Найти в Дзене
Ник. Бельков

«Воровать у государства надо красиво», зная, что нельзя, но очень хочется

Это слова Игоря Нака, депутата с Ямала в тюменской областной Думе. Он известен на Ямале давно, и прославился этой знаменитой фразой, «воровать у государства надо красиво», а на вопрос, где украденные средства, ответил, что спрятал деньги в подоле у жены. Еще добавил, что таких «нас большинство».

Глава "Ямалтрансстроя" Игорь Нак и губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов

Общий доход семьи 164,6 млн рублей и сказанные слова про подол жены соответствуют действительности. На жену Нака записаны три земельных участка: один, 1200 кв. м., — в России, еще один, 624 кв.м., - в Австрии, и еще один, 1004 кв. м., в Германии, жилой дом в Германии 446 кв. м., квартира 312 кв. м., дачный дом 278,8 кв.м., хозблок, сарай и два машино-места в России. У самого Игоря Нака автомобиля нет, а его супруга владеет Land Rover Range Rover, данные с сегодняшним днем могут разниться.

Свежо то, что прошла информация о задержании сына Игоря Нака, Григория за взятку экс-губернатору Воронову, но скорее всего возьмутся и за самого Игоря Нака, уж очень многим он успел насолить своими дерзкими коррупционными делами.

В целом, Игоря Нака называют миллиардером, который сделал свое состояние на подрядах у «Газпрома», строя для монополии железные дороги и мосты на Ямале. Он потомственный мостостроитель, начинавший работать под началом своего отца Владимира Нака.

Я лично помню то время и был знаком с Игорем, он мне запомнился отзывчивым, грамотным молодым руководителем, только что закончившим институт и начинающим работать в строительной структуре отца. Но после этого я с ним больше не встречался, но как строитель и руководитель он развивался, и всегда мне было не безразлично о нем слышать

Нам ветеранам ямальцам всегда интересны земляки и не важно, что про кого говорят. Мы видим их по делам, а сделано под руководством Игоря Нака на Ямале не мало, пусть большего мы не знаем.

Как снег на голову явилась информация, что в Москве по уголовному делу о взятке на два месяца арестован сын депутата Тюменской областной думы и главы строительной компании «Ямалтранстрой» Игоря Нака, Григорий, исполнительный директор компании «Проектстройсервис». Тут же повалила негативная информация и на самого Игоря Нака. Бизнес-сообщество уже давно подозревало, что в компаниях его нечисто, но никто не думал, что там все погрязло в махинациях.

О том, как на Ямале уходят деньги «Газпрома», прячется документация фирм и как угрожали неугодным партнерам рассказал в СМИ бывший депутат Госдумы ЯНАО и бывший партнер Игоря Нака, Павел Небов задолго до описываемых событий.

Громкое уголовное дело по хищениям средств «Газпрома», выделенных на строительство на Ямале железнодорожной ветки Обская — Бованенково, о котором стало известно, лишь вершина огромного айсберга финансовых махинаций. Вообще же в рамках «холдинга «Ямалтрансстрой» Игоря Нака «единоросса», депутата Тюменской облдумы, руководителя Объединения работодателей Ямала «проворачивались» дела и похлеще.

Я не криминальный аналитик и не могу судить какие схемы и есть ли они при уходе от налогов, которые якобы используют все аффилированные фирмы Игоря Нака, а только использую сведения из открытых источников и рассуждения жителей Ямала, которые видят наяву, как работают эти фирмы, что построено, и что нет.

Начнем с того, что железная дорога станция Обская — станция Бованенково — станция Карская протяженностью 585 км была утверждена «Газпромом» для освоения и обустройства месторождений полуострова Ямал.

Для реализации проекта министерство транспортного строительства СССР создало в 1985 году производственное строительно-монтажное объединение (ПСМО) «Ямалтрансстрой» в городе Лабытнанги на Ямале.

С 1985 года по 2004 год было построено и введено во временную эксплуатацию 267 км железной дороги и запроектировано до 525 км. Игорь Нак возглавляет ПСМО «ЯТС» с 1992 года. В результате приватизации и реорганизации около 80% акций «Ямалтрансстроя» к 2004 году принадлежало семье Нака, еще 10% отошло менеджменту объединения.

