742,5K подписчиков

Три главные ошибки династии Романовых, которые привели к её свержению

1,2K прочитали

Можно выделить три фундаментальные ошибки последних российских императоров, которые в итоге привели к падению российской монархии. Эти три ошибки полностью соответствуют членам сакральной формулы – «Православие, самодержавие, народность» – на которой, как казалось Романовым, прочно и незыблемо покоилась русская государственность.

Можно выделить три фундаментальные ошибки последних российских императоров, которые в итоге привели к падению российской монархии.

Православие

Религия в XIX и начале ХХ века представлялась необходимым устоем жизни. Господствующее положение православной церкви казалось естественным, так как православие исповедовало большинство российских подданных – кроме русских (великорусов, малорусов и белорусов), это были ещё и грузины, и множество небольших народов, населяющих Россию. Церковные обряды занимали важное место в жизни народа. Правящим кругам, в своём большинстве довольно равнодушно и даже цинично относившимся к вопросам веры, казалось чрезвычайно важным поддерживать видимость своей религиозности, чтобы удерживать и народ в лоне православной церкви.

Но православие не давало ответа на вопрос о всем видимых несправедливостях общественной жизни: как же Бог попускает им твориться? Православие могло предложить пастве только утешение в загробной жизни, а в этой жизни оно предлагало только терпеть, молиться и ничего не предпринимать.

Такое положение могло быть устойчивым только в отсталом средневековом обществе. Но Россия давно вышла из этого состояния. Необходимость поддерживать своё положение как великой державы вынуждала идти в ногу с веком и заботиться о научно-техническом прогрессе. Стране были нужны образованные люди и как можно больше. А светское образование выдвигало в первый ряд совсем другие, не церковные авторитеты. Устои религии были расшатаны не только в образованном обществе, но и в простом народе по мере того, как он постепенно становился грамотнее и, в условиях развивавшегося капитализма, предприимчивее.

Авторитет православной церкви был расшатан задолго до революции. Так, белогвардейский генерал Антон Деникин свидетельствовал, что поступавшая в армейские ряды молодёжь, в основном крестьянская, была совершенно равнодушна к религии. Оказалось, что большая часть народа только по принуждению ходила в церковь. Когда рухнула монархия, и церковь перестала пользоваться государственной поддержкой, солдаты совершенно отбросили в сторону религиозные обряды, а в одной из воинских частей на фронте в походной церкви устроили солдатский нужник… Опора на православие не сработала.

Деникин Антон Иванович
Деникин Антон Иванович

Самодержавие

Романовы были убеждены, что самодержавие – исконно русский образ правления, и поддерживали его до конца. Они не собирались ни с кем делиться властью. Даже когда взрыв народного возмущения вынудил Николая II собрать нечто вроде народного представительства – Государственную Думу – то и тогда император продолжал вести себя как абсолютный монарх, не считаясь с мнением этой структуры. Последний император полагал, что обязан хранить самодержавный строй, чтобы передать своему сыну незыблемые права на царство.

Николай II с сыном
Николай II с сыном

В результате такое нежелание разделить свою неограниченную власть даже с самыми лояльными и отнюдь не заинтересованными в крушении социального порядка кругами – с крупной буржуазией – привело Романовых к тому, что они потеряли всё. И не только они, но и те круги, которые, при их своевременном допуске к власти, могли бы усилить её социальную базу.

Народность

Это самый загадочный символ трёхчленной формулы. Невозможно точно установить, что он обозначает. Но для Романовых он виделся в том, чтобы поддерживать иллюзию следования правящей элиты народным традициям. У Николая II это выражалось не только в скрупулёзном соблюдении обрядов господствующей религии, но и в явной опоре на русский национализм. Ещё его отец Александр III провозгласил: «Россия для русских», что являлось, конечно, нонсенсом в многонациональной стране.

Надо заметить, что этот принцип был не по душе очень многим и в правящей элите Российской империи, также, по традиции, многонациональной. Непропорционально много в ней было немцев. Последние Романовы, сами немцы по происхождению, пытались ограничить число своих соплеменников в высших кругах империи.

Знаменитый канцлер Германии Отто Бисмарк, подметив начало этого процесса, предрёк в одном из своих писем, что рано или поздно такая политика приведёт к крушению российской монархии, так как немцы начиная с Петра I всегда составляли очень важный компонент устойчивости российской системы, поставляя ей много государственных деятелей. И оказался прав.

Бисмарк, Отто фон
Бисмарк, Отто фон

Опора на русский национализм не принесла пользы Николаю II, так как подавляющей массе русских она не давала ровно ничего.