иноходца» (реж. Сергей Урусевский), «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43» (реж. Александр Алов и Владимир Наумов) и многих других. Когда рассказал об идее в Гильдии звукорежиссёров Союза кинематографистов России, её президент Алексей Бадыгов предложил расширить тему и рассказать также о других выдающихся людях нашей профессии, раскрыв их истинную роль в создании кино, о которой широкому кругу зрительской аудитории мало что известно.

- Вам удалось собрать созвездие выдающихся мастеров…

- Яна Потоцкого («Белорусский вокзал» (реж. Андрей Смирнов), «Восхождение» (реж. Лариса Шепитько), «Парад планет» (реж. Вадим Абдрашитов) и др.) и Евгения Базанова («Неоконченная пьеса для механического пианино» (реж. Никита Михалков), «Иди и смотри» (реж. Элем Климов), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (реж. Сергей Соловьев) и др.) я знал по работе на «Мосфильме». Борис Венгеровский («Обыкновенный фашизм» (реж. Михаил Ромм), «Спорт, спорт, спорт» (реж. Элем Климов), «Берег» (реж. Александр Алов, Владимир Наумов) и др.) запомнился мне по мастер-классу во ВГИКе, с Екатериной Поповой-Эванс («Кин-Дза-Дза!» (реж. Георгий Данелия), «Кавказский пленник» (реж. Сергей Бодров) и Игорем Майоровым («Летят журавли» (реж. Михаил Калатозов), «Цареубийца» (реж. Карен Шахназаров) я познакомился уже во время съёмок фильма.

- Вы выступили не только режиссёром картины, но и звукорежиссёром, собирали архивные материалы, выполняли монтаж. Как долго продолжалась работа?

- Более двух лет. Конечно, советовался с режиссёрами, монтажёрами, музыкантами. Кино – это сложный синтетический продукт, требующий многих знаний в разных профессиях.

- Что было самым трудным?

- Много времени заняло согласование и получение авторских и смежных прав на использованные музыку и кинофрагменты. Я очень признателен директору киноконцерна «Мосфильм» Карену Георгиевичу Шахназарову за безвозмездное предоставление произведений, составляющих золотой фонд отечественного кино. Также считаю удачей включение в картину музыкальных «Сказок» Николая Метнера в исполнении Бориса Березовского.

- Что больше всего запомнилось?

- Меня очаровали герои. Настоящим открытием стал Борис Венгеровский. Обладая энциклопедическими знаниями и потрясающей памятью, он с такой страстностью рассказывал о советских фильмах, о работе коллег, что по праву стал в картине связующим звеном. Кроме того, Борис Владимирович подсказал много неожиданных и свежих идей.

Перезапись ленты (соединение всех элементов звука в художественную композицию, окончательный этап работы. – Прим ред.) выполнил один из героев картины Виктор Морс («Иди и смотри» (реж. Элем Климов), «Дикая охота короля Стаха» (реж. Валерий Рубинчик) и др.). Ему удалось сохранить правильную стилистику фрагментов фильмов, которые зазвучали немного по-новому, но в традициях эпохи, когда были сняты.

- Как эта работа повлияла на вас?

- Она дала веру в свои силы. Я понял, что моё высказывание в кино может быть интересным.

- Планируете ли дальше развиваться в документальной режиссуре?

- Приступил к созданию следующего фильма о звукорежиссёрах, теперь студии «Ленфильм». На очереди «Межрабпомфильм» («Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького»). Словом, тема мастерства звукорежиссуры в отечественном кино еще не исчерпана.

Беседу вела Ирина Иванова.

Фотографии и кадры предоставлены Андреем Поповяном.

Трейлер фильма «Мастера звукорежиссуры «Мосфильма»

Андрей Поповян о документальном кино

Андрей Поповян о показе фильма

Ученики Р.А. Казаряна о мастере и звуке в кино

Интервью с композитором Владимиром Мартыновым «Кино я обязан всем!»

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.