Найти тему
сергей пантелеев

История общества Иисуса. Лойола в Венеции.

После знаменитой клятвы в подземельях Парижа наши герои решили отправиться в Палестину, чтобы проповедовать среди масульман. Если по каким то причинам этот вояж не удастся, идти в Рим и дать папе обет повиновения.

Ксавье, Сальмерон и Лайнес, испанцы, сказали, что им необходимо закончить свои дела. связанные с недвижимостью, на родине. Однако Иниго не отпустил из, вероятно не слишком полагаясь на их твердость. Решили. что в Испанию поедет он один, и решит все и за себя и за своих соратников. Встретится договорились в Венеции, к 25 января 1537 года, чтобы затем отправиться морем к берегам Сирии. Лойола снабженный полномочиями товарищей, уехал из Парижа 25 января 1535 года. Здесь у нас пробел почти в два года. Чем занимался в это время Лойола доподлинно неизвестно. Последующие биографы, все иезуиты, что на родине его встречали как триумфатора. Его проповеди собирали огромные толпы народа, как сейчас бы сказали "собирал стадионы". Ну и разумеется братья уговаривали его остаться и пользоваться благами наследства. Все это представляется достаточно фантастичным, скорее всего это благочестивые домыслы поклонников будущего святого. Но известно что конце декабря 1536 года Лойола поселился в Венеции, ожидая товарищей.

-2

О его соратниках в это время известно больше. К группе присоединились ле Жэ, родом из Аннеси в Савойе; Кодюр, родившейся в Эмбрюне, небольшом городке в Дофине; и Бруэ, пикардиец из Бретанкура возле Амьена. Закончив обучение все девять отправились в Венецию. Девять правильное число, мне сразу вспоминаются девять Бейбарса и, разумеется, девять кольценосцев (лирическое отступление). Но направились они не прямым путем, а через земли германской империи.

Здесь дискутируя с немецкими приверженцами Лютера и неизменно побеждая тяжеловесных немцев, сбивая их с позиции искусной диалектикой и пламенным красноречием. Все же сказывалось университетское образование. Они приобрели такую известность, что слух об их деятельности достиг ушей императора и его представителя в Ватикане.

Мартин (Августин) Лютер.
Мартин (Августин) Лютер.

В качестве лирического отступления надо сказать, что время, когда происходили описываемые события, было чрезвычайно трудным для Ватикана. Прошло 20 лет с тех пор как Лютер прибил свои тезисы к дверям замковой церкви в Винтерберге. За эти годы от католицизма отказались Англия, Швейцария, Дания и Швецию, Норвегия, часть германских земель. Разумеется не малое значение в этом процессе имели деньги: светские правители не хотели делится с Ватиканом ни деньгами ни властью. В христианском мире царили разброд и шатание.

Тициан Вечеллио портрет папы Павла III
Тициан Вечеллио портрет папы Павла III

На римском престоле в это время был Павел III из дома Фарнезе. Добродушный и недалекий, он, однако, назначил особую комиссию, которой поручил расследовать и донести ему о причинах упадка веры. В комиссию вошли: кардиналы Караффа, Контарини, Садолет и Поль, архиепископы Фрегозо, Алессандри, епископ Джиберто, аббат венецианского монастыря св. Георгия Кортези и доминиканец Бадиа. Павел III ужаснулся, читая обширную докладную записку, составленную комиссией. В этом опусе содержались и предложения по мерам долженствующих спасти церковь. Здесь была и суровая цензура над позорным поведением монахов; искоренение предрассудков, поддерживаемых и усиливаемых монастырями; обязательное прекращение симонии, или торговли церковными должностями; освобождение духовенства от обетов безбрачия, так как внебрачное сожительство сделалось вполне обыденным явлением коренное изменение духа и направления университетского преподавания, подрывавшего в корне авторитет церкви; назначение священникам и капелланам определенного жалованья, для уничтожения их алчного мздоимства. Что касается обета безбрачия, то его не соблюдали и Папы. Так Александра Борджиа были дети, и ходили слухи, что он сожительствовал с собственной дочерью Лукрецией. Но Павел III испугался громадности и радикальности задуманной реформы и отложил дело в долгий ящик, передав исторический документ комиссии на хранение в ватиканский архив, где он лежит до сих пор.

8 января 1537 года Фабер с товарищами – ядро и фундамент будущего ордена иезуитов – прибыли в Венецию. Лойола представил им трех новых соратников, завербованных в Венеции; это были два зажиточных брата из испанской Наварры, Эстебан и Хаим Эгвиа, и талантливый богослов Госец, родом Малаги. Встал вопрос об отправлении а Палестину. Но к этому времени Лойола по видимому уже потерял желание к поездке туда. Возможно, на это оказали влияние его воспоминания,не слишком приятные, о его предыдущем путешествии туда, когда его встретили не слишком дружелюбно. Поэтому он сослался на трудности зимнего путешествия и перенес паломничество на весну. Вслед затем Лойола предложил членам братства не терять даром времени, а принять на себя уход за больными в госпиталях св. Иоанна, св. Павла.

Сам он принялся исправлять и наставлять в делах веры венецианцев, когда-то осмеявших его. Разумеется это не понравилось местным клирикам, которые подали жалобу на Лойолу в духовный суд. Председательствовал в суде папский нунций при республике, Вералли. Неизвестно чем закончилось бы дело, если б Лойолу не поддержал театинский архиепископ Караффа, вскором времени получивший кардинальскую шапку. Вералли т произнес оправдательный приговор и Лойола вышел из суда с гордо поднятой головой.

Наступила весна и вновь встал вопрос о путешествии в Палестину. На этот раз Лойола, имевший сведения о готовящейся войне, доказал на общем собрании, что без благословения святейшего отца предприятие невозможно, иначе в Палестине им будут мешать на каждом шагу. В Рим были командированы Фабер и Ксавье.

Фабер, Пьер.
Фабер, Пьер.

В Риме посланцы при помощи имперского уполномоченному Ортица, которого Фабер знал лично получили аудиенцию у Павла III Первосвященник не только принял их но и , благословил их на миссионерский труд в Палестине, подарил им на дорогу 60 дукатов и разрешил принять рукоположение у любого епископа. Вполне довольные посланцы радостно возвратились в Венецию к Лойоле.

Ксавье.
Ксавье.

Решено было всем принять священнический сан. 24 июня 1537 года состоялось торжественное рукоположение в священники самого Лойолы, Ксавье, Сальмерона, Бобадильи, Родригеца, ле Жэ, Кодюра, Бруэ, Госеца и братьев Эгвиа. Тринадцать священников, связанных между собою клятвою были готовы ехать в Обетованную землю.

Но тут разразилась ожидаемая война с Турцией, и путешествие стало невозможным в обозримом будущем. Хитрость Лойолы удалась. Тогда Лойола предложил рассеяться по всей Италии для вербовки новых членов, а затем отправиться в Рим и исполнить вторую часть монмартрского договора, то есть поступить в полное распоряжение папы.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки к комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.