Я люблю порассуждать о законодательных новинках, и сегодня озвучу некоторые мысли по поводу «совершенствования» наших выборов. Старые читатели знают, что я когда-то отработал несколько лет в качестве зампредседателя УИК, и знаю весь процесс изнутри. Но обо всем по порядку.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Предыстория вопроса
Впервые о том, что голосовать можно без бюллетеней, правительства стран мира задумались еще в 60-е годы прошлого века.
В 90-е, с распространением Интернета, предпринимались первые попытки перевести выборы в онлайн-формат. В России первые приближенные к выборам (но не влияющие на результат) опросы прошли еще в 2008 году, но потом эта идея была отложена.
В 2019 году вступили в силу поправки в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», которые впервые сделали электронное голосование возможным в принципе.
Поправки пригодились уже в следующем году, когда необходимо было провести выборы в Госдуму в условиях пандемии. Москва стала первым регионом, где электронное голосование прошло в штатном режиме.
Весной 2024 года на выборах Президента электронное голосование прошло уже в 30 регионах. Количество зарегистрированных избирателей составило более 5 млн. человек, явка 94%.
Что случилось?
В начале июля ЦИК объявил о дальнейших сдвигах в пользу всеобщего электронного голосования. Регионы теперь могут сами принимать решение о проведении электронного голосования, а от бумажных бюллетеней можно вообще отказаться.
В тот же день власти Москвы объявили, что откажутся от бюллетеней — их выдадут только тем, кто подаст специальное заявление. У остальных избирателей будет два способа проголосовать:
- через Интернет на специальном портале;
- на избирательном участке с помощью электронных терминалов.
Внешне такой процесс значительно упрощает работу участковых комиссий — не нужно будет всю ночь сортировать и считать бюллетени, ведь данные будут сразу поступать в вышестоящую комиссию.
В ЦИК также не устают регулярно выдавать разъяснения о том, что на самом деле электронное голосование гораздо прозрачнее, чем обычное, ведь отследить результаты может любой гражданин на соответствующем портале.
К чему все идет?
Результаты, само собой, увидеть сможет любой. Но вот как они получены — никто не узнает.
Если мы говорим о традиционном голосовании с бюллетенями и «подрисовке» результатов, то закон дает хотя бы теоретическую возможность проверить это.
После закрытия избирательного участка все бюллетени сортируются и считаются членами УИК, после чего результаты заносятся в протокол, а бюллетени складируются в разные мешки (рассортированные по кандидатам/партиям отдельно; невыданные отдельно; испорченные отдельно).
Протокол передается в вышестоящий ТИК, а опломбированные мешки с бюллетенями сдаются на хранение. И в теории всегда есть возможность поднять протокол и пересчитать бюллетени. Добиться этого можно через вышестоящую комиссию (на практике невозможно) или через суд (практически невозможно).
А электронное голосование и вовсе превращает эту систему в некий «черный ящик»: кроме операторов системы, никто не сможет точно установить, каковы были настоящее итоги голосования.
Система электронного голосования была бы неплохим решением в странах, где есть независимые избирательные комиссии и независимые суды, поскольку эта система подразумевает высокий уровень самостоятельности и взаимодоверия.
Но дальше комментарии, я думаю, излишни.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********