Найти тему

О чудесах. Чудеса (сиддхи).

 О чудесах. Чудеса (сиддхи). 

Нередко случается, что заходит речь о чудесах. Но что такое – чудеса? Как сказать: что чудо, а что – не чудо?

В этом нужно разобраться.

Если залезть в энциклопедии и толковые словари, то там напрямую сказано: «Обычно под чудом мыслится событие, не вытекающее из законов природы или естественных человеческих сил».

Остаётся вопрос – что мы знаем о законах природы и какие человеческие силы считаем естественными?

Индия как праматерь современной культуры много тысяч лет назад упорядочила представляющиеся нам сверхъестественными способности человека. В «Уддхава Гите» подробно перечисляются удивительные способности (или сиддхи), которых добиваются йоги в результате многолетней практики.Такой же список приводит Патанджали в своей классической «Йога Сутре». Итак, по порядку:

умение становиться меньше, чем атом;

умение становиться крупнее самого большого тела;

умение становиться легче самого легкого тела;

умение устанавливать контакт с чувствами всей Вселенной;

умение наслаждаться всем видимым и невидимым, что видно и слышно из того, что написано в священных писаниях;

умение направлять майю (то есть видимое и ощущаемое) в соответствии со своими желаниями;

непривязанность к удовольствиям чувств;

переживание высочайшего наслаждения

Это основные сиддхи или способности, даруемые Богом.

Список удивительных способностей продолжается:

отсутствие голода и жажды, а также болезней, упадка духа, старости и смерти;

умении видеть и слышать на расстоянии;

умение перемещать тело со скоростью мысли;

умение принимать любую желаемую форму;

умение входить в тело другого живого существа;

умение умереть по своей воле;

участие в забавах боговисполнение любых желаний и намерений;

умение делать так, чтобы существа беспрекословно подчинялись твоей воле;

знание прошлого, настоящего и будущего;

умение быть незатронутым жарой и холодом, печалью и радостью, болью и удовольствием;

читать мысли других;

умение противостоять солнцу, воде, огню, яду и другим опасностям;

быть непобедимым. 

Вот, оказывается, как на многое мы способны, если захотим и если того стоит хотеть.

Теперь, зная эту классификацию, можно попытаться разобраться, о каких «чудесах» нам рассказывают истории разных культур. И по большей части эти чудеса – как раз проявление все тех же вышеперечисленных способностей человека.

Вот, например, в историях про суфиев часто приходится слышать о чудесах, и большая часть их – прямо из этого списка.Продвинутые суфии перемещаются куда угодно с быстротой мысли (впрочем, как и Дон Хуан – учитель Кастанеды); далее – заставляют других людей переживать какие-то события (то есть направляют майю), становятся невесомыми – то есть левитируют, поднимаются в воздух, знают прошлое, настоящее и будущее – ну, словом – весь набор. И все они говорят: это хорошо, но это не главное. Главное – чтобы душа была едина с Богом.

-2

Тибет же – вообще цитадель всего сверхъестественного. Там эти способности тоже хорошо известны. Неудивительно – потому что основатели тибетского буддизма учились именно у индийских святых. А научившись – возращались к себе на «крышу мира» и практиковали, а заодно приспосабливали практики к суровым местным условиям, примешивая к учению Будды древнюю местную религию Бон По.

За 800 лет много чему научились. Например, передавать послания будущим поколениям (а фактически – переродившимся самим себе) в пространстве сознания – а для верности дублировать их посланиями, хранящимися внутри скалы, которые нужно доставать, проникая рукой сквозь камень. Послания такие называются «терма», а люди, умеющие это делать – «тертоны». Всенародно известны «6 Йог Наропы» – по имени древнего индийского святого, одного из основателей традиции Кагъю. В их число входят:

туммо – йога внутреннего тепла (посредством которой монахи ухитряются безо всякого вреда для себя теплом своего тела за ночь высушить дюжину простыней, доставаемых из ледяной воды);

йога иллюзорного телайога ясного светайога сна;

йога промежуточного состоянияйога перенесения сознания. 

И это - не сказки давних времен. Эти йоги существуют, практикуются до сих пор, и даже западные люди иногда достигают в них поразительных успехов.

Александра Дэвид-Ноэль, первая европейская женщина, проникшая в начале XX века в тогда ещё закрытый и пугавший всех Тибет, в своей книге «Магия и мистика в Тибете» описывает много необъяснимых феноменов, свидетельницей – а иногда и участницей – которых она была сама.

Все это происходит и по сей день. Вернее, происходит – но не на виду у всех. Основатель традиции Гелуг Дже Цонгкапа ещё в XIV веке реально запретил своим последователям увлекаться демонстрацией «сверхъестественных способностей», потому что считал это делом ненужным и даже вредным. Сами ламы не относятся к таким «феноменам», как к чему-то невероятному, а прекрасно знают, что все они – лишь проявления просветленного сознания и достигаются в результате многих лет медитации и практики.

В Китае всякие сверхъестественные способности обычно приписываются даосам. Это в их компетенции – видеть и заклинать духов, по своей воле перемещаться в пространстве или летать вместе с ветром, заставлять человека переживать иллюзорные события или оживлять умерших. По сей день в Китае многие мастера выбирают час своей смерти. Хотя, это, наверное, свойственно, всем великим мастерам, вне зависимости от традиции.

В Китае – особенно если отъехать подальше от Пекина – до сих пор можно столкнуться с явлениями, которые непросто объяснить . Правда, совершенно то же можно сказать и про Сибирь. Но кто говорит, что это – чудеса? Никто. Пожмут плечами и скажут: «Ну, бывает здесь такое». Ведь и правда – бывает.

Все это считается лишь развитием способностей, свойственных природе человека и вполне доступных любому, кто захочет их в себе развить. Нужно, впрочем, отметить, что все традиции, говоря о сверхъестественных способностях, предостерегают, что интерес к достижению этих способностей уводит человека в сторону от настоящего духовного пути. И Патанджали, и Кришна и другие учителя в один голос говорят: «Тот, кто мудр и стремится покорить иллюзию, знает, что эти сиддхи – препятствия».

И все древние писания сходятся в одном: один только Всевышний может даровать эти сиддхи; и у того, кто целиком посвящает себя Богу, они появляются естественным путем. И не очень-то нужны.

А самое главное – в другом. Спиноза писал, что Бог и природа не две разные сущности, но одно и то же бытие; и что сущность и провидение Бога гораздо лучше познаются в закономерном ходе природы, чем в предполагаемых чудесах. А просветленные на Востоке говорят: «Нирвана есть Самсара»; то есть самый идеальный Рай, которого только можно достичь – это наша самая обычная повседневная жизнь, только увиденная правильным взглядом.

Да, можно развить в себе сверхъестественные способности. Но это ещё не чудеса. «А что же тогда такое – чудеса?» – спросите вы. Остановитесь. Посмотрите на себя; оглянитесь вокруг. Вот это и есть – чудо: быть способным видеть и ощущать этот совершенно неизъяснимый Божий мир; видеть, слышать, касаться, переживать, ходить, говорить, жить – вот это чудеса. Если чуть подумать об этом, то сам факт нашей с вами жизни – это чудо, выходящее за пределы любого нашего понимания.

А что значит уметь смотреть? Значит – смотреть с любовью. Ведь любовь – это знак присутствия Бога в нашем сердце, а значит – и в нашей жизни; вернее, знак того, что мы, наконец, это вечное присутствие замечаем. И как же прекрасно, что этим величайшим даром можно поделиться и сказать – я вас люблю. Спасибо вам.

-3

Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов:

https://yoomoney.ru/to/4100118560835057