4,1K подписчиков

Разбор образов в “Уолл-стрит” (1987, Wall Street): Басня о мудром лисёнке и алчной ящерице

Финансовая драма “Уолл-стрит” Оливера Стоуна немного отдаёт утопией. Несмотря на то, что она внушительно и впечатляюще рассказывает о том, как молодой парень стремится к финансовому благополучию, режиссёр сводит историю к тому, что человек осознаёт, что не в деньгах счастье. Он понимает, что самое главное в деньгах то, что они заставляют тебя делать то, чего ты не хочешь.

При этом Оливер Стоун не упускает возможности предаться критике снова, как в двух своих предыдущих фильмах. В этой драме звучит мысль, что Америка – это второсортная держава, она катится к чертям ещё быстрее, чем при Рузвельте, дешёвой валюты в мире стало слишком много. Он критикует капитализм, азарт к заработку, который воспринимается как игра. На примере Гордона Гекко, который любит сокрушать конкурентов, показано, что деньги стали менее важными, гораздо интереснее благодаря им играть и побеждать на рынке в своё удовольствие, ощущая свои силу и власть.

Майкл Дуглас в роли Гордона Гекко, Чарли Шин в роли Бада "Бадди" Фокса, Дэррил Ханна в роли Дэрриен Тейлор
Майкл Дуглас в роли Гордона Гекко, Чарли Шин в роли Бада "Бадди" Фокса, Дэррил Ханна в роли Дэрриен Тейлор

Сюжет

1985 год, Нью-Йорк. Бад “Бадди” Фокс (Чарли Шин), вчерашний выпускник бизнес-школы с долгами по учёбе, пока работает в отделе биржевых операций компании Jackson Steinem & Co. на Уолл-стрит биржевым брокером.

Несмотря на то, что Уолл-стрит так просто не покоряется, не делает богатым лишь потому, что ты устаиваешься в одну из финансовых компаний, Бадди мечтает о больших финансовых высотах. Ради этого он бросил работу грузчика в авиакомпании Bluestar Airlines, где 25 лет работает его отец Карл (Мартин Шин), авиамеханик и лидер профсоюза. По мнению Карла, сын – обычный торгаш, а стоило бы податься во врачи или адвокаты, либо остаться в Bluestar, и он уже дослужился бы до инспектора таможни. Но Бадди трудностей не боится – он уверен, что в ближайшем будущем должен стать маклером.

Более того, он настойчив, и уже больше месяца добивается встречи с легендой Уолл-стрит Гордоном Гекко (Майкл Дуглас), которого хочет заполучить в свои клиенты. Его визиты отклоняли много раз, но в день рождения Гекко Бадди, раздобыв дорогие кубинские сигары в подарок, сумел попасть в кабинет своего кумира. Встреча прошла удачно – в этот же день Гекко позвонил в Jackson Steinem & Co. и поручил Бадди купить 20000 акций Bluestar Airlines.

Главный герой истории

Главный герой в этой истории однозначно Бадди Фокс. Ещё молодой и неискушённый. Его фамилия fox с английского языка переводится как “лиса”. Этот молодой лис пробрался в выстроенный финансовый огород, чтобы получить своё. Бадди даже похож на лису повадками, живостью и любопытством. Он использует в своих интересах инсайдерскую информацию о судебном решении по вопросу Bluestar Airlines, полученную от отца (но ещё не открытую официально), чтобы привлечь внимание Гордона Гекко.

Он проходит путь от наивного юноши через опьянение успехом к мудрым выводам. Он сотворяет себе кумира в лице яркого сладкоречивого сатаны финансового мира Гордона Гекко (а его дьявольская эстетика намеренно подчёркивается в кадре). Кстати, его фамилия тоже отсылает к животному миру – Gekko, видоизменённое слово Gecko (но из отряда Gekkota), то есть “ящерица”, хладнокровная чешуйчатая рептилия. Это создание в отличии от остальных рептилий имеет голосовые связки и, следовательно, умеет производить звуки, которыми выражает недовольство или радость. Гордон отчётливо даёт понять Бадди, что тот не должен ошибаться, работая с ним: “Я не умею проигрывать. Ничто не может так испортить мой день как проигрыш”. Алчная ящерица ещё не знала, на что способен молодой лисёнок, когда пыталась запугать его своим авторитетом.

Параллель с образом Криса Тейлора из “Взвода”

В этом сценарии есть отголоски “Взвода” – Чарли Шин снова исполняет роль человека, который со временем познаёт разочарование, потому что то, что он считал большим и значимым, оборачивается сложно воспринимаемым предметом, испытывающим человеческую мораль на прочность.

Во “Взводе” это был благородный порыв, воплощённый в службе на славу своей страны, но обернувшийся столкновением с гражданской войной внутри взвода; в “Уолл-стрит” это было желание разбогатеть, обернувшееся пониманием, что большие деньги не зарабатывают, а получают хитростью (или как отдельные счастливцы – наследуют).

И в обоих случаях личность главного героя подвергается сильному испытанию – она безжалостно уничтожается внешними обстоятельствами, истинное “я” стирается более сильными людьми, потому что любые замечания воспринимаются устоявшимися лидерами как угроза их авторитету, построенному на запугивании. Всё сводится к тому, что для выживания приходится либо идти на уступки, действительно стирая своё “я”, либо убивать (фигурально и реально).

Опять, возвращаясь к военной драме “Взвод”, где молодой доброволец Крис Тейлор стал свидетелем битвы между руководителями – командиром отделения “Альфа” Элиасом и командиром взвода штаб-сержантом Барнсом – вместо борьбы за правое дело, в финансовой драме “Уолл-стрит” Оливер Стоун тоже создаёт внутренний конфликт. Возвышенный юноша Бадди Фокс борется сам с собой. В середине фильма, получив квартиру в Ист-Сайде и роскошную женщину, он вдруг ловит себя на мысли: “Кто я?” Казалось бы, он к этому шёл, но, получив, понял, что внутри себя чего-то не хватает.

Внутренний конфликт Бадди Фокса. Гордон Гекко как его холодная вторая сторона

Конфликт здесь построен очень креативно. Метафорически Гордон Гекко – это вторая сторона Фокса, его альтер-эго. Бадди – это молодая версия Гордона, ещё молодого и бедного.

По сути, Бадди борется с Гекко, как с самим собой. В финале эта битва завершается, когда в Центральном Парке Бадди признаёт: “Как бы ни хотел я превратиться в Гордона Гекко, я всё равно Бад Фокс”.

Сцена, в которой Бадди признаёт, что он не Гордон Гекко
Сцена, в которой Бадди признаёт, что он не Гордон Гекко

Получается совершенно логично, теплокровное млекопитающее никак не может стать хладнокровной рептилией. Или, выражаясь иначе, когда Бадди познакомился со своей тёмной стороной, он пришёл в ужас.

Образ Гордона Гекко прописан мудро, по моему мнению. Он получился как реалистично отталкивающим за счёт своих непомерных алчности и бессердечия, так и восхитительно привлекательным за счёт харизмы, словно это сам Сатана или Люцифер, сулящий блага. Его высказывания звучат как заклинания, он прирождённый оратор, заставляет публику смолкать и внимательно слушать (например, сцена на ежегодной встрече акционеров Teldar Paper).

А он точно сам имеет договор с тёмными силами, раз построив такую впечатляющую карьеру, которая складывается на инсайдерской информации, хитрости и беспринципности, остался непогрешимым. Думаю, в сценарии умышленно не нашлось места для того, чтобы разместить на нём информацию о судебных спорах и скандалах, связанных с именем Гекко. О том, что он – страшный человек, можно услышать со слов Марвина (Джон К. Макгинли), коллеги Бада Фокса. Марвин отзывается о финансовом титане меткими нелицеприятными характеристиками. Но, поскольку они не находят отклика за пределами бесед двух друзей, это не воспринимается как серьёзная информация, а всего лишь как сплетня. Хотя – ящерицы способны сбрасывать хвост, если их прижать.

На основе этого сценарного хода можно судить, что образ Гордона Гекко – это идеальный (идеализированный) образ самого Бадди Фокса, каким он видит себя сам, когда станет богатым. Выглядит логично, потому что Бадди не думал в негативном ключе о богатстве, а Гекко был его кумиром со времён учёбы. Эта фантазия не подвергалась критике и трезвому анализу. В итоге Бадди и ощутил дискомфорт, приблизившись в реальности к вожделенному образу.

Точка пересечения между Гордоном Гекко и Бадди Фоксом, толкнувшая Бадди сменить решение и пойти на незаконную деятельность

Бадди был наполнен иллюзиями о честном труде (как у его отца), но более прибыльном (как на Уолл-стрит, от чего туда и подался), и он не учёл главной опасности – большие деньги приносят серьёзные изменения. Они не только повышают качество жизни, позволяя купить дорогую квартиру, начать встречаться с роскошной женщиной, с которой не скучно заниматься сексом, расплатиться с долгами и воспринимать 700000 долларов, заработанных за день, как незначительную сумму, а не заработок за 15 лет работы. Он сбросил со счетов мысль, что деньги сильно меняют самого человека. Пример Бада – яркий тому пример.

