Любуясь изделиями Александра Ахвердяна, поражаешься, как самый обычный металл, сливаясь с огнем, фантазией и мастерством кузнеца превращается в настоящее произведение искусства, настолько выразительны кружевные изгибы металла.
Александр Ахвердян, художник, кузнец художественной ковки, обрабатывая металлы, создает уникальные изделия для украшения быта: ворота, заборы, лестничные ограждения и винтовые лестницы, козырьки, навесы, фонари, садовые беседки и даже мебель. Работа с металлом не приемлет спешки, суеты и многословия. Вот и Александр скромный, не публичный человек, но когда говорит о любимом деле, глаза его загораются и рассказывать может долго и очень интересно. Самый счастливый момент в работе, когда клиент говорит простое искреннее «спасибо», а по улыбке мастера, можно сказать, что волшебное слово он слышит достаточно часто. Как истинный художник в каждый заказ привносит свое, а на вопрос, какой заказ был самым интересным, ответил: «Карта России в металле». Вот, где можно дать фантазии разгуляться… Заказ, к слову, поступил от Российских железных дорог.
Крепкая дружба с металлом у Александра Васильевича длится уже более 40 лет. А началось все в детстве. Маленький Саша очень любил рисовать. Детство его прошло в небольшом уютном городке Костерёво Петушинского района, основанном чуть более 100 лет назад, хотя эти живописные места на высоком берегу речки Липны были обжиты задолго до того, как возникло само Костерёво. Крестьяне Липненской волости защищали Отечество в войне 1812 года. Это стало толчком к строительству большого каменного храма Воздвижения Креста Господня, освященного в 1815 году. Храм не подвергся поруганию и продолжал функционировать в советский период, его убранство сохранилось почти в первозданном виде. Природа и умиротворение провинциального городка, духовная основа способствовали формированию духовно-эстетического вкуса мальчика.
К сожалению, в музыкальной школе, созданной в мае 1962 года, отделения изобразительного искусства не было, поэтому стремление Александра к творчеству привело к местному художнику. Надо сказать, несмотря на то, что городок Костерёво совсем небольшой, но по сей день в нем живет и работает много художников. Существует даже такое направление – «кистерёвская линия во Владимирском искусстве», которую основал Александр Лукин, ярки самобытный художник, признанный в среде профессионалов, член Союза художников СССР, окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, как живописец сложился в среде владимирский живописцев. В его своеобразном творчестве читалась любовь к стране своей и Родине. Стиль Александра Васильевича просматривается в творчестве его учеников: Николая Владимирова, Ильи Савельева, Виктора Мелешенкова. Последний стал наставником Саши с 4 по 10 класс, учил его живописи, рисунку, композиции, цветопередаче и, конечно, любви к своей малой Родине. Художника вдохновляли лирические просторы, удивительно душевные пейзажи: берег реки Липны, луга вдали, цветущая сирень, белая церковь на холме. Через костерёвских художников мальчик открыл для себя мир высокого творчества, он познакомился с именитыми владимирскими художниками: Кимом Бритовым, Владимиром Юкиным, Валерием Кокуриным и другими художниками.
Как говорил его учитель, Виктор Мелешенков, кстати, так же член Союза художников России (1991 г.): «Творчество заложено во всех людях, нужно развить это в себе, и тогда жизнь станет богаче и насыщеннее!» В этой творческой атмосфере жил и воспитывал свой художественный вкус, отношение к жизни Александр.
Далее было Суздальское художественно-реставрационное училище, именно здесь он постигал основы мастерства. Уже в училище понял, что хочет заниматься художественной обработкой металла. На протяжении всех последующих лет ни разу не пожалел о выбранном пути.
Сегодня мы в кузнечной мастерской художника. Святая-святых современной кузницы, как и столетия назад, - горн. Здесь, в огне, металл становится мягким и податливым в руках мастера, приобретает задуманные эскизом формы. Наковальня – рабочий стол, центр кузнецы. А вот самый тяжелый процесс работы – отбивание металла молотом, заменил механический пневмомолот. Пришла в современную кузню и электросварка для соединения отдельных элементов в готовое изделие. Но все это не умаляет художественной ценности и уникальности творения.
Как говорит Александр Васильевич: «Я не просто кузнец, я специалист по художественной обработке металла», - а это несколько шире, чем ковка. Просечное железо, басма, чеканка – все эти виды обработки металла прекрасно уживаются с ковкой, делают кованые изделия более нарядными, выразительными и изысканными. Работы, выполненные по старинным технологиям, прекрасно вписываются в пейзаж города с многовековой историей, сохранившего архитектуру 17-18 в.в., коим является Гороховец.