Найти тему
Дайте микрофон!

Беспрецедентная фетва о запрете никаба и будущее россиской уммы

Муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев
Муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев

На российском Кавказе запретили никабы. И это мощный прецедент.

Ранее подобные запреты вводились со стороны светской власти. В России же муфтият издал фетву. Понятно, что там присутствует элемент давления со стороны официальных властей, однако вряд ли имела место прямая просьба. Решение созрело внутри самого муфтията, и это один из примеров способности российского ислама к модернизации.

Исторически это не ново. На стыке 19-20 вв. в России обновленческое движение - джадидизм - было весьма распространенным. Тогда, правда, к модерну было иное отношение, чем сегодня. Россия активно модернизировалась и просвещалась, и большая часть уммы предпочитала развиваться со всеми, а не замыкаться в себе. Евреи, которые ранее предпочитали жить замкнутой общиной, в это время тоже стали все чаще отдавать детей в светские школы и университеты. Сейчас образование в истории успеха значит куда меньше, чем родственные связи, да и модерн сегодня гораздо чаще критикуют с позиций традиционализма.

Карикатура на крымскотатарского педагога и интеллектуала Исмаила Гаспринского (справа), изображенного с газетой "Переводчикъ-Терджиманъ" и учебником «Ходжа и субъян»  ("Учитель детей") в руке. Слева татарский и азербайджанский мусульманские священнослужители, угрожают ему указами такфира и шариата. Из сатирического журнала "Молла Насреддин", № 17, 28 апреля 1908 г., Тбилиси (иллюстратор: Оскар Шмерлинг).
Карикатура на крымскотатарского педагога и интеллектуала Исмаила Гаспринского (справа), изображенного с газетой "Переводчикъ-Терджиманъ" и учебником «Ходжа и субъян» ("Учитель детей") в руке. Слева татарский и азербайджанский мусульманские священнослужители, угрожают ему указами такфира и шариата. Из сатирического журнала "Молла Насреддин", № 17, 28 апреля 1908 г., Тбилиси (иллюстратор: Оскар Шмерлинг).

Кроме того, ислам стал модным. Есть такой феномен - мода на духовность. В 70-х это была мода на индуизм, в 80-е на разного рода эзотерику и псевдонаучную "экстрасенсорику", в 90-е был всплеск популярности православия, а сегодня девочки в тиктоке позируют в никабах и паранджах, а звезды спорта и кино принимают ислам.

Тем ярче на этом фоне прозвучала новость о фетве против никаба. Муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев своим жестом по сути сделал видимой для российской уммы альтернативу активно пропагандируемому в социальных сетях возврату в архаику и мракобесие. Будет ли продолжение, посмотрим, но в любом случае это шаг очень смелый и достоин уважения и внимания.