Мы долго и упорно шли к этому и добрались-таки до 9 класса! Сегодня предлагаю обсудить то, что ФГОС предполагает для изучения на уроках литературы в 9 классе.
Здесь программа остаётся практически стабильной уже многие-многие годы.
Могу откровенно сказать, что именно с 9 класса я сама, будучи ещё школьницей, начала получать настоящее удовольствие от уроков литературы и понимать литературный процесс. Причину этого я вижу в том, что с 9 класса концентрический принцип построения программы, с которым мы имели дело раньше, сменяется хронологическим. То есть ключевые классические произведения изучается в соответствии с хронологией написания (плюс-минус) и стадиями развития литературы в течение 3 лет обучения: 9, 10, 11 класс. Таким образом, в 9 классе учащиеся обратятся к древнерусской литературе, литературе 18 века и первой половине 19 века. Далее в 10 классе речь пойдёт о второй половине 19 века. 11 класс - преимущественно 20 век. Соответственно, если после 9 класса ребёнок пойдёт в колледж, ту же программу 10 и 11 класса он освоит на первом курсе, просто в более сжатом виде.
*
В 9 классе количество часов в неделю увеличивается до 3! Это замечательно! 102 часа литературы в год! Учитывая, что крупных произведений в 9 классе не очень много, 102 часа - это почти идеально.
Сразу же оговорюсь, что составители программы, на мой взгляд, опять начудили с зарубежной литературой, но, по всей видимости, это их "фишка" - вне всякой логики размещать зарубежку в самом конце. В остальном программа для 9 класса кажется мне вполне удачной.
Древнерусская литература
Начинаем разговор о древнерусской литературе со "Слова о полку Игореве" (и им же спустя 3 урока завершаем). Вообще, конечно, "Слово о полку Игореве" произведение значимое. Читается сложно и в переводе Лихачева, и в переводе Заболоцкого. БОльшую часть слов надо объяснять, чтобы дети поняли. Начать надо, например, с самого название, потому что "полк Игорев" - это вообще не тот "полк", о котором современный человек думает. Короче, чтобы хорошо разобраться со "Словом..." (сделать это надо!), придётся посвятить этому произведению хотя бы уроков 5.
Литература 18 века
2 урока посвящаем творчеству М.В. Ломоносова. Читаем (и учим) "Оду на день восшествия... Елисаветы Петровны". Я люблю ещё брать у Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул" (ода "К Мельпомене" Горация), а потом сравнивать с другими стихотворениями-"памятниками", чтобы прослеживать преемственность традиций, отмечать новаторство подходов каждого поэта, который обращался к этому образу.
Следующие 2 урока занимаемся творчеством Г.Р. Державина. Читаем (и учим желательно) "Властителям и судиям", "Памятник".
Завершаем разговор о 18 века повестью "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина. 2 урока отводит программа этому произведению. Я хотя бы ещё один выделила бы, чтобы подробнее остановиться на эстетике сентиментализма.
Литература первой половины 19 века
Этот раздел открывает творческое наследие В.А. Жуковского. Читаем у него балладу "Светлана", элегии "Невыразимое" и "Море". На это программа предусмотрела 3 урока.
Следующие 8 уроков посвящаем жемчужине русской драматургии - комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова.
Я обожаю её! Уроки по "Горю от ума" всегда проходят как-то интересно, с активным обсуждением. Учим, конечно же, монологи Чацкого и Фамусова. Прекрасные 3 недели.
Затем 2 урока посвящаем лирике поэтов пушкинской эпохи (К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский).
А потом... на 15 уроков углубляемся в творчество А.С. Пушкина! Сначала работаем с лирикой («Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны...», «Пора мой друг,пора! Покоя сердце просит...», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»). В общем, всё великолепие! И учим! Обязательно много учим!
Потом уделяем вниманием поэме "Медный всадник" и, разумеется, роману "Евгений Онегин". И снова учим наизусть!
Меня под одной статьёй упрекали в том, что я не люблю "Евгения Онегина". Но это не совсем так. "Евгения Онегина" я люблю. Приведу скрин поста университетского паблика.
В университете именно С.А. Джанумов читал у меня этот период. Он очень знаменитый пушкинист (и вообще специалист по литературе 18-19 веков). Мы обсуждали все произведения очень обстоятельно. "Евгения Онегина" - особенно. Я, конечно, не могу похвастаться, как Сергей Акопович, что знаю ВСЕГО "Евгения Онегина" наизусть, но бОльшую его часть могу цитировать строфами подряд.