Карл Фокс (в исполнении Мартина Шина), отец Бадди. Проницательный человек, мудрый и честный. Он понимает, что сын его не послушает, но всё же предпринимает попытки. Ближе к финалу есть сцена, когда Карл предельно точно раскрывает личность Гордона Гекко
Карл Фокс (в исполнении Мартина Шина), отец Бадди. Проницательный человек, мудрый и честный. Он понимает, что сын его не послушает, но всё же предпринимает попытки. Ближе к финалу есть сцена, когда Карл предельно точно раскрывает личность Гордона Гекко

Его не устраивает скромный образ жизни Карла, его отца. Бадди зарабатывает от 35 до 55 тысяч долларов в год, и ему их не хватает на красивую жизнь. Суммы уходят на налоги, оплату коммунальных услуг и покупку костюмов, подходящих для офиса. Его отец за год заработал 47 тысяч долларов и, по его словам, ему было их достаточно.

В этом отчётливо видно, во-первых, что понятие благосостояния у каждого человека совершенно разное, во-вторых, разрушается иллюзия, что работники из офисов на Уолл-стрит поголовно миллионеры. Наоборот, они, как видно по Бадди, могут с трудом выживать. Они занимают деньги у родителей и долгое время остаются в долгах. Они могут попасть в ситуацию, когда клиент подаёт жалобу, что его брокер пропустил повышение ставок, и ранее купленные клиентом акции падают в цене, что брокеру приходится возмещать компании ущерб. И рабочий день длится с 9.30 до 16.00, как в обычном офисе. Они такие же рабы денег, как и любой другой человек.

В том, что скромность родителей не по душе, Бадди и Гордон Гекко оказались единодушны. Гекко приоткрыл свою душу (или то, что от неё осталось), когда они ехали в лимузине, рассказав, что его отец был обычным продавцом электротоваров и умер в пятьдесят лет; он слишком изводил себя, а всё потому, что всю жизнь работал честно. Сам Гордон такой участи для себя не хочет, поэтому на незначительные вещи – переживания за других людей – он тратить время не станет. Рассуждения Гордона Гекко отозвались внутри Бадди, хотя он сразу этого не признал. Но всё же логично, что парень согласился на противозаконную деятельность (сбор инсайдерской информации), предложенную Гекко, тут он себе не противоречил.

Ведь в начале фильма, в сцене разговора с Карлом Бадди, отбиваясь от отцовской критики (ты – торгаш), заявил: “Нет больше благородства в нищете”. А Гекко поверил в него, что очень польстило амбициозному парню (это тоже не стоит исключать – сам кумир обратил внимание). Более того, чуть раньше Гекко обронил фразу, созвучную отцовской: “Хватит рекламировать себя как мелкий лавочник”.

“Торгаш” и “мелкий лавочник” – слова, которые били Бадди в уязвимое место, он хотел большего, но пока значимые фигуры видели его только на низком уровне. Это весомый аргумент, чтобы рискнуть и повысить свои ставки.

Образ Гордона Гекко

Эпизод, когда Бадди был приглашён Гордоном Гекко в элитный клуб, раскрывает больше истинного Гордона.

До клуба у Бадди и Гекко было несколько встреч, но они носили скорее официальный характер, были стандартными (офис, ресторан). Но вот встреча в клубе – это хороший режиссёрский ход для углубления образа антагониста.

В клубе они играли в сквош, потом сидели в сауне. Мистер Гекко выглядел более расслабленно за счёт спортивной формы для игры, а потом он и вовсе был в белом полотенце. Это делало его беззащитным – хотя и противоречиво, но всё же строгий дорогой костюм – это броня, которую он сбросил, показывая, что под ней он тоже человек.

Это, кстати, тоже относится к развенчиванию стереотипа, что финансовые магнаты непробиваемые. Когда-то они тоже были обычными людьми, пока не обросли костюмом в сотню тысяч долларов и угловым кабинетом с лучшим видом на Манхэттен. Гекко заявил, что “купил это право быть членом клуба”, доказывая, что ему блага попали в руки с трудом, а не в качестве подарка. Бадди должен был понять, во-первых, свою привилегию – ему повезло, что он так “легко” получил право прийти в этот клуб, а, во-вторых, ему ещё предстоит поработать, чтобы добраться до уровня самого Гордона Гекко. Гекко также признался, что вошёл в совет Зоопарка Бронкса, заплатив один миллион долларов. Он понял, что люди там животных любят больше, а себе подобных терпеть не могут. В этот момент Бадди признался, что сегодня потерял сто тысяч долларов в Terafly, на что Гекко парировал: “Надеюсь, твой отец не состоит в профсоюзе этой компании”.