-2

Игорь Нак

Я в тот период жил в городе Лабытнанги и на моих глазах началось зарождение «Ямалтрансстроя» на станции Обская. Изначально власти города Лабытнанги дали для обустройства площадку в самом городе, но руководство «Ямалтрансстроя», руководимое Владимиром Наком, отцом Игоря Нака, пожелало начать строительство на открытом пространстве в 15 км от города.

Оно и понятно средства для этого пошли гораздо большие и распоряжаться ими можно было по своему усмотрению, не ставя власти города в известность и не согласовывая с ними ничего.

Как сегодня взаимодействуют между собой и с Газпромом все компании холдинга» Ямалтрансстрой» Игоря Нака пусть разбираются следователи, если у них возникнут вопросы, а я изложу только то, что известно.

За бесценок «Ямалтрансстрой» приобрел скандальный спорткомплекс «Ямалкан», в который вливались сотнями миллионов бюджетные деньги еще при прежнем губернаторе ЯНАО, Дмитрии Кобылкине, а сегодня этот «Ямалкан» разбазаривают за бесценок.

По заниженной в 13 раз стоимости на торгах было отдано здание турбазы и право арендовать прилегающую землю. За это победитель тендера ООО «Проектстройсервис» отдало 11,5 млн рублей, и как шутили злопыхатели, отдали по цене двух бамовских квартир. Примечательно, что ООО «Проектстройсервис» компания Нака, с которой очень дружны власти. По крайней мере, ей они отдают госконтракты и крупные дорожные проекты.

Как рассказывал упомянутый выше Павел Небов, все компании, созданы партнерами Игоря Нака с Игорем Леоненко и Ярославов Голко, а их около 54 занимались одной задачей: «перевариванием» денег, выделенных «Газпромом» на строительство железной дороги Обская - Бованенково – Карская, что-то около 120-140 млрд рублей.

Производственные отношения между Ярославом Голко и Игорем Наком с Игорем Леоненко постепенно перешли в дружеские. С 2007 года Ярослав Голко не пропустил ни одного охотничьего сезона на Ямале. Обслуживание VIP-гостя на территории округа всегда осуществлял Нак, да и прилетал Голко на Ямал только в сопровождении Нака и на чартерах, оплачиваемых «Ямалтрансстроем» или компанией «Нефтересурсы».

Существует, рассказывал Павел Небов, «Ямалтрансстрой» Лабытнанги и аналогичная фирма «Ямалтрансстрой» Москва. Одна из них «лжехолдинг Ямалтрансстрой», где существовала практика перепродажи материально-технических ресурсов на большие суммы между компаниями холдинга, по длинным цепочкам или «на время», с возвратом в следующем отчетном периоде без всякой производственной и экономической целесообразности, для регулирования уплаты НДС (налога на добавленную стоимость), как вариант ухода от налогов.

Бизнес Игоря Нака ощущает себя вольготно на Ямале. По низкой цене в 30 млн рублей «Проектстройсервис» выкупил производственную базу несостоятельного АО «Арктикнефтегазстрой». В перечень приобретенных объектов вошли два отапливаемых склада, котельная, наружные сети тепло- и водоснабжения, производственно-диспетчерский пункт и арочный склад.

По версии Небова, из полусотни фирм «Ямалтрансстроя» реально в строительстве ЖД-ветки участвовало не более десятка компаний. Остальные же занимались хищением денег «Газпрома» по фиктивным договорам.

Власти лояльно относились к Наку, что подтверждается размахом многомиллионных контрактов, получаемые акционерным обществом «Ямалтрансстрой». При Артюхове «Ямалтрансстрой» получил муниципальный контракт стоимостью 645,5 млн рублей на реконструкцию Объездной дороги в Салехарде, а точнее небольшого ее отрезка, протяженностью чуть более пятисот метров. При этом компания Нака стала единственным участником торгов.

Особенно удачно с получением муниципальных подрядов складывается для Нака ситуация в родном Лабытнанги. Только в прошлом году на городских дорогах «Ямалтрансстрой» заработал порядка 1 млрд 300 млн рублей.

Можно и дальше рассказывать про дела «Ямалтрансстроя» и его руководителя Игоря Нака, но только скажу в любом регионе есть свой Нак, который охотно использует бюджетные деньги в своих интересах.

Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.