7,4K подписчиков

Эти две картины никто не должен был увидеть

305 прочитали
Величайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его.
Дени Дидро

19 век предполагал, что живописцы будут писать правду, так они решили, но не всем нравилась правда, натурализм и прочее, особенно когда речь зашла о Боге. Познавая его, всё больше хотелось в первую очередь сделать из него человека, показать ту часть его пути, когда он ещё был просто проповедником и просто исторической личностью. Конечно же, хотелось обратить все факты о нём в достоверный рассказ о его жизни. Было два художника Николай Ге и Василий Поленов; один писал его муки так, что кровь в жилах у неподготовленных людей стыла, другой писал его путь земной, так, как будто бы он неоспоримо жил. Они игнорировали его атрибуты божественности, и их картины не хотели показывать людям. Это был вызов, это была та правда, которую хотели спрятать, их картины никто не должен был увидеть...запрет. Но так ли страшна эта правда, ведь она делает Бога ближе к нам, зритель видит не только Спасителя, он видит его путь, который изменил ход истории.

Василий Поленов «Христос и грешница» или «Кто без греха?»

Когда художник взялся за сюжет, рассказанный в Евангелии от Иоанна о Христе и грешнице, он даже не предполагал, с какими трудностями он столкнётся. Василий Поленов в это время был признанным пейзажным живописцем. Он выбрал религиозный сюжет, идея пришла к нему, когда он находился в своём экстремальном путешествии по Ближнему Востоку, тогда-то он и решил во что бы то ни стало писать жизнь Иисуса Христа. Стоит сказать, тенденция изображать исторического Иисуса пришла с запада, но в России люди у власти сопротивлялись видеть такого Бога в окружении учеников, в достоверной реальной сцене и пейзаже. Чтобы добиться этой правды, Поленов пишет традиционные костюмы, пишет Иерусалимский храм, а позируют ему Исаак Левитан и Константин Коровин. Он достигает этнографической точности в своей картине, что делает её сюжет исторически реальным. Мать Поленова была удивлена увиденным Христом, слишком вызывающий образ. Поленов переписал его одежду, но мало что поменялось. Чтобы картина оказалась на выставке, художнику пришлось обивать пороги сильных мира сего. Цензор не пропускал её, а обер-прокурор Святейшего Синода не разрешил печать её даже в каталоге. Князь Владимир на тот момент Президент Академии тоже был возмущён тем, что картина показывает Христа человеком без нимба, заметя в этом отрицание его божественности, и тоже вынес вердикт запретить к показу со словами: "Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна."

Василий Поленов Христос и грешница (Кто без греха?). 1888г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Поленов Христос и грешница (Кто без греха?). 1888г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Художник понимал, что теперь его работу точно никто не увидит, и только лишь благодаря Александру III картину увидела публика. Он приехал на выставку и дал разрешение на показ картины. Вот так милость императора и его, скажем так, прогрессивность позволила людям посмотреть, то, что хотели скрыть. Но было одно, но! Картине сменили название, так как не стоило писать про грехи сильных мира сего и не стоило делать акцент на Иисусе. Картину назвали "Блудная жена", хоть художник и был против, в музее картина находилась с этим названием.

А как же люди отреагировали на полотно? Общественность только её и обсуждала. Лев Толстой, который дружил с Николаем Ге, почему-то не принял эту картину Поленова, но при этом поддерживал натурализм Ге. О картине он сказал следующее:

"Поленов красив, но бессодержателен, правая сторона картины написана очень хорошо-сама грешница, евреи; левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него — какой-то полотер, а апостолы плохи; сзади декорация". Вердикт был строгим.

Художник же после этой истории решил и дальше писать Иисуса и его земной путь, не обращая внимания на запреты, с которыми он всё равно сталкивался. Он выбрал тему, которая его вдохновляла, и написал много прекрасных картин о Боге, позже серию его картин назовут "Евангелием от Поленова". Сам художник так скажет об этом периоде творчества:

"Трудная задача передо мною — непосильная, но я не в состоянии от неё отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нём...В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как он себя постоянно называл, а по величию духа — Сын Божий; как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ."

Николай Ге "Распятие"

Хочу заставить зрителя рыдать, а не умиляться. Николай Ге

Чтобы написать свою финальную сильную картину о мучениях Иисуса Христа на кресте, художник пишет картину 19 раз! Он хотел добиться такой правдоподобности, чтобы ни у кого не было сомнений, какие испытания прошёл и выдержал Спаситель. Сам художник не раз восходил на крест, чтобы хоть как-то понять эти страдания. Он пишет картину 10 лет для того, чтобы поразить людей в самое сердце, но никто из зрителей так её и не увидит. Картина настолько поражает Толстого, что тот рыдает возле неё, говоря: "Что так оно всё и было". Художник на тот момент увлечённо пишет Христа, отказывается почти от семьи, скитается и вообще ведёт жизнь подобно отшельнику и юродивому. Его не понимают и не принимают его творчества, слишком откровенно. Но критика не влияет на него, он идёт своим путём, не зная, что своим творчеством предвосхищает будущее. У него много сил творить, несмотря ни на что и много сил, чтобы сказать своё веское слово в искусстве. Его Иисус — это не просто человек, это человек, прошедший через силу страданий, живой сильный мученик, который умер за людей. И в своём творчестве Ге бескомпромиссен. Он пишет не просто правду, его цель — написать боль.

"Распятие" Николая Ге 1892г. Холст, масло. Размер: 280×225 см. Музей д’Орсе, Париж
"Распятие" Николая Ге 1892г. Холст, масло. Размер: 280×225 см. Музей д’Орсе, Париж

Но увы, его мечта поразить публику была также бескомпромиссно растоптана. Царь был против категорично. Картину сняли с выставки и убрали подальше от всех в одно из помещений Третьяковской галереи.

Но всё же спустя почти 10 лет картину всё же увидела публика, но уже в Париже. Художника назвали предвестником экспрессионизма.

Всегда в искусстве были картины, которые не принимали, которые поражали и, быть может, отталкивали, но всегда такие картины опережали время, чтобы искусство развивалось. И эта та сила, которой требуется время, чтобы раскрыться. Сейчас картины мы можем с лёгкостью увидеть, говорить о них и восхищаться тем, как художники не побоялись пойти против запретов и критики, чтобы быть откровенными с нами.

Спасибо за то, что прочитали до конца, надеюсь, было интересно. Прекрасного вечера и не менее прекрасной ночи и до встречи на этом канале в следующих публикациях!