В этой партии ящерица обыгрывает лисёнка. Поддерживая свою лисью фамилию, Бадди хотел сохранить секрет о Bluestar Airlines, но искушённый Гекко смотрит на несколько шагов вперёд: “Информация в наше время ценится очень высоко”. С точки зрения бизнеса, Гекко преподал юнцу урок. С точки зрения постановки, в этой сцене показано, что Гекко буквально обезоружил парня. Тот находится в сауне, голый и беззащитный, его полностью рассекретили. Гекко видит его насквозь и сокрушит даже голыми руками, потому впредь либо Бадди будет предельно честен, либо сотрудничество стоит прекратить.

Финансовая драма “Уолл-стрит” Оливера Стоуна немного отдаёт утопией.-6

Гордон называет его “малыш”, подчёркивая незрелость Бадди. Сам при этом не боится быть уязвимым, рассказывая о себе разные вещи о том, как ему даётся то или иное право. Гекко застёгивает манжеты сорочки, надевает кольцо, завязывает галстук, причёсывается. Он ведёт себя как самый обычный человек. При этом он всё равно привлекает внимание, Бадди завороженно слушает его. Гекко надевает пиджак и прощается, завершая “сеанс стриптиза” и давая понять, что потеря ста тысяч долларов и сокрытие правды его не устраивают, тем более, что на него уже работают двадцать маклеров, ещё один ему не нужен. При этом раздаётся раскат грома, а образ Гекко оказывается в затемнении, чтобы сделать его страшнее (то есть его истинная сущность вернулась). Это считывается как то, что игры закончились, и “малыш” должен повзрослеть.

Сцена в лимузине, когда Гордон Гекко даёт Бадди последний шанс

В этой сцене, помимо откровения Гекко об отце, звучит и другая важная информация. Гордон Гекко рассказывает о своём конкуренте – сэре Лоуренсе Уайлдмене. Он увёл у Гекко компанию, чем очень его разозлил. Теперь пришло время расквитаться. Раньше у Гекко был человек, кто добывал закрытую информацию, но его поймали. Теперь Гекко намекает, что Бадди должен заняться этим, если хочет с ним работать. Это опасно, но лисёнок сам просил дать шанс.

Из спортивного клуба ситуация переместилась в тесный салон автомобиля. Бадди оказался в стеснённом положении. Безвыходным его назвать нельзя, но Гекко не даёт ему вариантов. И теснота салона лимузина хорошо подчёркивает сложность в принятии решения. Бадди хочет быть хорошим и богатым. Но он не придумал, как этого добиться.

В этой сцене, мне кажется, Оливер Стоун цитирует сцену из драмы Элиа Казана “В порту” с Марлоном Брандо в главной роли. Терри (в исполнении Брандо) и его брат Чарли обсуждают своё будущее, и в воздухе застыл вопрос: “Как правильно поступить”. Тут важнее даже не то, что уместно цитируется классика, а именно образ Элиа Казана, чьё имя стало скандальным в Голливуде из-за его поступка, когда он в 1952 году раскрыл имена тех коллег, кто был членами Коммунистической партии. В этом остаётся дискуссионный момент – можно ли его считать хорошим человеком после этого? Кто такой хороший человек? Бадди Фокс использовал информацию, полученную от отца, чтобы продвинуться вверх по лестнице, привлечь внимание кумира, и ему удалось стать ближе к Гекко. Теперь Гекко толкает Бадди на преступление, и Бадди по-прежнему хочет стать богатым. Он борется с собой, желая быть хорошим, но ему предлагают пойти против закона.

В этом тесном салоне лимузина Оливер Стоун помещает бесконечную рутину жестокости, моральных мучений, которые повторяются всегда, в любое десятилетие. Это он показал на примере войны во “Взводе”, показал и здесь на примере людей, желающих быть хорошими, но совершающими ошибки.

Заключение

Бадди Фокс в итоге из молодого лисёнка превращается во вполне взрослого лиса. Он чуть не теряет своего отца, он убеждается, что его герой Гордон Гекко действительно способен на крайние меры. Такое открытие позволяет ему самому пойти на такие же. Он решает вступить в сотрудничество со злейшим врагом Гекко – сэром Лоуренсом Уайлдменом – и обокрасть своего бывшего наставника. Получается, геккон научил лиса искусству войны, чтобы лис потом воспользовался полученными знаниями. И испортил ему день, устроив самый большой проигрыш.