К чему я это? Я люблю этот роман меньше некоторых других, которые я отметила в той статье, где меня ругали, но я не умаляю того, что это одно из ключевых произведений в русской литературе вообще. И его изучать надо предельно внимательно! Стоит уроков 7 только этому роману посвятить.
Следом 11 уроков посвящаем М.Ю. Лермонтову. Ещё одна моя огромная любовь! Вообще у меня почти все занятия по 19 веку горячо любимые. Мне кажется, ученики это всегда чувствуют и, как правило, большинство на это откликается.
У Лермонтова читаем (и учим) стихотворения «Выхожу один я на дорогу...»,«Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,«Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...», «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Я жить хочу, хочу печали...». А после лирики читаем невероятный по композиции, образности, глубочайший с точки зрения философии и социально-психологических наблюдений роман "Герой нашего времени".
Я уже неоднократно писала, что это именно "Герой..." во многом повлиял на мое становление в профессиональном плане, с этим романом я прошла важные экзамены (ЕГЭ, кандидатский экзамен по истории литературы). Он воспринимается восхитительно обычно!
Завершаем разговор о русской литературе 19 века поэмой Н.В. Гоголя "Мертвые души". Ей посвящаем 10 уроков.
При должном внимание к историческому контексту на первых уроках поэма идёт неплохо обычно.
Что меня бесит
А дальше... логика отступает, и на арену выходит зарубежная литература.
Я уже в 4 статьях сетовала на абсурдность такого построения программы, но опять повторюсь: для меня непостижимо, зачем после изучения русской литературы давать произведения литературы зарубежной. Да, это значимые вехи развития мировой культуры. Да, они повлияли на становление русской литературы. НО зачем их размещать ПОСЛЕ того, как дети уже прочитали то, на что они повлияли? Чтобы внести путаницу? Чтобы не очень внимательные ученики подумали, что это "они" все "у нас" списали? Я отлично помню свои ощущения, когда я прочитала, например, роман Лермонтова "Вадим" после "Дубровского". Фу, один у другого списал! И только потом, вникнув, в историю создания одного и другого произведения, поняла, что это совсем не так. Или "Дворянское гнездо" и "Обрыв"...
А тут контраст ещё и ещё сильнее! Данте - после Гоголя. КАК мы объясним концепцию Гоголя по "Мертвым душам", если "Божественная комедия" будет ПОСЛЕ них?
Байрон - после того, как мы прочитали Пушкина и Лермонтова? После того, как обсудили как минимум стихотворение "Нет, я не Байрон..."??? А какой Байрон, чтобы понять, какой Лермонтов?
Разумеется, учитель может поменять местами уроки. Можно перед Пушкиным поговорить о Байроне, перед Лермонтовым - о Гете, перед Гоголем - о Данте. Но почему программа заранее не может это предусмотреть? Но ладно. Давайте всё-таки посмотрим, как там дела обстоят, а то я разошлась, а вы, вероятно, не очень понимаете, в чем дело.
Зарубежная литература
Итак, 2 часа программа отводит на фрагментарное изучение "Божественной комедии" Данте. Почему нельзя эти 2 часа поставить после "Слова о полку Игореве", чтобы соблюдать хронологический принцип? Почему нельзя было поставить перед "Мёртвыми душами"? Да вообще перед изучением русской литературы вообще, если уж не хотелось перемешивать?
Следующие два часа посвящаем фрагментам из "Гамлета". Я бы оставила "Гамлета" до изучения Тургенева, но... он здесь, в конце 9 класса.
Ещё 2 урока знакомимся с "Фаустом" Гёте. Стоило бы его как-то к Лермонтову поближе, на мой взгляд, но вновь нет. И жалкие 2 урока.
Следом идут два урока по лирике Байрона. Читаем «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!.», «Прощание Наполеона» и другие (это так в программе!), а также поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда». А за полгода до этого, читая Пушкина, объясним на пальцах, кто такой Чайльд-Гарольд, ага.
Финальные три урока посвящаем зарубежной прозе первой половины 19 века. Гофману, Гюго и Скотту. В программе произведения не конкретизируются.
Стоит оговорить "дополнительные" часы. В 9 классе их довольно много: 11 часов выделено на развитие речи (есть все шансы написать 4-5 сочинений в классе!), 4 урока - на внеклассное чтение, 4 - на итоговые работы. Ещё 14 часов - резерв. Это просто прекрасно, потому что есть из чего добавить часы в те темы, где конкретный класс что-то не успел.
Резюме. Вообще по этому классу у меня практически вопросов нет. Всё довольно удачно, кроме зарубежной литературы, разумеется.
Как Вам? Какие недостатки здесь есть, на Ваш взгляд? Вы так же изучали литературу в 9 классе?
Возможно, Вам будет интересно: